Суровые годы уходят

https://www.youtube.com/watch?v=CjycoEO8RE8

Из К/ф "Собачье сердце"
                Юлий Ким

Суровые годы уходят
Борьбы за свободу страны,
За ними другие приходят -
Они будут тоже трудны.

Промчалися красные грозы,
Победа настала кругом,
Утрите суровые слезы
Пробитым в боях рукавом.

Но нету время рыдать, рыдать, когда,
Сменим мы стремя на сталь, на сталь труда,
На все вопросы один дадим ответ,
И никакого другого нет.

---------------------------------------

Полный текст стихотворения Ю.Ч. Кима

Промчалися страшные грозы,
Победа настала кругом,
Утрите суровые слезы
Пробитым в боях рукавом.

 Нам нету время рыдать, когда
 Меняем стремя на сталь труда,
 На все вопросы у нас один ответ,
 И никакого другого нет.

Суровые годы проходят
Борьбы за свободу страны,
За ними другие приходят -
Они будут тоже трудны.

 Нам нету время рыдать, рыдать, когда,
 Сменим мы стремя на сталь, на сталь труда,
 На все вопросы у нас один ответ,
 И никакого другого нет.


***
Александр Вермишев

В культовом антисоветском фильме "Собачье сердце", подведшем черту под социалистическим экспериментом, хор жильцов во главе с товарищем Швондером поет песню "Суровые годы уходят". Я был уверен, и многие люди уверены, что это аутентичная песня, которую исполняли в первые советские годы бывшие политкаторжане. На самом деле песню "Суровые годы уходят" написал антисоветский советский бард Юлий Ким, проживающий ныне в Иерусалиме. А вот реальные политкаторжане в ранние годы Советской власти если что и пели, то песню "Вперед, друзья, вперед".



Такая подмена - интересный и достаточно типичный феномен. Многие считают песню The Future Belongs to Me, которую исполняет герой мюзикла "Кабаре", аутентичной нацистской песней, несмотря на то, что она на английском языке. На самом деле эта песня - новодел, написанный для мюзикла, а нацисты пели совсем другие песни. В фильме "Семнадцать мгнований весны" героям дают характеристики, начинающиеся со слов "Истинный ариец". Такое словосочетание в нацистской Германии никогда не использовалось, там было стандартное слово Treudeutsch - истинный немец.

Итак, "Вперед, друзья, вперед".

Музыка: народная Слова: Александр Вермишев

Угрюмый лес стоит вокруг стеной;
Стоит, задумался и ждёт.
Лишь вихрь в груди его взревёт порой:
Вперёд, друзья, вперёд, вперёд, вперёд.

В глубоких рудниках металла звон,
Из камня золото течёт.
Там узник молотом о камень бьёт, -
Вперёд, друзья, вперёд, вперёд, вперёд.

Иссякнет кровь в его груди златой,
Железа ржавый стон замрёт.
Но в недрах глубоко земля поёт:
Вперёд, друзья, вперёд, вперёд, вперёд.

Кто жизнь в бою неравном не щадит,
С отвагой к цели кто идет,
Пусть знает: кровь его тропу пробьет, -
Вперёд, друзья, вперёд, вперёд, вперёд.

Источник.

Потрясающий текст, на самом деле. Очень аутентичный, в отличие от стебного текста Юлия Кима. Захотелось побольше узнать об авторе. Итак, Александр Вермишев.



Александр Вермишев родился в семье лесовода. Член РСДРП с 1903 года. Участник революции 1905—1907 годов. Учился в Петербургском университете, экстерном окончил в 1910 юридический факультет Юрьевского университета. Партийную работу вёл в Петербурге, Царицыне, Баку, Саратове. Неоднократно подвергался репрессиям. Революционный поэт и журналист, сотрудничал в «Правде», журнале «Просвещение».

Участник штурма Зимнего дворца 25 октября (7 ноября) 1917 года, работал в Петроградском Совете. В 1919 — военный комиссар бригады. Воевал против войск генерала Юденича под Петроградом, был ранен.

В конце августа 1919 года Вермишев прибывает в Елец, где вступает в должность комиссара отдельного запасного батальона Южного фронта. 31 августа во время прорыва к городу конницы генерала Мамонтова раненым попал в плен и после жестоких пыток был казнён белогвардейцами.

В 1908 Вермишев написал свою первую пьесу «За правдой», посвятив событиям 9 января 1905 года, призывавшую к революции. Пьеса была запрещена, а Вермишев привлечён к суду. В 1910—1915 написал ряд пьес («Гонцы», «Банкроты», «Лихацкая любовь» и др.). Выступал как театральный критик. В 1918 написал пьесу «Праздник сатаны».

В 1919 году — своё лучшее произведение — пьесу «Красная правда», показывающую процесс осознания беднейшим крестьянством своих классовых интересов. Пьеса ставилась во фронтовых студиях Пролеткульта, в 1-м революционном рабочем театре в Петрограде (под назв. «Красные и белые»), в Красноармейском театре при Спасских казармах в Москве, в театрах Пензы, Саратова, Елисаветграда, Ростова, а также во фронтовых агиттеатрах, в первых самодеятельных кружках, сельских клубов.

Источник.

После Октября экспериментировал в области электротехники: имел патент на изобретение электрического звонка для переменного тока, разрабатывал (совм. с А. С. Енукидзе) установку таксофона.

