Хлебников, Хармс с цитатами и комментариями

Изо: вершина уже освещена солнцем, но закутанная ещё не согрелась


Велимир Хлебников

"Я знаю, что вы правоверные волки,
Пятеркой ваших выстрелов пожимаю свои" - круто выскочило, но десятки строк по соседству не глянулись...

Ощущение, что это экспериментатор, учудил чего-то... Он же из провинции родом и не еврей - надо было что-то отчебучивать, иначе не заметят... Не так давно мне он вдруг сильно понравился, но сейчас опять не интересно - с трудом заставляю себя  вникать в эти словесные навороты... Суть понятна: в любых случайных наворотах, если всмотреться, может оказаться - или почудиться - смысл - или ощущение, чувство... А если не почудится - так может, ты тупой, не догоняешь?!

"Мне гораздо приятнее
Смотреть на звёзды,
Чем подписывать
Смертный приговор.
Мне гораздо приятнее
Слушать голоса цветов,
Шепчущих: "Это он!"-
Склоняя головку,
Когда я прохожу по саду,
Чем видеть тёмные ружья
Стражи, убивающей
Тех, кто хочет
Меня убить.
Вот почему я никогда,
Нет, никогда не буду Правителем!" - всё внятно и сразу отлично, хотя и с цветочками. Напоминает того же Рембо - молодые, они такие...

"И я свирел в свою свирель,
И мир хотел в свою хотель.
Мне послушные свивались звезды в плавный кружеток.
Я свирел в свою свирель, выполняя мира рок." - вот тут прекрасно видно, что это детский сад с фокусом

"Дети пекут улыбки больших глаз
В жаровнях темных ресниц
И со смехом дают случайным прохожим" - видимо, ранний он был внятный - и мне понравился. (Хотя дети ничего не дают, они смеются в своей среде и не замечают прохожих)

"Усадьба ночью, чингисхань!
Шумите, синие березы.
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!" - лучше бы он на "чингизхани" остановился, прикольно звучит. Гудели в чьей-то усадьбе ночью, шашлыки жарили, дискотека, все дела?

"Из мешка
На пол рассыпались вещи.
И я думаю,
Что мир -
Только усмешка,
Что теплится
На устах повешенного." - ценные, видать, вещи рассыпал (потерял? сломал?) - и теперь хоть вешайся...

"Еще раз, еще раз,
Я для вас
Звезда." - мания величия? И как у него с алкоголем было? - ниже идёт настораживающий в этом смысле бред про "неверный угол"... И про  насмешки над ним - от них и запил?

В общем, восхищения нет, но сколько-то хорошего всё же есть... (Для детского сада годится!)

П.С.:
"…И были многие и многия: и были враны с голосом: «смерть!» и крыльями ночей, и правдоцветиковый папоротник, и врематая избушка, и лицо старушонки в кичке вечности, и злой пёс на цепи дней, с языком мысли, и тропа, по которой бегают сутки и на которой отпечатлелись следы дня, вечера и утра… и стояла ограда из времового тёсу, и скорбеветвенный страдняк ник над водой, и было озеро, где вместо камня было время, а вместо камышей шумели времыши." -  всё тот же серебряный век, но с уклоном в язычество и словотворчество.  Меня к подобному никогда не тянуло, забавная чепуха и не более...

"О, Сад, Сад!
Где железо подобно отцу, напоминающему братьям, что они братья, и останавливающему кровопролитную схватку.
Где немцы ходят пить пиво.
А красотки продавать тело.
Где орлы сидят подобны вечности, означенной сегодняшним, ещё лишённым вечера, днём.
Где верблюд, чей высокий горб лишён всадника, знает разгадку буддизма и затаил ужимку Китая.
Где олень лишь испуг, цветущий широким камнем.
Где наряды людей баскующие.
Где люди ходят насупившись и сумные.
А немцы цветут здоровьем.
Где чёрный взор лебедя, который весь подобен зиме, а чёрно-жёлтый клюв — осенней рощице, — немного осторожен и недоверчив для него самого…" - всё в том же духе бред и непонятки. Понимал, что подобные выпендрежные игры в загадки могут быть модными, иметь перспективу... Никакой личной мысли или чувства тут не видно...

"О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!" - опять ощущение, что подобные технические эксперименты интересны только в юности, людям без реального жизненного опыта... (Ему было 20 с небольшим)

"Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!" - крылышкуя, тарарахнул... А что ещё могут мусорные люди, которых потом вообще-то пачками отправят в расход...

"Кормление голубя
Вы пили теплое дыхание голубки,
И, вся смеясь, вы наглецом его назвали
А он, вложив горбатый клюв в накрашенные губки
И трепеща крылом, считал вас голубем?
Едва ли!
И стая иволог летела,
Как треугольник зорь, на тело
Скрывая сумраком бровей
Зеркала утренних морей
Те низко падали, как пение царей.
За их сияющей соломой,
Как воздухом погоды золотой,
Порою вздрагивал знакомый
Холма на землю лёт крутой.
И голубя малиновые лапки
В прическе пышной утопали.
Он прилетел, осенне-зябкий.
Он у товарищей в опале." - мусорные-то мусорные, но претензий выше крыши, хотят пить тёплое дыхание голубок и вообще питаться птичьим молоком. Всё это более чем типично и знакомо, очень много было в 20 веке подобных хоть господ, хоть товарищей...

Не найди я своего пути, присматривался бы к чужим, в том числе, и к этому, куда деватся (так и было раньше, в начале) , но теперь мне просто скучно...




Хармс

Это Ювачев себя так назвал. И заумь его совершенно типична для городских юношей - их было и есть тысячи и миллионы, так легче всего выпендриваться. Просто в те годы не было ещё рока, рэпа, хепенингов и прочих акций и т.д. В другое время мог бы вместо Кулика стать собакой... Кстати, и мультиков ещё не было, компьютерных игрушек...

