Фэнтези. Непростое в простом... Лекция 4
Лекция 4.
«Фэнтези. Непростое в простом для начинающих писателей. Влияние фэнтези на современного читателя»
Для тех, кто думает, что писать – это очень легко, скажу: талант писателя всегда лёгок в своих проявлениях в тексте. Именно поэтому, читая талантливый рассказ или роман, может создаться впечатление, что так писать может любой образованный человек.
Вовсе нет. За кажущейся лёгкостью – часы титанического труда, шлифовка текста, скрупулёзная работа над сюжетом, проработка композиции. Иногда писатель держит в памяти тысячи страниц текста, особенно когда речь идёт о циклах романов, приквелах, сиквелах, триквелах, когда сюжеты взаимосвязаны и в них участвуют уже знакомые читателю герои.
Писательская память – уникальна. Это не просто талант, это гений одного человека, данный в подарок целой нации.
Главные проблемы начинающих авторов – отсутствие грамматических навыков, неумение составлять предложения, логически осмысливать текст, подбирать слова с точным значением, описывающих предмет, употребление просторечной лексики в тексте и плохой вкус.
Даже, если текст требует понимания, с вашей точки зрения – идиота, никогда не уходите от классического русского языка, а просторечия используйте только для характеристики героев. Уверяю вас, не все «ботают по фене», но все понимают классический русский язык.
Каждое слово в русском языке – Логос, древний отзвук чувств, действий наших предков, а современный сленг – всего лишь проходящее мгновенье в его древней истории. Кто-то вас поймёт сейчас, сегодня, но через лет десять, когда новое поколение выдумает новый сленг, ваши ухищрения уже не поймут. Недооценка читателя – станет вам боком. Верьте ему. Даже если пишете сказочки на сон грядущий.
Формировать вкус необходимо. Воспитать писательский вкус можно лишь чтением текстов совершенных, эмоционально наполненных так, что слёзы из глаз (радости или горя – это уже зависит от того, что именно вы читаете).
Мой совет: читайте классиков – уж они-то умели обращаться с русским языком – уникальным инструментом общения, настолько многогранным, что на одно слово иногда приходится до пятидесяти синонимов, а от одного корня образовываются десятки родственных слов.
То, что может показаться обычным в нашем языке, совсем не обычно в других. Языки очень разные: есть те, в которых пятьдесят падежей, а есть те, в которых всего один. Есть языки, в которых нет прошедшего времени, или женского рода, только мужской. Я уже не говорю – о среднем. Но ценен русский язык не количеством падежей, а своей ёмкостью и огромными выразительными возможностями. Поэтому важно, чтобы язык, на котором пишет писатель, был родным, впитанным с молоком матери, взращен в стихие, в которой человек живёт с рождения…
Вот фрагмент из моего романа «Мертвецы тоже люди». Отрывок не вошёл в книгу, но хорош, как пример.
«Профессор тронул меня за плечо:
– Вы боитесь смерти?
– Кто же её не боится? – кривая усмешка не скрыла грусти.
– Зачем бояться того, что неизбежно… Раньше люди были мудрее, они не боялись. Болезни и войны, бытовая неустроенность и тяжёлый труд заставляли их воспринимать смерть, как неизбежное. Вы не представляете, сколько слов в русском языке, связанных со смертью, мы произносим не задумываясь. Особенно с корнем «мор-» и «мер-».