Источник.

…Некролог из "Еженедельника "Правды" № 13 за 1919 год, написанный членом зарубежного Донбюро РКП (б) Саркисом Лукашиным, другом Вермишева:

"31 августа при защите г. Ельца от набегов мамонтовских башибузуков пал т. Александр Вермишев, политический комиссар Н-ского запасного батальона...

Захватив тов. Вермишева живым, избив тут же до потери сознания нагайками, бандиты привязали его к седлу и поволокли в город, к Мамонтову, в присутствии которого они, подвергнув тов. Вермишева нечеловеческим мучениям, казнили. Отрезали пальцы, нос, уши. Потом повесили за ноги на заборе и после трехчасовой пытки изрубили на части.

На все вопросы, задаваемые бандитами, тов. Вермишев ничего не отвечал. И когда увидел, что ему приходит конец, громко закричал: "Да здравствует Красная Армия и ее завоевания! Да здравствует тов. Ленин! Будьте прокляты, палачи!"

Так пал один из великих борцов за рабочее дело, пал как герой. Но дело, за которое пал Саша Вермишев, есть дело миллионов борцов - оно будет доведено до конца".

ИЗ ОЧЕРКА МОЛОЖАВЕНКО «ПАМЯТЬ О «КРАСНОЙ ПРАВДЕ»

Я говорил уже, что Савицкий-младший, который жил в нашей станице, не так уж близко и знал Вермишева: все, о чем он рассказывал нам, он слышал от своего дяди. Помню, что нас, мальчишек, больше всего пленяли блистательные истории из фронтовой биографии комиссара. Однажды Вермишев отправился в занятый белыми Воронеж в качестве разведчика и едва не погиб. Он узнал в городе все, что было ему нужно, и пришел на квартиру к своему тестю, чтобы там заночевать. Не подозревал Вермишев, что его уже выследил предатель и донес белым, что в доме скрывается красный комиссар. Белоказаки окружили дом. Вермишев и Савицкий отважно отбивались, забросали их гранатами и, воспользовавшись замешательством, сумели уйти. Вермишеву пришлось вплавь перебираться через реку Воронеж в слободу, где стояла красноармейская часть. Сведения, которые доставил он командованию, были чрезвычайной важности, но за то, что он пошел без разрешения в разведку и без нужды рисковал, комиссару объявили выговор.

А сколько раз попадал Вермишев в опасные переплеты, когда доводилось быть ему военным комендантом на станциях Миллерово и Чертково и у нас, в станице Морозовской... Смерть будто по пятам преследовала его, а Вермишев, презирая опасность, рвался в самую сечу и забывал самого себя ради служения революции.

И еще - ради тех, кто должен был жить после него.

Ветераны гражданской войны, знавшие Вермишева, рассказывали мне, как он, военный комендант только что освобожденной от белых станицы Морозовской, собирал всех беспризорников и сирот, чтобы организовать из них первую на Дону детскую школу-коммуну. Как агитировал станичников послать вагоны с продовольствием для детских домов Москвы и Петрограда. Как заботился о том, чтобы семьи погибших красноармейцев получили помощь от Советской власти: он собственноручно писал письма вдовам и детям своих боевых товарищей, чтобы не утешить (он понимал, что здесь слова утешения не нужны), нет - поддержать людей в постигшем их горе и помочь им обрести мужество стать в строй борцов.

Комиссар... Это слово после гражданской войны вошло в нашу речь как синоним слов "бесстрашный", "бескорыстный", "готовый на подвиг и смерть", "идущий впереди". На долю комиссаров тех дней выпало идти вперед, не оглядываясь, но зная, что за тобой бойцы. Идти туда, где, казалось бы, нет дороги и откуда уже не суждено вернуться назад, но быть уверенным в том, что за тобой непременно пойдут другие.

Именно таким ушел в бессмертие комиссар Вермишев. Эстафету от него суждено было принять моим сверстникам, родившимся в первые годы гражданской войны. И так случилось, что именно в тех местах, где Вермишев сражался за власть Советов в гражданскую, воевал, уже в Великую Отечественную, его сын, тоже Александр. Батайск, Ростов, Тихорецкая, Армавир, Ставрополь... В нагрудном кармане гимнастерки он носил вместе с комсомольским билетом стихи своего отца и читал их в окопах, на привале, в полевом медсанбате, когда был ранен... Это была "Присяга красноармейца":

К оружью все! Весь мир горит в тревоге,
Великий спор решит великий бой.
Благословим все тернии дороги
И охраним стяг красно-огневой...

Источник.

31 августа 1919 года. Оборона Ельца. Мамонтовцам удается окружить батальон Вермишева. Бой длится несколько дней. Вермишевцы дерутся отчаянно, но силы неравны. Раненый комиссар попадает в плен. Там его страшно пытают, потом надевают петлю на шею.

Он словно бы предчувствовал скорую свою гибель. В одном из последних стихотворений Вермишева есть строчки:


…Прощайте, Родина,

семья и отчий дом.

Я отдал все, что мог,

исполнив долг…

А ты живи, жена,

и сына воспитай,

Чтоб был достойным

памяти отца,

Погибшего бойца…


Минуло 95 лет со дня гибели Вермишева. Имя его не забыто. Оно увековечено в названии журналистской премии. Недолгая, но яркая жизнь поэта вдохновила липецкого писателя Анатолия Баюканского на создание документальной повести «Песня остается с человеком», посвященной герою. А драма «Когда цветет вереск», где в центре опять же Вермишев, обошла сцены многих театров страны.