"Вещь" - безобидный авангард, почти Зощенко, показана механистичность и абсурдность жизни (у отдельных бездуховных товарищей)

"Утро" - по сути, это реализм - такая хреновая у него пошла жизнь, что стало вообще не до выкрутасов. Пожаловаться бы, сообщить, как всё плохо. И это трогает за душу. И реализм неплохой.

И много у него таких текстов...

"Победа Мышина" - тоже Зощенко и реализм. Не с себя списывал? Или опасался такой коллизии...

"Машкин убил Кошкина" - Хармс - это Зощенко при зрелом сталинизме?

Вывод: хороший автор, но ничего сложного в нем нет... - и он даже в некотором роде эпигон Зощенко? Или они одновременно писали? Почему Зощенко долго процветал? Ведь его смех над совком очевиден... Зощенко, конечно, сочнее, интереснее, полнокровнее... - хотя однообразен...

"О том, как Колька Панкин летал в Бразилию, а Петька Ершов ничему не верил" - чушь, тягомотина... Не так-то много было у него таланта.


П. С. :
"ЧЕТЫРЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ ТОГО, КАК НОВАЯ ИДЕЯ ОГОРАШИВАЕТ ЧЕЛОВЕКА, К НЕЙ НЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО
I
ПИСАТЕЛЬ: Я писатель!
ЧИТАТЕЛЬ: А по-моему, ты говно!
(Писатель стоит несколько минут, потрясенный этой новой идеей и падает замертво. Его выносят.)
II
ХУДОЖНИК: Я художник!
РАБОЧИЙ: А по-моему,ты говно!
(Художник тут же побледнел, как полотно,И как тростиночка закачался И неожиданно скончался. Его выносят.)

III
КОМПОЗИТОР: Я композитор!
ВАНЯ РУБЛЕВ: А по-моему, ты говно!
(Композитор, тяжело дыша, так и осел. Его неожиданно выносят.)
IV_
ХИМИК: Я химик!
ФИЗИК: А по-моему, ты говно!
(Химик не сказал больше ни слова и тяжело рухнул на пол.)" - чем хуже, тем лучше, чем тупее, тем умнее?  Ты говно и я говно, я недавно, ты давно.

"Пушкин сидит у себя и думает: «Я гений, и ладно. Гоголь тоже гений. Но ведь и Толстой гений, и Достоевский, царствие ему небесное, гений. Когда же это кончится?» Тут все и кончилось" - типа, анекдот пятикопеечный. Но  времени Хармс очень соответствовал - тогда нельзя было быть  слишком разговорчивым и умным, без уродства и укороченности. Он плох, но хорош как памятник эпохе...  (Собственно, любой авангард таков - всегда повествует о корчах, извращениях и уродствах городской жизни - под маской всяческого прогресса, просвещения и строительства демократического коммунизма)

"Покупая птицу, смотри, нет ли у нее зубов. Если есть зубы, то это не птица." -  тогда надо было смотреть, не чекистская ли птица, а сегодня не беспилотник ли...

"Открыв наук зеленый том
я долго плакал, а потом
его закрыл и бросил в реку.
Науки вредны человеку.
науки втянут нас в беду
возьмемтесь лучше за еду." - не до наук было; пожрать бы... Надеюсь, и без сомнений в науках не обошлось? Или для него это было уже слишком умным...  Обычный диссидент, только глубоко законсперированный в соответствии с требованиями времени...

«Люблю курить трубку. Люблю петь. Люблю голым лежать в жаркий день на солнце возле воды, но чтобы вокруг меня было много приятных людей, в том числе много интересных женщин. Люблю маленьких гладкошерстных собак. Люблю хороший юмор. Люблю нелепое». - убогое он тоже любит. И женщин трахать. И строить из себя (судя по собакам и трубке)
Кстати, на многих фото похож на карикатурного злодея, актёра в роли маньяка...

Долго, добросовестно листаю и писанину и био данного гражданина, но ничего же  интересного, кроме каких-то окурков, огрызков... Даже не знаю, кто из них скучнее, он или Хлебников... Запомнилось лишь, что над столом Хармса висело изображение дома с подписью: «Здесь убивают детей». - при том, что сам практиковал как детский писатель (учитывая морду лица,  я бы серьёзно задумался!  Вообще, все технари - это убийцы детства по природе своей)


"Есть-ли что ни будь на земле, что имело бы значение и могло бы даже изменить ход событий не только на земле, но и в других мирах? — спросил я своего учителя.
Есть, — ответил мне мой учитель.
Что же это? — спросил я.
Это... — начал мой учитель и вдруг замолчал.
Я стоял и напряженно ждал его ответа. А он молчал.
И я стоял и молчал.
И он молчал.
И я стоял и молчал.
И он молчал.
Мы оба стоим и молчим.
Хо-ля-ля!
Мы оба стоим и молчим!
Хо-ля-ля!
Да да, мы оба стоим и молчим! " - потом всё же начал болтать о своём молчании, хотя, сказать ему (да и всем прочим) по-прежнему было нечего...
Хармс - это для заскорузлых молчунов модель, для герметичных, изуродованных... - может, и не людей уже, а тараканов...
Но никаким монстром он всё же не был - видимо, помешало, дореволюционное гуманистическое образование. В общем-то, обычный жалкий  персонаж... Рассказы его читать можно, но лучше читать Зощенко или "12 стульев", а ещё лучше - анекдоты. Скучна всё же его кондовая манера, хотя я и понимаю, что это он специально и подмигивает... (Зощенко и стулья на самом деле тоже сто лет как надоели)


Рецензии