Вор, великан Огг и Сталин. Рассказ-эссе

Странный посетитель пробился к раву Ицхаку Зильберштейну - человек лет тридцати пяти с уголовным прошлым .   Его история стала в дальнейшем предметом обсуждения на одном из уроков раввина.
.
История Янива такова. Ещё с юных лет он начал промышлять различного рода жульничествами и мелкими кражами . Было несколько судимостей  , но незначительных .
Как-то Янив задумал не совсем обычную аферу . Один из его старых друзей , который стал бреславским хасидом* ,  рассказал ему о поездке в Умань на Рош а Шана** .  Десятки групп "паломников" ( в общей сложности почти пятьдесят тысяч человек ) ежегодно прилетают в Умань молиться на могиле Раби Нахмана и привозят с собой много денег, которыми в конце пребывания  расплачиваются  с организаторами поездки за билеты и проживание.  В сам двухдневный Праздника Рош а Шана  любой контакт с деньгами запрещен еврейским законом   . Поэтому  многие бреславцы  во избежание краж со стороны местного населения   прячут свои кошельки в общем  специальном месте , при этом полностью доверяя друг другу.  По окончании двух праздничных дней они достают оттуда свои кошельки ,  возмещают все расходы организаторам   , а на оставшуюся сумму скупают богатый ассортимент экзотической украинской утвари - от горилки до рушничков .  Пока же два полных "молитвенных" дня  у могилы Раби Нахмана не завершены ,  в "тайнике" одновременно находятся  деньги почти  всей общины - сотни тысяч долларов .
 Рассказ приятеля запал в душу Яниву  , и он задумал  план на следующий Рош а Шана.
 За пару месяцев до  праздников  Янив прикинется новообращённым  хасидом и присоединится к одной из групп.  В  Умани в первый же день Рош а Шана он серьёзно "заболеет" - настолько серьёзно, что ему придётся два самых важных для всех дня пролежать в кровати . Когда все уйдут молиться к могиле Раби Нахмана ,  он сразу же в самый первый же день Рош а Шана  заберёт весь "общак" и исчезнет . Несмотря на исчезновение Янива ,  в силу галахического запрета денег хватятся только по окончании второго дня Праздника.  А к этому моменту он уже будет где-нибудь в Европе .
Янив как бы незатейливо выведал у приятеля все нужные детали - от графика молитв до способа  хранения денег  . Паралельно с этим он  навёл  какие-то  справки о Раби Нахмане  , жившим почти триста лет назад ,   для вящей убедительности выучил несколько цитат из бестселлера рава Аруша и даже внешне преобразился в начинающего бреславского хасида ....
Всё шло по чёткому плану, без малейших отклонений. Прилетев в Умань в составе одной из групп за пару дней до Рош а Шана ,  Янив вместе со всеми отнёс свои деньги в "пункт хранения" , запомнив все детали.  За полдня до Рош а Шана он сильно "заболел" и слёг с тошнотой и резкими болями.  И , наконец,  когда все уже были на молитве , ещё до того, как со стороны гробницы праведника Раби Нахмана раздались звуки шофара ***, Янив незаметно вышел и подкрался к "подземному тайнику".  Неожиданное зрелище предстало его глазам.    Не дойдя метров тридцати до заветного места,  Янив увидел бравого украинского хлопца ,  энергично разгребашего срезанные ветви и сучья над куском земли, под которым  находился тайник.   Янив понял: этому местному воришке  каким-то образом стало известно о тайнике.  Удручённый провалом своего плана ,  Янив не нашёл ничего лучшего ,  как  закричать "Ганав. Ганав".  Бравый украинский хлопчик вряд ли знал ,как на иврите "вор" , но резко вскочил и бросился бежать.   Янив  сделал вид, что  преследует вора , пока  тот случайно не сбил с ног какого-то человека.  Этим человеком  оказался один из  бреславцев , который ,как выяснилось потом ,   из-за плохого самочувствия вынужден был прервать молитвы и вернуться в "стан".  Уже подходя к корпусу ,  заболевший бреславский хасид услышал крик  "ганав"  и  через полминуты буквально столкнулся с убегающим вором .
Тем же вечером все рассказывали о героическом поступке Янива, который , несмотря на "плохое самочувствие" ,  сумел встать с постели и прогнать вора . Поскольку место тайника уже было рассекречено,  а трогать деньги до конца второго дня нельзя,  возле тайника был приставлен дежурный  отпугивать воров своим грозным видом.
Итак, коварный план Янива завладеть деньгами сорвался окончательно, однако, тем  что  невольно спугнул местного вора ,  он заработал себе хорошее имя . Более того, по окончании праздничных дней большинство решило вознаградить Янива за спасение денег , и почти каждый  отстегнул ему небольшую часть. Как-никак парню пришлось вместо того, чтобы "осуществить мечту" помолиться у могилы Раби Нахмана проваляться два главных дня в постели . В результате  на руках у Янива оказалось несколько тысяч долларов вознаграждения. Никому и в голову не приходило , что  именно Янив  хотел похитить все их деньги  и только лишь в силу обстоятельств оказался спасителем...