Профессор наморщил высокий лоб:
– Например, можно сказать: «я уморился, я умордовался, заморочился… заморыш… умора… умереть… Не падайте в обморок… Не хотите ли морошки отведать или мороженого… или морёных яблок… или сморчков… или морквы (моркови)? Передайте морянку (соль), пожалуйста… Сегодня морочный день… (мрачный), пасморный (пасмурный)… Морозный день… Моросит… Скоро морокуша придет (знахарь)… вот морока какая… морильщик приходил крыс морить… Все мертвы… умерли… Красил стул морилкой… Поеду к морю… хочется морным (морским) воздухом подышать да моряну (ветер) послушать… моряков да морячек посмотреть на морском берегу… в мертвый сезон… Скоро морок опустится, сумерки в мороз ранние… Проморгайтесь и оденьте защитные очки в сумеречной зоне… Это можно сделать одним моргом… Из трубы морготь (дым) идёт… Что вы мормочете (бормочете)? Не морщите лоб… Не морочьте мне голову… Морена… Марья Моревна мор насылает…Наденьте мерлушью шапку, не то замёрзнете… Померещилось мне что ли… Давайте включим вентиляцию – мерзкий запах от смерда…. Пойдемте выпьем морсу… Вы не уморились… Что ты замер, как мертвец… Помертвело в чистом поле… Мертвенная бледность… Сумрок опустился… Бессмертные боги, а смертник разбился насмерть… упал замертво… Выпейте чаю из бессмертника для бессмертия… Смород смородины объелся да смердеть стал…
Профессор широко улыбнулся:
– Вот видите? Раньше люди совсем не боялись смерти».
Наш русский язык, действительно, богат, многогранен и величественен. Это не хвастовство или бахвальство, это реальность, которую следует принять будущему писателю. Язык отражает чувства и характер нации, традиции и знания, и не стоит пренебрегать культурным наследием, которое смогли донести до нас наши предки.
Писатель ответственен за формирование вкуса читателя, его взгляда на жизнь, ответственен за уникальность нашего языка, за его сохранение. Для меня русское слово – это печать, символ, аббревиатура, данные нам свыше.
Итак, проникнувшись сознанием величия русского слова, Логоса, вы решили писать.
Но не стоит забывать, что слово – это такая древняя штука, что всё, что мы произносим, было произнесено до нас уже миллионы раз.
Поэтому важно: ЧТО сказать и КАК сказать, как донести свои мысли до читателя, заставить его поверить?
И тут встаёт вопрос о жанре произведения. Какой формой воздействовать? Во что облечь свой Логос?
Есть жанры и формы воспроизведения речи непонятные современному читателю и устаревшие, поэтому, скорее всего, вы начнёте творить в, так популярном сейчас, современном жанре фэнтези или мистики.
Фэнтези – жанр, выросший из эпоса, сказок и мифов. Фэнтези – это выходящая за рамки реальность, где действие происходит в относительно реальном или в вымышленном мире. Много магии, волшебства. Но фантастика не столько важна в произведении, сколько важен ирреальный подход к событиям, происходящим по законам произведения.
Фэнтези возникло в 19 веке. Это огромный жанр, который развивается во всех сферах искусства, и является неотъемлемой частью современной культуры. Фэнтези лидирует везде – в кино, театре, компьютерных играх, изобразительном искусстве, литературе. Оно продолжает развиваться и пользуется огромной популярностью.
Тесты подобных романов могут показаться достаточно лёгкими для написания, поскольку не требуют, с точки зрения новичка, детальной проработки текста, обоснования реальности событий и скрупулёзной работы с языком. Но, осторожнее! Не наступите на грабли!
Разберёмся, неужели жанр фэнтези, такой лёгкий для восприятия читателя, может позволить себе упрощённое отношение к русскому языку?
Обратимся к классическому тексту. Представленный ниже отрывок из романа – того, что сейчас называют фэнтези. В романе присутствует волшебство и потусторонние силы, реализм и религиозная подоплёка.
Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, который сам называл себя мистиком, можно с уверенностью отнести к фэнтези, поскольку в романе присутствует волшебство.
Небольшой фрагмент, известный очень многим. Для меня – эталонный, совершенный, эпохальный, культовый.
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета. Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя.
От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта двенадцатого молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствовавшему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался все тот же жирный розовый дух.
О боги, боги, за что вы наказываете меня?
"Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения".»
Текст очень понятный, не смотря на смысловую, экспрессивную, стилистическую и эмоциональную наполненность, легко читается, вероятно, потому что все слова в нём русские, кроме слова иностранного происхождения – гемикрания.