Источник.

Произведений Александра Вермишева нет ни в одной из сетевых библиотек. Его имя забыто, как и имена сотен других, таких же, как он. О них стараются не вспоминать. СМИ заполнены рассказами о страданиях и гибели жертв тоталитарного режима, 100 лет назад пришедшего к власти в процветавшей России, и аналитическими материалами типа этого. Вот почему я решил опубликовать этот материал про Александра Вермишева. Информация, которую я здесь дал, вряд ли нуждается в комментариях.

***
Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 декабря 2022 года; проверки требуют 6 правок.
Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев
ОБПКиС

Дата основания 1921
Дата роспуска 1935
Тип общественная организация
Число участников 177 (январь 1922 г.): [1],1700 (нояб. 1925 г.): [2], 2759 (1931 г.): [3], 2890 (1934 г.): [4]
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев (ОБПКиС, ОПК) — общественная организация в СССР, работавшая в 1921—1935 годах. Её основной целью было ведение научно-исследовательской, выставочной, просветительской и издательской деятельности, касающейся жизни и быта каторги и ссылки в дореволюционное время[5]. Ликвидировано решением Президиума ЦИК СССР от 25 июня 1935 года[6].


Содержание
1 Предыстория
2 История общества
2.1 Основание общества
2.2 Попытка закрытия в 1922 году
2.3 Структура общества и его реорганизация
2.4 Письмо Веры Фигнер с критикой общества
2.5 Ликвидация общества
3 Деятельность общества
3.1 Научно-исследовательская деятельность
3.2 Музей и архив
3.3 Издательская деятельность
3.4 Помощь голодающим
3.5 Материальная поддержка
4 Сотрудничающие и конкурирующие организации
5 Адреса общества
6 Музей политкаторжан
7 См. также
8 Примечания
9 Источники
10 Литература
Предыстория
Каторга и политическая ссылка как средство наказания стали активно применяться в России с середины XVII века. Указы 1753-1754 гг. отменяли смертную казнь и вводили взамен её вечную каторгу[7].

В. Якоби "Привал арестантов", 1861
В. Якоби "Привал арестантов", 1861
В 1822 году при участии М. М. Сперанского были выработаны и приняты "Устав о ссыльных" и "Устав об этапах в сибирских губерниях", создававшие специальные экспедиции о ссыльных при губернских и областных правлениях. С 1826 года общий надзор над каторжанами и ссыльнопоселенцами осуществляло Третье отделение[7].

Во второй четверти XIX века на каторгу в Сибирь и в ссылку на Кавказ отправлялись декабристы и петрашевцы. В 1831 году на каторгу и в ссылку в Сибирь были отправлены участники Польского восстания 1830-1831 гг. Кроме того, существовала и нередко применялась на практике административная ссылка "по высочайшему повелению". Среди подвергнутых этой мере – А. С. Пушкин, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв и другие[7].

Во второй половине XIX века в политическую ссылку направлялись участники крестьянских волнений, деятели революционного движения 60-х годов XIX века, участники Польского восстания 1863-1864 гг. (18 623 человека)[7]. В 1867 году в Восточную Сибирь были высланы члены Ишутинского кружка, в 1870–1880-е годы – участники народнических и народовольческих организаций, а также революционного настроенные рабочие. Начиная с конца XIX века в ссылку и на каторгу отправляли членов марксистских кружков и организаций. К началу XX века в Сибири находилось 298 577 ссыльных, из них около половины – административные[7]. В марте 1917 года Временным правительством была объявлена общая политическая амнистия[8].

История общества
Основание общества
Инициатива создания общества бывших политических каторжан и ссыльных поселенцев принадлежит П. П. Маслову, созвавшему вместе с Д. И. Новомирским учредительную группу в марте 1920 года. На вечере, проводимом 14 марта 1920 года в Москве и посвящённом третьей годовщине освобождения из царских тюрьм (по амнистии Временного правительства в 1917 году), были избраны председатель (М. П. Томский) и секретарь (Д. И. Новомирский) общества, получившего название "Всероссийская лига политических каторжан". Однако его деятельность по неустановленным причинам вскоре была прекращена[9].

В марте 1921 года П. П. Маслов и Д. И. Новомирский предприняли очередную попытку создания общества бывших политических каторжан и ссыльных поселенцев путём публикации в "Известиях" призыва к сбору материалов по истории революционного движения. Эти данные собирались для публикации тематического сборника, с целью чего были созданы литературная, организационная и бюджетная комиссии. В их состав вошли П. П. Маслов, Н. А. Морозов, М. И. Осинский, Г. М. Крамаров, Л. А. Старр, В. А. Плесков, А. А. Биценко, В. М. Боброва-Тарасова, Ф. Н. Радзиловская, В. И. Горовиц, А. С. Пигит, М. А. Веденяпин, С. М. Темкин, Ф. К. Врублевский, Б. С. Бернштейн, И. М. Гейцман, Ф. Сенюшкин и другие. Именно эти люди являются основателями общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев[10][11][12]. Выпуск сборника, ставшего первым томом журнала "Каторга и ссылка", был приурочен к четвёртой годовщине амнистии политическим заключённым. Торжества по этому поводу состоялись 12 марта 1921 года в Голубом зале Дома Союзов в Москве. Этот день принято считать днём основания ОБПКиС[9].

