Камилла Клодель в образе мысли

Как красиво и певуче звучат французские имена, почти полностью лишенные шипящих  и раздражающих слух глухих согласных, например, легендарная Камилла Клодель (Camille Claudel).
Камилла — известный французский скульптор и художница-график — родилась 8 декабря 1864 в коммуне Фер-ан-Тарденуа на севере Франции. 
В 1883 году юная Камилла познакомилась с сорокалетним Огюстом Роденом, который в статусе зрелого мастера преподавал скульптуру начинающим скульпторам. Отношения Учителя и ученицы складывались весьма непросто. И Огюст и Камилла были людьми самодостаточными, творческими с яркими независимыми характерами.   Вскоре она начала работать в мастерской Родена, со временем став для него источником постоянного вдохновения, моделью, ученицей и любовницей. При этом Камилла никогда не вступала в официальные отношения с Роденом, который дорожил своей 20-летней дружбой и привязанностью к Розе Бере.
Камилла была беременна от Родена, но совместных детей у пары не случилось, и это печальное для нее обстоятельство, как и для большинства женщин, мечтающих о материнстве, повергало ее в глубочайшую депрессию.
В ранних работах Камиллы заметно существенное влияние Родена, но они отмечены и ее яркой индивидуальностью — динамизмом композиции, мятущейся страстностью при удивительной, будто льющейся, плавности линий.
Взаимное проникновение и влияние художников очевидно и прослеживается в работах Родена — «Мысль» (1886), Камиллы — «Расставание» (1888). 
Самобытность Камиллы Роден сумел передать в работе «Мысль» мягкой формой очертаний ее женской головки, выходящей тем не менее из глыбы необработанного камня, подобно тому, как мысль приобретает ясные очертания и находит выход из сферы подсознательного.
Камилла ответила мастеру скульптурной группой «Расставание», где обнаженная девушка на коленях припадает к отстраненному от нее возлюбленному, пытаясь удержать его в своих объятиях.         
В 1893 году произошёл окончательный разрыв Камиллы с Роденом, хотя они продолжали эпизодически встречаться вплоть до 1898 года.
С 1903 года Камилла начинает самостоятельно выставлять свои работы во Французском салоне искусств и в Осеннем салоне. Было бы огромным заблуждением считать, что Камилле помогла только лишь прежняя связь с Роденом: она была блестящим скульптором, достаточно самобытным и независимым. В первые годы XX века у Клодель было множество покровителей, дилеров; её работы имели коммерческий успех — таким образом, у неё не было необходимости греться в лучах славы бывшего учителя.
Скульптуры «Бронзовый Вальс» (1893) и «Эпоха Зрелости» (1900) — это мощная аллегория её разрыва с Роденом, а фигура «Умоляющая» — автопортрет Камиллы.
Миниатюрные работы из оникса и бронзовые статуэтки («Волна», 1897) были сознательным отходом от её раннего «роденовского» периода, с утонченным и декоративным исполнением, отличным от эпического чувства предыдущих работ.
Отец Камиллы, в отличии от матери и брата, всегда одобрявший выбор дочери и поддерживавший её морально и финансово скончался 2 марта 1913 года, а уже 10 марта 1913 года по инициативе брата пятидесятилетняя Камилла была помещена в психиатрическую больницу в городе Нэйи-сюр-Марн на севере Франции.
Подлинные причины такого поворота в судьбе Камиллы до сих пор остаются невыясненными. Некоторые историки искусства полагают, что ее брат Поль Клодель, как неудавшийся художник, устав от пребывания в тени славы сестры, решил таким способом избавиться от нее. По другим источникам у Камиллы в действительности наблюдались психопатические вспышки, хотя очевидно, что она была в ясном сознании, создавая свои великолепные скульптуры. 
В 1914 году в связи с продвижением немецких войск пациенты клиники были переведены в Энгъе, а 7 сентября 1914 года в больницу близ Авиньона.
Из больничной карты Камиллы, датируемой 22 сентября 1914 года, следует, что пациентка страдает «от систематического расстройства сознания на основе ложных толкований и галлюцинаций». Сотрудники больницы неоднократно предлагали семье забрать Камиллу из лечебницы, но родные каждый раз отказывались от этой возможности. В клинике Камиллы провела долгих тридцать лет. За все это время Поль Клодель посетил сестру лишь несколько раз, однако ни мать пуританских воззрений, ни сестра не навестили ее ни разу. Земной путь замечательного французского скульптора Камиллы Клодель завершился в возрасте восьмидесяти лет 19 октября 1943 года тихой кончиной в клинике для душевнобольных.


Рецензии