Путь к покаянию. Ложь. Осуждение
Когда надо поступить по совести и по Евангелию, и отказываешься это делать – это есть ложь. Просматривая свои поступки, как часто лгала, начиная с детства. Помню, еще в школе не училась, мама посылала в магазин, вместо 200 грамм масла куплю 150, ещё булочку и по дороге съедала. Так жила во лжи и своих детей так же воспитывала. Надо вести ребенка к врачу зубному или укол сделать, говоришь ему: «Не будет больно». Солгала раз, и ребенок потом уже не верит. Или кто-то позвонил, просишь сказать, а точнее солгать по телефону, что меня дома нет. И не задумывалась никогда над тем, какой пример подаю детям. И ребенок приучается врать и участвовать в моей лжи. А дети растут более сообразительнее родителей, более искусно обведут взрослого так, что родителям далеко до них. А потом, удивляясь, задаешь вопрос: «Почему ребенок с малых лет обманывает родителей?» Да потому что ложь стала нормой в жизни.
Мы часто, например, вставляем фразу "честно говоря", которая наводит на мысль: значит мы постоянно говорим не правду. Вот так строились отношения со всеми. И нас обманывают, кругом лицемерие.
Мы обманываем даже умирающего. Раньше если у человека «рак», он умирает, а ему говорят: «Все будет хорошо, вылечим». Ему бы честно сказать: «Ты умираешь – хочешь покаяться? Священника позовем, ты причастишься, умрешь как христианин». Нет, будем врать до последнего, не сознавая, что мало того, что лжем, да еще человека провожаем на дальнейшие мучения за гробом, и тем самым и себя готовим на вечные мучения.
«Господи, согрешила. Вся моя жизнь с детства прошла в празднословии: ложь и обман были мои спутники, лицемерила и врала по любому поводу и без повода, даже по пустякам со всеми, не выполняла свои обещания и детей учила лжи. Человеколюбец, прости окаянную, Ты видишь мою болезнь, очисти меня от этой проказы, и помоги мне жить по совести и по Евангелию».
ОСУЖДЕНИЕ
Совесть подвела меня к греху осуждения.
Иисус Христос сказал: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?"(Мф.7,1-3). Зачем ты любишь подмечать в других даже незначительные грехи и недостатки, а в самой себе не хочешь видеть и больших грехов, и пороков?
На заре христианства святые апостолы, посланные Спасителем для проповеди Евангелия Христова, совершали свой миссионерский подвиг среди языческих народов и правителей, которые чинили кровавые гонения на Церковь Христову. Но даже тогда святой апостол Павел, обращаясь к христианам с проповедью, призывал молиться за власти, говоря: "всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга тебе на добро. Если же желаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим.13,1-8).
Та власть «от Бога», которая поощряет добро и наказывает зло. Как принцип, как Божественное установление – всякая власть действительно от Бога, и добрая, и злая. Но одна действует по Божиему благословению, другая же – по Божиему попущению.
Я долго не могла понять, где я осудила, потому что у нас в разговоре это стало нормой. За болтовней не замечаешь, как язык - враг мой, мелет всё, что враг на язык положит, не ведая того, что своим поганым языком себе же произношу приговор. А сколько за день осуждала, а за прожитую жизнь – не болото, а море греховное. Да только за одно это мне гореть вечно ярким пламенем!
А еще, оказывается, есть слово «порицать», о котором и не слышала. Порицать – значит сказать о ком-либо: «Такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное». Такой злословил человека, то есть сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать – значит сказать: «Такой-то лгун, гневлив, вор, пьяница, наркоман, ненормальный, развратник и т.д.». Он осудил самое расположение души, разом произнес приговор о всей его жизни, - а это тяжкий грех.
Святые говорят, что блаженны те души, которые видят во всех все хорошее. Посмотри вглубь, а ведь в нем есть хорошее и больше. Не суди, а сострадай. Сегодня человек пал, ты его осудила. Представь себе, что и с тобой могло такое случиться и тогда у тебя не будет желания осуждать. Осуждение оборачивается всякими болезнями.
"Кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого? (Иак.4,11-12). Даже Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд.1,9).
Преподобный Серафим Вырицкий советовал, как можно чаще читать молитву святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
«В этой молитве вся суть Православия, все Евангелие. Ею мы испрашиваем у Господа помощи на приобретение свойств нового человека» - говорил он. Грех осуждения он называл одним из величайших духовных недугов нашего времени. Мы имеем право судить только самих себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы уже невольно осуждаем его». Если осуждаешь — это одно, а когда в разговоре с кем-то, (это часто происходит) тот другой осудил, дал оценку, и ты участвуешь в осуждении. Вы оба осудили. .
«Господи! согрешила. Осуждала власть, всех и всё, и природу, значит и Тебя, Творца. Со мной часто бывает и такое, что, когда по телефону неожиданно слышишь осуждение, и тут же, если не словом, так в мыслях соглашаюсь. И так, осуждала словом и в мыслях. Мой поганый язык к Тебе, Господи, обращается и славит, и благодарит, и тут же осуждает. Господи! прости меня, великую грешницу. Согрешила, Господи, не имея страха Божия, употребляла Имя Твое всуе: во всякой болтовне в быту, в пустых разговорах, вводя себя в страшный грех. Господи, прости меня, грешную. Всемилостивый, даруй мне способность видеть свои грехи, и чтобы ум мой перестал видеть погрешности ближних, "положи, хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих"».
Свидетельство о публикации №124072306150