Попытка закрытия в 1922 году
В июне 1922 года бюро коммунистической фракции ОБПКиС выступило с заявлением в котором говорилось, что некоторые члены общества (меньшевики, эсеры и анархисты) поддерживают "политических заключённых нового типа" и проводят линию партий, оппозиционных советской власти[13]. В связи с этим бюро коммунистической фракции ОБПКиС поставило вопрос "чистки" членов общества и усиления влияния коммунистов в нём. В мае 1922 года была проведена перерегистрация членов ОБПКиС. В августе 1922 года Томский и Рудзутак пытались закрыть ОБПКиС по политическим мотивам. Историк Марк Юнге связывает это с нарастающим давлением со стороны власти по причине осуществляемой обществом поддержки политических заключённых в советских тюрьмах и процессом против ЦК партии эсеров летом 1922 года[14].

В конце 1922 года обновлённый состав ОБПКиС совместно с Коминтерном и Обществом старых большевиков основали МОПР, целью которого было оказание помощи "борцам за дело революции, томящимся в капиталистических тюрьмах"[15].

Структура общества и его реорганизация
Первоначальный устав ОБПКиС (1921 год)
Первоначальный устав ОБПКиС (1921 год)
Изначально общество объединяло представителей различных поколений и политических течений революционного движения. Высшим органом ОБПКиС было Общее собрание членов общества, на котором сроком на год избирались ревизионная комиссия и исполнительный орган под названием Совет. В состав первого Совета входили А. А. Биценко, С. Ф. Корочкин, П. П. Маслов, В. А. Плесков, Ф. Сенюшкин, М. П. Томский и Л. А. Старр (секретарь Совета). Руководство Советом осуществлял избиравшийся из его среды староста (первым старостой стал М. П. Томский, его заместителем – П. П. Маслов). В подчинении у Совета находились комиссии: организационная, бюджетная, клубная,  литературная и комиссия по помощи голодающим (с лета 1921 года). Решения принимались большинством голосов[16].

После перерегистрации членов ОБПКиС в 1923-1924 гг., вызванной инициированной коммунистической фракцией "чисткой" Общества, его численность и структура резко изменилась. Из него был исключён и выбыл 791 человек[17]. В результате переизбрания Совета и ревизионной комиссии их состав покинули ключевые члены общества (В. А. Плесков, Дубинский, Мухин, Л. Н. Андреев). В начале декабря 1922 года Совет был расширен с 9 до 27 членов, в 1924 году численность Совета увеличилась до 32 человек. Функция принятия решений сосредоточилась в руках коммунистической фракции в Совете ОБПКиС, при этом Общее собрание стало созываться реже (с 1924 года его функции перешли ко Всесоюзному съезду). В обновленном составе Советом был избран Президиум (И. А. Теодорович, В. Д. Виленский-Сибиряков, С. С. Пестковский, А. В. Якимова-Диковская, М. П. Шебалин, М. Ф. Фроленко, Львов, Б. А. Бреслав). Должность старосты исполнял И. А. Теодорович, до последнего препятствовавший радикальному изменению структуры общества. Его заместителями были В. Д. Виленский-Сибиряков и Г. Крамаров. С марта 1924 года старостой Общества стал вступивший в него в этом же месяце Рудзутак; вместо Л. А. Старр секретарём Совета был назначен Б. А. Бреслав. Также были внесены изменения в Устав Общества: согласно его обновленной версии, членами ОБПКиС теперь могли стать только те, кто "не скомпрометировали себя перед советской властью"[18]. С 1924 года ОБПКиС преобразовано во всесоюзную организацию.


Иван Теодорович (1875-1937) в 1917 году
Владимир Виленский-Сибиряков (1888-1942)
Владимир Виленский-Сибиряков (1888-1942)
В конце 1927 года руководство ОБПКиС принял на себя Е. Ярославский, поставивший на руководящие посты своих кандидатов. В связи с этим заметно усилился контроль коммунистической фракции над структурными элементами Общества. В условиях непрекращающегося давления и усиливающейся цензуры началось постепенное превращение ОБПКиС в пропагандистский институт партии: "Уже с IV Всесоюзного съезда ОПК в апреле 1931 года агитационная и пропагандистская работа стала важнейшей сферой деятельности общества. Это означало, что историографическая деятельность ОПК измерялась теперь прежде всего тем, какую пользу она приносила советскому государству и партии большевиков"[18].

Среди членов ОБПКиС были видные участники революционного движения: В.Д. Виленский (Сибиряков), В. Н. Фигнер, Л. Г. Дейч, Н. С. Тютчев, Ф. Я. Кон, М. Ф. Фроленко, А. В. Якимова-Диковская, А. В. Прибылёв, А. П. Прибылёва-Корба, Ф. Н. Петров, В. А. Быстрянский, Н. А. Скрыпник, И. А. Теодорович, В. А. Жданов и др. В 1928 ОБПКиС имело свыше 50 филиалов. Их сотрудники выступали с докладами и лекциями перед рабочими, учащимися, красноармейцами. В 1924, 1925, 1928, 1931 годах состоялись всесоюзные съезды общества.