Ничто так не приводит человека к раскаянию ,как осознание  несправедливых милостей судьбы.  В заслугу за почти осуществлённое намерение украсть и обман доверия тысяч людей  Янив от них же получил  благодарность и  деньги.  Это и стало главным импульсом раскаяния , вызванным ощущением собственной подлости .  У Янива даже возник порыв отказаться от вознаграждения   и  рассказать всем  про свои истинные намерения.  Однако такое саморазоблачение на первом этапе раскаяния было выше его сил.   
Таким образом , в состоянии депрессии и  нравственной ломки  вчерашний безбожник и вор попадает на аудиенцию к раввину Зильберштейну - крупному знатоку еврейского закона.
Рассказав свою историю, Янив задал раву только один вопрос:  как он ,вор, должен поступить   с деньгами, которые получил в качестве вознаграждения за спасение большой суммы от другого вора. Янив честно признался раву , что в момент , когда он спугнул вора,   отнюдь не руководствовался намерением спасти общие деньги и самым досадным для него был провал собственного воровского  плана .
Для того, чтобы понять ответ рава Зильберштейна , надо обратиться к древней истории нашего народа. 
Ведя евреев по пустыне , Моше (Моисей) опасался вступать в открытый бой с великаном Оггом, царём Башана  , пока Всевышний не развеял эти опасения. 
Моше опасался не физической мощи башанских воинов и самого Ога , а его заслуги , которая
помогла бы ему устоять перед евреями  .  О какой заслуге идёт речь?
Обратимся к самой первой мировой войне в истории человечества.
Более чем за тысячелетие до странствий евреев по пустыне  долгожитель Огг пришёл к Аврааму с известием  ,  что  племянник Авраама Лот в плену  , и этим известием сознательно спровоцировал  Авраама на проведение военной операции.  Намерение Огга состояло в том , чтобы Авраам погиб в битве против четырёх царей и благодаря этому Огг смог бы жениться на его "вдове"  Сарре.  На деле , как известно , всё произошло иначе : Авраам чудесным образом победил четырёх царей и освободил Лота из плена.  Итак, Огг  руководствовался подлыми и шкурными намерениями , и тем не менее  участие в спасении Лота  Моше считал его заслугой , из-за которой даже боялся с ним воевать.
Так и в нашей ситуации. Янив намеревался обокрасть бреславских хасидов ,  но на деле он спас их деньги  от другого вора.  В данном случае его поступок отменяет  его намерения.  Факт спасения денег для целой общины как бы зачёркивает изначальный воровской план.
Рав Зильберштейн постановил , что Янив может воспользоваться деньгами , которые он получил в качестве вознаграждения от бреславцев , поскольку главное - результат...
Решение рава Зильберштейна  и его обоснование в определенной степени даёт иной взгляд на роль Сталина в истории.  При всей моей нелюбви к "отцу народов" надо признать,что именно его голос повлиял на решение ООН о создании государства Израиль.  Как и в случае с Янивом , мы не смотрим  здесь на  "шкурные"   намерения вождя ,  хотя хорошо известно ,  что Сталин хотел в пику англичанам сделать из Израиля форпост социалистического влияния.  Его заслугу не отменяет даже тот  факт ,что  в дальнейшем он  хотел   сгноить "неблагодарных" евреев на Дальнем востоке. Ведь  это всё осталось на уровне намерений, в то время как создание еврейского государства и победа над фашизмом осуществились на практике . Применяя постановление рава Зильберштейна,  можно оценить Сталина по результатам его деятельности , а не по намерениям , не забывая, конечно, о миллионах репрессированных.
-----


* Бреславские хасиды - последователи учения Раби Нахмана, могила которого находится в Умани. Бреславский хасидизм постоянно пополняется сефардами - выходцами из Африки и азиатских стран.

**Праздник Рош а Шана - Новолетие, День рождения первого человека Адама, еврейский Новый год
***Шофар - рог для трубления, инструмент основной заповеди в Рош а Шана.
**** на фото - Рав Ицхак Зильберштейн , один из крупнейших раввинов Бней-Брака


Рецензии
Рассказ - О.К., вывод - кощунство.

С уважением, Саша

Александр Лаговер   12.08.2024 07:01     Заявить о нарушении
Александр, спасибо большое за отклик. Согласен, что вывод кощунство, но в данном случае отвечает логике рассказа. При этом уверяю Вас, что никакого пиетета к злодеям у меня нет. Вот тому доказательство

Графман Леонид Давидович   12.08.2024 08:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.