Галиматья ахинею абсурдом погоняет

В последнее время на всяческих сайтах всё чаще и чаще стало встречаться утверждение, что с самой ни на есть древности русскую печь использовали не только по прямому назначению – обогреву и готовке пищи, но и в качестве помывочного объекта, а именно бани.

Более абсурдного заявления представить невозможно. Причём, знатоки уверяют что они самолично собственными-пресобственными глазами видели, как в печи мылся дед (бабка, тётка, сосед и прочие личности). Или  же второй вариант:  «А вот один знакомый сказывал, как он мылись в русской печи» и т.д. и т.п.

Здравый смысл у подобных рассказчиков отсутствует напрочь.  Ахинея галиматью оседлала и абсурдом погоняет.

Более двадцати пяти лет мы живём в квартире с двумя печками. За это время с середины сентября по май, мы топили печи примерно десять тысяч раз.

Дважды на моих глазах лопались раскалённые чугунные плиты, когда на них из недр кастрюль изливалась кипящая вода. Само собой,после такого приключеньица  плиты приходилось менять.

А когда прочищаешь колена (колодцы) дымоходов, то вынимаешь кирпичи-заглушки, чтобы добраться до этих колен, а потом, разумеется, вставив их обратно вновь замазываешь глиной, иначе будет дымить.   Периодически печки приходится подштукатуривать  и белить.  После таких процедур печь сначала надо тщательно просушить.

По первоначалу, когда мы только начали своё сосуществование с печами, не зная всех тонкостей печного дела, отштукатурили печку,  и немного погодя, не дав ей просохнуть, затопили. Догадываетесь, что стало с глиняной штукатуркой?  Естественно, пошла трещинами.

 Ну, а  теперь, представим ситуацию тотального помыва  некой семьи в русской печи. Прежде всего надо натаскать воды на всю ораву и нагреть. Для этого необходим бак.  Представим, что бак нагрели и вытащили его из печи, дабы освободить для мытья место в жерле и на поде Но в раскалённую печь мыться не полезешь, изжаришься напрочь, следовательно, печь необходимо остудить до приемлемой температуры, чтобы тело хотя бы терпело, а не обуглилось махом.  Но ведь помимо печи будет остывать и  вода. А чтобы воду подогреть печь надо будет вновь затопить.  Замкнутый круг, однако!

Далее, взрослый человек, сидя в печь не войдёт, особенно если высокий и дородный. Стало быть, придётся мыться лёжа.  Попробуйте лёжа натереть себе спину, или дотянуться до ступней. Это только Никулину в «Кавказкой пленнице»  было под силу чесать пятку из горизонтального положения.  Кстати, ноги в печь не войдут, а будут свисать наружу.

И, конечно же, в печи сажа: и на своде, и на поде, причём жирная. А жирная сажа, что краска.  и как её предварительно со стенок и пода не отмывай, только сам испучкаешься. Прикиньте, залез в печь помыться, а вылез натуральным трубочистом!

А представляете, что будет с печью, если в ней начнёт мыться вся дружная семейка – папанька, маманька, дедулька, бабулька и с полдюжины, а то и поболе ребятёшек?

Бедная-бедная печь!  Даже  просыхать не будет. И очень быстро развалится от постоянного перепада температур и повышенной влажности. А если учесть, что крестьянские семьи были большими и многодетными, то если все на протяжении вечера вымоются в печи, что с ней станется?

А зимой как быть после массовой помывки в печи? Ведь, прежде чем растопить печь, она должна просохнуть иначе катастрофа – пойдёт  трещинами, и может вообще развалиться.  Или повышенный конденсат в дымоходах повлечёт за собой жутчайший запах горелых осадочных напластований. Ну, а дымить-то как будет!

Так что сохнуть печке и сохнуть после такой массовой помойки не меньше суток.  А попробуй зимой не затопи ранёхонько с утра – все  останутся без еды и при этом в холоде.

Да и вода куда будет уходить? В подпол, или как раньше говорили в подклеть, а в подполе голбец для хранения припасов. И подпол должен быть сухим, иначе и припасы не сохранятся, а плесенью пойдут, да и сруб деревянный сгниёт быстро от постоянной влаги.

И потом, печь – это  Чистое.  В  ней пекут хлеб и готовят пищу. Крестьянин никогда не осквернил печь срамным – то  есть мытьём бренных телес, в том числе и срамных мест.