Письмо Веры Фигнер с критикой общества
Ответом на произведённые "чистки" в ОБПКиС[19] и его реорганизацию стало письмо Веры Фигнер. Оно было отправлено ею Ярославскому 17 июля 1932 года в ответ на предложение вступить в ОБПКиС. В письме Фигнер указывает на превращение ОБПКиС в инструмент политики и сетует об установлении монополии политической фракции большевиков в продвижении и принятии решений от лица всего ОБПКиС:

Ваше извещение от 8.VII привело меня в смущение и побуждает объяснить вам, почему до сих пор принципиально я не вступила в О-во.

1. Я принципиальная противница смертной казни и дважды вместе с некоторыми старыми товарищами по революционному движению подавала во ВЦИК петицию об отмене её.

Между тем О-во, втянутое в политику, ставится иногда в необходимость высказаться по поводу применения этой репрессии и, увы, выражает одобрение применению её.

2. Не зная современного метода политического расследования дел, в которых на карте стоит свобода и жизнь человека, не зная, чем вызываются признания подследственных виновности своей при полном отсутствии её, О-во, втянутое в политику, ставится в необходимость давать резолюцию, одобряющую деятельность ГПУ, и, увы, дает одобрительную санкцию.

3. Следуя тому, что делается в правительственных учреждениях, О-во, втянутое в политику, производит «чистку», употребляя недопустимое вторжение во внутреннее «я» человека, и практикует то, что возмущает всех мыслящих людей унижением человеческой личности, — вместо того, чтобы поднять свой голос против этого метода контроля, противоречащего всей нашей прежней революционной этике.

4. Втянутое в политику О-во, как все русские граждане, стремившиеся к свободе, гражданскому и социальному равенству, терпят неравенство, имея монопольную политическую фракцию и подъяремное большинство, именуемое беспартийным. Положение этих двух сторон я считаю ненормальным и для составляющих большинство — унизительным.

… Находясь официально вне О-ва, я всегда чувствовала тягость своего положения: революционная среда — моя родная среда. С О-вом, с совокупностью его членов я связана неразрывными узами, связана всей жизнью, жизнью революционера и жизнью человека.

… Я пишу вам все это, руководствуясь единственно тем, что не могу и не хочу получить знак доверия и почета воровским способом. Судите сами!

У меня же нет ни мелкого тщеславия, ни мелкого честолюбия.

Вера Фигнер[20]

Тем не менее, в начале 1933 года Вера Фигнер вступает в ОБПКиС (член общества с билетом № 2901)[21]. Причиной вступления в Общество стало вовлечение в конфликт Кагановича и Постышева[22], а также недвусмысленное ответное письмо самого Ярославского (1 августа 1932 года), в котором он обвинял В. Н. Фигнер в "чуждой революции точке зрения": "Ваше письмо заставляет нас пересмотреть и это наше отношение к Вам. Ибо Ваше письмо, в котором Вы упрекаете Об-во в том, что оно "втянуто в политику", также проповедует особую политику. И здесь мы обязаны внести ясность. Наша политика – это политика пролетарской социалистической революции. Вы же проповедуете политику разоружения перед врагами революции, политику либерализма, пацифизма, обывательского отношения к величайшей борьбе наших дней. Сейчас нет и не может быть "нейтральных" в этой борьбе людей..."[17]. Спустя три года ОБПКиС будет ликвидировано решением Президиума ЦИК СССР.

Ликвидация общества

Мемориальные таблички, установленные в рамках инициативы «Последний адрес» на доме, в котором проживали шесть членов общества. Все они были расстреляны в 1938 году
ОБПКиС было ликвидировано решением Президиума ЦИК СССР от 25 июня 1935 года[6]. В состав правительственной комиссии по ликвидации ОБПКиС вошли Акулов (председатель), Ежов, Петерс и Наговицын. ОБПКиС представляли С. Корочкин и Ярославский[23].

"В 1935 году началось решительное наступление сталинистов на историческую науку, ставившее своей целью "огосударствление" памяти о прошлом. История, определяющая законность любой власти, была полностью пересмотрена, переработана и превращена в "конкретную науку", "объективную истину", в "грозное оружие в борьбе за социализм", по определению Сталина. В марте 1935 г. произведения Троцкого, Зиновьева и Каменева, как и большое количество других "устаревших" и неугодных книг политического или исторического содержания, были изъяты из библиотек. 25 мая постановлением ЦК было упразднено Общество старых большевиков. Месяцем позже было ликвидировано Общество бывших политкаторжан. Этим двум организациям вменялось в вину, что они ходатайствовали об отмене смертной казни для членов оппозиции и слишком усердствовали в культивировании революционного духа прежних лет – иными словами, хранили память о прошлом партии" / Николя Верт[24]

Иван Теодорович незадолго до расстрела (1937)
Иван Теодорович незадолго до расстрела (1937)
Мемориальная доска на Доме политкаторжан в Нижнем Новгороде
Мемориальная доска на Доме политкаторжан в Нижнем Новгороде
Историк Ю. А. Курбатов объясняет закрытие ОБПКиС консолидацией "сталинской феодально-бюрокартической системы", при которой "услуги старой революционной гвардии" не были больше нужны[25]. Историк Роберт Конквест называет в качестве главной причины ликвидации ОБПКиС тот факт, что оно вместе с Обществом старых большевиков "занималось сбором подписей во влиятельных кругах под петицией в Политбюро против казни участников оппозиции"[26]. По мнению историка Марка Юнге, ликвидация ОБПКиС стала "целостной частью в общей государственной политике в отношении общеполезных общественных организаций. Из 338 существовавших между 1917 и 1939 гг. обществ, объединений и фондов в 1940 г. оставались только 39, причем по поводу 37 организаций нет более подробных данных и тем самым количество закрытий может оказаться гораздо более высоким"[27].

