Граждане Кале. Ирония судьбы
После многомесячной осады города англичанами Эдуард III обещал прекратить осаду и пощадить город только в том случае, если шесть самых знатных горожан принесут ему ключи от городских ворот, а затем будут казнены за упрямство в назидание остальным горожанам. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из самых богатых горожан Эсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали еще пятеро смельчаков. По требованию короля добровольцы, в исподнем белье, босиком, с повязанными вокруг шеи верёвками, согласно обычаям того времени, вынесли ему ключи от Кале. Английская королева Филиппа, тогда беременная, исполнилась жалостью к этим изможденным людям и во имя своего будущего ребёнка вымолила перед супругом отмену казни.
Роден акцентирует внимание смотрящих на средней фигуре в группе — гордого старика Эсташа де Сен-Пьера с поникшей головой, убеленной сединами. В его лице нет н тени колебания, ни страха, а глаза устремлены вглубь в собственную душу. Возможно его поступь не совсем тверда, но это не страх, а последствия лишений, испытанных во время долгой осады. Он главное лицо, он воодушевляет всех и первый обрек себя на смерть. Справа от него другой гражданин и он не менее стоек. Взгляд его горд, он не жалеет себя, но сдача города его убивает. В руке его ключ: он должен отдать его англичанам и напрягает все свои силы, чтобы вынести роковое унижение. Налево, на одной линии с ними, человек, уже менее закаленный: он торопится. Решение его принято, но он желал бы сократить время, отделяющее его от казни. За ними идет четвертый буржуа: он стиснул голову руками, предаваясь отчаянию, в мыслях о жене и детях, которых он оставляет без опоры. Пятый закрывает глаза рукой, как бы силясь отогнать ужасный кошмар. Шестой значительно моложе других и в еще большей нерешительности. Зловещая дума искажает его лицо, но он следует за товарищами, вытягивая шею, как бы заранее подставляя ее под топор судьбы. Хотя трое последних граждан не так отважно смотрят смерти в лицо — их подвиг тем труднее, но тем он и величавее. Все фигуры связаны общим действием, подчиняясь силе личности и примера Эсташа де Сен-Пьера, но каждый из них реагирует по-своему и по-своему проявляет степень закаленности своей души.
Роден работал над группой с 1884 по 1888 годы, а в целом работа была завершена в 1889 году. По тем временам роденовское исполнение памятника казалось крайне спорным. Заказчики ожидали скульптуру в виде одной фигуры, символизировавшей Эсташа де Сен-Пьера. Кроме того, традиционно памятники запечатлевали героические победы и с постамента господствовали над зрителями. Роден же настоял на отказе от постамента, дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько превышающими человеческий рост), а группа должна быть поставлена на рынке Кале на невысоком цоколе для того, чтобы всегда оставаться в толпе, всегда быть рядом с людьми... Но благородная в своей простоте идея Родена не нашла сочувствия в муниципалитете Кале, который потребовал величественного пьедестала.
Впервые памятник был представлен публике в 1889 году и был встречен почти всеобщим восхищением, потребовалось еще несколько лет, прежде чем он был установлен в Кале: церемония открытия состоялась в 1895 году. И разумеется, группа по настоянию городских властей была установлена на традиционном пьедестале, окруженном внушительной оградой. Воля скульптора, согласно которой «Граждане Кале» должны были быть размещены на земле, была исполнена только после его смерти, в 1924 году.
Любопытный факт. При жизни Родена было выполнено четыре одноименных скульптуры, одна из которых по иронии судьбы, или в назидание потомкам, была расположена в Лондоне перед зданием парламента.
Скульптурная композиция из бронзы, созданная в 1908 году, была передана британцам в дар от Фонда искусств (The Art Fund), который приобрел ее в 1911 году за 2,4 тысячи фунтов стерлингов. Через два года Роден приезжал в Лондон, чтобы обсудить место расположения скульптуры. В 1915 году «Граждане Кале» были установлены перед Вестминстерским дворцом.
Сегодня у скульптуры после многочисленных изменений в структурах английского правительства не оказалось владельца. В администрации Королевских парков, которые ранее занимались ее реставрацией, считают, что скульптура принадлежит британскому Министерству культуры, СМИ и спорта, но министерские чиновники от памятника открещиваются.
Свидетельство о публикации №124072404128