Такой вот знаток, такой вот «умник», а может быть просто доморощенный юморист,  пустил эту байку насчёт мытья в печи и все дружно подхватили, нет чтобы мозги включить.

Вот такой расклад. Так что… буйную фантазишку некоторым надо бы поукротить.


Рецензии
Почитала и посмотрела в интернете - похоже, мылись-таки! Печь должна быть большая. Даже видео есть!))
http://youtu.be/pUHApERY0G8

Да и во многих источниках об этом упоминается http://www.culture.ru/s/vopros/parilis-v-pechi/?ysclid=lz1ks4e0l0410352641

"Особенности традиции мытья в печи ярко представлены в рассказе Н. Преображенского, в котором описываются события, произошедшие с автором в декабре 1859 — начале января 1860 года в с. Никольском Кадниковского уезда Вологодской губернии. Считаю нужным привести его полностью:

"Как бы то ни было, на третий день накануне праздника Рождества, я достиг тихого пристанища — дома моего дяди, который, т. е. не юм, а дядя, имел, по выражению обывателей, бороду с добрый хвостанец, : веник, которым уже выпарились в бане.

Всему русскому миру известно, как хорошо после длинной холодной дороги выпариться в жаркой бане Также всему русскому миру известно, что накануне воскресенья и великих праздников весь чисто русский мир имеет древний, свято чтимый и почтенный обычай — париться и менять белье. Дело для меня было подходящее... Но на самом пороге к наслаждению, т.е. к бане, я встретил совершенно непредвиденные препятствия.

Дядя собирался париться. Я лежал на палатях и ждал приглашения в 5аню. Но вместо этого я заметил, что работница принесла в избу соломы, завалила ее в печку, за ней туда же впихнула шайку с теплой водой, в которой был обмочен веник.

Немного погодя среди избы дядя мой явился в натуре, разгладил бороду и, ни слова не говоря, марш за соломой, шайкой и веником в печку Изба была без всяких перегородок, поэтому каждый лог видеть со всех пунктов все, что делается в ней.

Работница закрыла печку заслонкою. Я думал, что дядя думает приготовить из себя жаркое.

Не тут-то было. Немедленно в этой печке, где варят щи, кашу, пекут хлеб, пироги и прочие сдобные вещи и куда залез мой возлюбленнейший родич, раздалось сильное шлепание, охание, кряхтение, одногласные восклицания и целые одобрительные слова в роде: "важно!., славно!., вот так!., вот гак!., а-а-а. Вот еще, еще!... Ух как важно!". Это мой дядя хвостал себя, что было сил во все места, какие бывают у пономарей.

Два-три раза булькнула вода; раздался глухой вопль: "откройте!". Работница открыла печку и оттуда вылез головой вперед и весь красный, как рак, дядя.

Он снова сунул голову с бородой в печку, достал оттуда шайку с веником и наподобие Адама в невинном состоянии прошел по всей избе и отправился в подполье обливать себя холодной водой." (с)

Анна Рыбба   25.07.2024 21:14     Заявить о нарушении
Спасибо огромное за ссылки, уважаемая Анна! Посмотрела видео и оно только укрепило меня в мой правоте - парень вылез весь в саже.))) Реконструкция - конечно вещь неплохая, но... - это всего лишь реконструкция. Но уже даже она показало - то-то уж мытьё!)))
Прочитала с большим интересом приведённый Вами отрывок. Я не отрицаю, что встречались подобного рода индивиды, по видимому из тех, кто мог себе позволить часто перекладывать треснувшую печь после таких еженедельных помывок.))) Да уж, этот дядюшка рачительностью не отличался! Но особенно меня восхитило что дядюшка "отправился в подполье обливать себя холодной водой", т.е. он не только печь не берёг, но и собственную избу по принципу "после нас хоть потоп". Ведь для деревянных домов самый страшный враг сырость, тем более сырость в подполье, которая ведёт к появлению грибка и быстрому сгниванию брёвен. Поэтому, не случайно племянник был так сильно удивлён дядюшкиным выкрутасам, так как до того момента с подобными чудачествами не встречался.)))

Ещё раз большое спасибо, дорогая Ася! Всего Вам самого-самого доброго!

Айк Лалунц   26.07.2024 10:40   Заявить о нарушении
Пардон, не Ася, а Анна! Извините, великодушно!

Айк Лалунц   26.07.2024 10:41   Заявить о нарушении