После ликвидации ОБПКиС большинство членов общества были расстреляны или оказались в сталинских лагерях[28][29]. Часть материалов ликвидированного общества поступила в фонды Архивного управления, часть – в основанный самими же членами ОБПКиС музей "Каторга и ссылка", переименованный после ликвидации организации в музей "Большевики на царской каторге и ссылке". Основной экспозицией реорганизованного музея стала выставка "Побег Сталина"[30].

Деятельность общества
Научно-исследовательская деятельность
Научно-исследовательская деятельность проводилась посредством работы исторических комиссий, кружков, секций и землячеств (объединявших людей по месту отбывания наказания  – "александровцы", "нерчинцы", Орловское землячество и т. д.). В 1923 году была основана комиссия по подготовке столетнего юбилея восстания декабристов, в 1925 – "Народническая секция", в 1926 – секция по исследованию революции 1905 года, в 1927 – секция "Утопический социализм в России", в 1928 – секция "Влияние политической ссылки на население Сибири". Помимо непосредственных членов ОБПКиС в исследовательской работе принимали участие профессиональные историки и архивисты, учёные, литературоведы, представители библиотеки им. Ленина, Музея Революции, Исторического музея, Этнографического института, Союза писателей и других организаций[31].

Музей и архив
На основе собранных материалов в 1925 году в Москве членами ОБПКиС был создан музей "Каторга и ссылка", экспозиция которого по объёму и составу представленных предметов превзошла выставочное пространство Музея Революции[32]. Сотрудниками музейной комиссии при ОБПКиС было собрано "в оригиналах и копиях до 10 тысяч портретов деятелей всех поколений революционеров, фотографии тюрем, видов бытового характера о тюрьме, каторге и ссылке, документы, рукописи, реликвии, художественные тюремные работы политических ссыльных ... Кроме того, был собран фонд снимков бытового и этнографического характера, который составлял 8 тысяч экземпляров и систематизирован в сотни фотоальбомов. Фонд негативов составлял 14 тысяч экземпляров, в фонде музея сосредоточились также художественные экспонаты: скульптуры, модели, макеты"[33].

В музее "Каторга и ссылка" была представлена история революционного движения в России с XVII века до современности. При входе посетителей встречала большая художественная диаграмма, изображающая рост репрессий против революционеров с 1820 (накануне восстания декабристов) по 1917 год. Здесь же была представлена полная обстановка одиночной камеры. Несколько комнат музея были посвящены каторге и политической ссылке. В музее также предусматривались отделы "каторга и ссылка после первой русской революции" и "история и деятельность Общества политкаторжан". Последняя комната была посвящена октябрьским событиям 1917 года[34]

Первым заведующим музеем и первым экскурсоводом был бывший узник Александровского централа В. Ю. Ульянинский, затем его сменила В. Светлова (впоследствии отстранена от работы по политическим мотивам). С 1933 года руководство музеем "Каторга и ссылка" осуществлял В. Д. Виленский-Сибиряков[35].

Кроме того, ОБПКиС организовывало клубы, читальни и библиотеки, в которых проводились лекции и зачитывались доклады.

Издательская деятельность
Обложка журнала «Каторга и ссылка» (1926)
Обложка журнала «Каторга и ссылка» (1926)
Сбор и систематизация материалов о революционном прошлом велись не только с целью создания архива и музея, но и для их публикации. Периодическими органами общества были журналы «Каторга и ссылка» (1921—1935) и «Бюллетень Центрального совета Всесоюзного общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев» (1929—1933). В состав редакции журнала «Каторга и ссылка» входили А. Биценко, Л. Старр, Г. Крамаров, В. Плесков и П. Маслов. С 1925 года ОБПКиС издавало серии «Историко-революционная библиотека» и «Классики революционной мысли домарксистского периода». Были изданы сочинения и материалы о жизни и деятельности А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, М. А. Бакунина, П. Н. Ткачева, В. Фигнер и др., материалы о декабристах, народничестве, рабочем движении, царской тюрьме, каторге и ссылке. Вышли книги В. И. Невского, Н. М. Дружинина, Н. С. Тютчева, Б. П. Козьмина[36].

Одним из основных направлений научно-издательской деятельности ОБПКиС стало многотомное издание библиографического словаря «Деятели революционного движения в России. От предшественников декабристов до падения царизма». Целью издания было «дать по возможности исчерпывающий список участников нашего революционного движения за сто лет». Из предполагаемых 10 томов с 1927 по 1934 год ОБПКиС успело выпустить всего 4: I, II, III (вып. 1 и 2) и V (вып. 1 и 2). Том IV, как и последующие тома, а также другие запланированные проекты изданы не были, так как решением Президиума ЦИК СССР от 25 июня 1935 года ОБПКиС было ликвидировано[37].

Библиография ОБПКиС (примеры опубликованных работ)
Помощь голодающим
Деятельность общества не ограничивалась только научно-исследовательской, издательской и выставочной деятельностью. Летом 1921 года оно создало комиссию из 30 человек, подотчётную Совету общества и Помголу, с целью сбора материальных средств и координации помощи голодающим. В состав комиссии вошли А. Биценко (председатель), С. Темкин, Г. Крамаров, В. Плесков, П. Маслов, И. П. Дубинский, А. М. Маркова и М. Д. Закгейм. В результате Комиссия спасла жизнь примерно трём с половиной тысячам детей[38].

Материальная поддержка
Согласно уставу ОБПКиС (1921), одной из целей общества было оказание товарищеской взаимопомощи и помощи семьям погибших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Общество организовывало санатории, дома отдыха, столовые, артели, мастерские и т. д. Бывшие политкаторжане отдыхали в усадьбе Михайловское, которая до революции принадлежала графу С. Д. Шереметьеву. В настоящий момент там расположен санаторий «Михайловское».

В 1934 году в Москве был построен Клуб политкаторжан (арх. братья Веснины) как часть нереализованного "Дворца каторги и ссылки", который по задумке авторов должен был включать в себя музей, историко-революционный театр, библиотеку, издательство, редакцию журнала "Каторга и ссылка", архив и Центральный Совет ОБПКиС (теперь здесь располагается Центр театра и кино). Перед самым расформированием в Ленинграде для общества был построен знаменитый Дом политкаторжан на площади Революции.

Сотрудничающие и конкурирующие организации
"Общество по исследованию освободительного и революционного движения" М. Лемке и П. Е. Щёголева (1920)
Истпарт (Комиссия по собиранию и исследованию материалов к истории Октябрьской революции и Российской коммунистической партии) (1920, находился в подчинении ЦК партии)
"Всероссийский общественный комитет по увековечиванию памяти П. А. Кропоткина" (1921)
Общество старых большевиков (1922)
МОПР (1922)
"Общество историков-марксистов" под руководством М. Н. Покровского (1925)
Адреса общества
Москва, Лопухинский переулок, 5 (Правление и канцелярия ОБПКиС; Центральный музей каторги и ссылки)
Москва, ул. Воровского, 31/29 (Комендатура ОБПКиС)
Москва, ул. Покровка, 37 ("Дом коммуны" ОБПКиС, РЖСКТ "Политкаторжанин")
Москва, Б. Харитоньевский переулок, 25 (Общежитие ОБПКиС)
Москва, ул. Петровка, 7 (склады и книжный магазин "Маяк", где реализовывалась продукция ОБПКиС)[39]
Музей политкаторжан
Во время Перестройки жильцы бывшего дома политкаторжан в Москве пытались создать музей, посвящённый деятельности ОБПКиС и судьбам его членов (в здании по адресу Машков переулок, 15). С 1981 по 1995 год в подмосковном посёлке Клязьма действовал "Музей-квартира политкаторжан и ссыльных поселенцев" (Клязьма, ул. Боткинская, 19). Он был создан по инициативе учительницы и воспитателя детского дома Аллы Иосифовны Лабок, чей отец-политкаторжанин был репрессирован в советское время. В 1995 году здание музея сгорело[40].

См. также

Медиафайлы на Викискладе
Политический Красный крест
Помполит («Помощь политическим заключённым»)
Мемориал (организация)
Русь Сидящая
Дом политкаторжан в Санкт-Петербурге
Примечания
; Показать компактно
 "Историко-революционный бюллетень", №1, 1922, с. 37-43.
 "Из жизни и деятельности ОПК", 1925, с. 46.
 А. Пигит "Общество политкаторжан в цифрах" // "Десять лет. 1921-1931. Сборник статей и воспоминаний к десятилетнему юбилею Общества политкаторжан". Под редакцией Л. Старр, В. Плескова и Г. Крамарова. Москва, 1931, с. 129-141.
 М. Юнге "Революционеры на пенсии. Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1921-1935", 2015, с. 178.
 "Каторга и ссылка", №2. — 1921.
 "О ликвидации общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев" // "Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР", 1935, №34, ст. 299
 Большая советская энциклопедия, том 24, книга 1. — Москва: Советская Энциклопедия, 1976. — С. 387.
 Клокова Г. В. История Отечества в документах, 1917-1993 гг. Ч. 1-я. 1917-1920 гг.. — Москва: ИЛБИ, 1997. — С. 17.
 М. Юнге "Революционеры на пенсии. Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1921-1935", 2015, с. 44-46
 "Десять лет. 1921-1931. Сборник статей и воспоминаний к десятилетнему юбилею Общества политкаторжан". Под редакцией Л. Старр, В. Плескова и Г. Крамарова. Москва, 1931
 Рудзутак вступил в ОБПКиС только в марте 1924 года, спустя три года после его создания (ГАРФ ф. 533 оп. 5 д. 16 л. 70-71)
 как и почему Дзержинскому и Рудзутак пытались задним числом придать статус основателей ОБПКиС: М. Юнге "Революционеры на пенсии. Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1921-1935", 2015, с. 77
 Юнге М. Революционеры на пенсии. Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1921-1935. — Москва, 2015. — С. 103.
 РГАСПИ ф. 17 оп. 112 д. 368 л. 8-8об. // М. Юнге "Революционеры на пенсии. Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1921-1935", 2015, с. 96, 113-139
 Юнге М. Революционеры на пенсии. Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1921-1935. — Москва, 2015. — С. 55.
 Юнге М. Революционеры на пенсии. Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1921-1935. — Москва, 2015. — С. 47-49.
 Коржихина Т. За 5 лет до 1937-го // "История без «белых пятен»". — 1990. — С. 417-420.
 Юнге М. Революционеры на пенсии. Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1921-1935. — Москва, 2015. — С. 47-49, 153-171, 244, 428.
 Ярославский Е. Как проводить чистку партии: сборник директивных статей и материалов. — 1929.
 Фигнер В. Н. Письмо от 17 июля 1932. Lib.ru. Дата обращения: 28 июля 2013. Архивировано 14 мая 2013 года.
 Политическая каторга и ссылка : Биографический справочник членов общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев. — М. : Всесоюз. о-во полит. каторжан и ссыльно-поселенцев, 1934. С. 664 — 878 с. Дата обращения: 12 декабря 2018. Архивировано 15 декабря 2018 года.
 Юнге М. Революционеры на пенсии. Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1921-1935. — Москва, 2015. — С. 442.
 Юнге М. Революционеры на пенсии. Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1921-1935. — Москва, 2015. — С. 492.
 Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. — 1998. — С. 235.
 Ю. А. Курбатов "Саратовское отделение Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев. 1924-1935" // "Культура русских и немцев в поволжском регионе". – Саратов, 1993, с. 100
 Р. Конквест "Большой террор", 1991
 Юнге М. Революционеры на пенсии. Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1921-1935. — Москва, 2015. — С. 505.
 Марк Юнге. Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Сообщение о конференции. общество Мемориал. Дата обращения: 28 июля 2013. Архивировано 31 июля 2009 года.
 Юнге М. Революционеры на пенсии. Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1921-1935. — Москва, 2015. — С. 535.
 ГАРФ ф. 533 оп. 5 д. 112 л. 50
 Юнге М. Революционеры на пенсии. Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1921-1935. — Москва, 2015. — С. 209-216.
 В. Светлова "Работа Музейной секции" // "Каторга и ссылка", 1927, с. 262-263
 Н. Ф. Васильева "Музейная работа Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев" / "Сибирь и ссылка", 2012
 "Открылся Центральный музей каторги и ссылки" / "Правда", 12 февраля 1934
 В. Светлова "Работа Музейной секции" // "Каторга и ссылка", 1927, с. 270
 Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Каталог изданий. 1921—1931, М., 1931: то же, 1931—1934, М., 1935.
 «Вопросы истории КПСС», 07-1990, с. 58
 Юнге М. Революционеры на пенсии. Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1921-1935. — 2015. — С. 56-57.
 "Список абонентов Московской радио-телефонной сети", 1932, с. 283
 Юнге М. Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев: образование, развитие, ликвидация (1921-1935). — 2004. — С. 362.
Источники
ГАРФ ф. 533 – документы центральных структур ОБПКиС
РГАСПИ ф. 89 – материалы фракции ВКПб Центрального Совета ОБПКиС (личный фонд Ярославского)
"О ликвидации общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселнцев" // "Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР", 1935, №34, ст. 299
Литература
М. Н. Гернет "История царской тюрьмы"
"Участники русского революционного движения эпохи борьбы с царизмом", Москва, 1927
Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Том первый: От предшественников декабристов до конца "Народной воли". Часть первая: до 50-х гг. XIX в., М.: Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев, 1927
Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Том первый: От предшественников декабристов до конца "Народной воли". Часть вторая: шестидесятые годы, М.: Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев, 1928
Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Том второй: семидесятые годы. Выпуск 1. А-Е. М.: Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев, 1929
Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Том второй: семидесятые годы. Выпуск 2. Ж-Л. М.: Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев, 1930
Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Том второй: семидесятые годы. Выпуск 3. М-Р. М.: Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев, 1931
Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Том второй: семидесятые годы. Выпуск 4. С-Я. М.: Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев, 1932
Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Том третий: восьмидесятые годы. Выпуск 1. А-В. М.: Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев, 1933
Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Том третий: восьмидесятые годы. Выпуск 2. Г-З. М.: Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев, 1934
Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Том пятый: социал-демократы. 1880-1904. Выпуск 1. А-Б. М.: Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев, 1931
Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Том пятый: социал-демократы. 1880-1904. Выпуск 2. В-Гм. М.: Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев, 1933
Политическая каторга и ссылка : Биографический справочник членов общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев. — М., 1929 Архивная копия от 8 мая 2017 на Wayback Machine
Политическая каторга и ссылка. Биографический справочник членов общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, М., 1934 Архивная копия от 15 декабря 2018 на Wayback Machine
Десять лет. 1921-1931. Сборник статей и воспоминаний к десятилетнему юбилею Общества политкаторжан. Под редакцией Л. Старр, В. Плескова и Г. Крамарова. Москва, 1931
Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Каталог изданий. 1921—1931, М., 1931: то же, 1931—1934, М., 1935
Васильева Н. Ф. Всесоюзное общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев и его роль в изучении и пропаганде истории социал-демократической ссылки в Сибирь (1921—1935 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Иркутск, 1990. (недоступная ссылка)
Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Образование, развитие, ликвидация. 1921—1935. Звенья. 2004
Юнге М. "Революционеры на пенсии. Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1921-1935", 2015


Рецензии