Выразительные и художественные формы языка в этом маленьком отрывке многообразны, использованы и внутренний монолог героя, и риторические вопросы, ритм и паузы, тропы: сравнения и эпитеты, олицетворения и интонация, аллитерация и ассонанс, синекдоха, метонимия, аллегория, литота, гипербола, перифраза, паронимы, оксюморон, синонимы, историзмы, архаизмы, фразеологизмы, лексический повтор – да всё!
Каждое звук в этом впечатляющем фрагменте в 150 слов продуман, каждая фраза вычищена, отточена, вымучена, выстрадана. Нет ни одного лишнего слова. Вот он – Логос в ярчайшем проявлении и влиянии на читателя! Вот так надо писать!
За кажущейся простотой скрывается титаническая работа над историческим текстом, бессмертным сюжетом «Мастера и Маргариты».
Чего стоит только одна нетленная фраза: «Рукописи не горят!».
Это не единственное произведение Булгакова, в котором герои примеряют на себя роль Бога и впускают в мир потусторонние силы: «Дьяволиада», «Собачье сердце», «Роковые яйца», – все об этом.
Другой фрагмент из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», которую мы также могли бы определить, как фэнтези, принадлежит бесспорному классику великой русской литературы Н. В. Гоголю (1821-1852 гг.)
«Рассеянно глядел парубок в белой свитке, сидя у своего воза, на глухо шумевший вокруг него народ. Усталое солнце уходило от мира, спокойно пропылав свой полдень и утро; и угасающий день пленительно и ярко румянился. Ослепительно блистали верхи белых шатров и яток, осененные каким-то едва приметным огненно-розовым светом. Стекла наваленных кучами оконниц горели; зеленые фляжки и чарки на столах у шинкарок превратились в огненные; горы дынь, арбузов и тыкв казались вылитыми из золота и темной меди. Говор приметно становился реже и глуше, и усталые языки перекупок, мужиков и цыган ленивее и медленнее поворачивались. Где-где начинал сверкать огонек, и благовонный пар от варившихся галушек разносился по утихавшим улицам».
Это обычный фрагмент в произведении, рядовой, описывающий сельскую ярмарку глазами деревенского парубка. Подобные фрагменты служат лишь лёгким фоном для развёртывания основного действия. Поэтому, если у вас в тексте отсутствуют описания, вы просто не сможете писать дальше, растеряете характер героев и себя заодно. В приведённом примере всё очень правильно стилистически: в каждом предложении – прямой порядок слов, но ни одного простого предложения. Николай Гоголь мастерски владеет Логосом, часто употребляет пышные эпитеты в каждом предложении, вызывая тем самым у читателя яркие бытовые переживания.
Казалось бы, «Вечера на хуторе…» – сказка, побасенка. Волшебство, любовь, борьба добра со злом – всё, как обычно, но завораживающее слово автора действует на читателя на острие меча, магически. И вспоминает читатель закат в своём реальном мире, где солнце, каждый день пылает, как и во времена Гоголя, проникая лучами в его сознание из мира ирреального в реальную действительность. Так действует талантливый текст.
Больше всего нечисти и мрака, мистицизма и богоборчества у Гоголя, конечно, в «Вие». Вот уж где ведьмы и волшебство разыгрались во всю!
Разница между фэнтези и мистицизмом – небольшая. По сути – это одно и тоже. Принято называть мистицизмом вещи с отрицательным эмоциональным окрасом, ужасы. «Вий» в эту копилку.
Почему же так происходит, что фэнтезийные романы производят на читателя огромное впечатление, не смотря на иррациональность, ирреальность представленных в них миров? Вроде, всё не по-настоящему, а люди верят. В захлёб читают про волшебников и попаданцев, драконов и могущественных антагонистов. Почему же верят?
Да потому что дело во времени, в котором мы живём. Как я уже писала в предыдущей статье, в обстоятельствах постоянных потрясений общества концепт времени меняется и вместе с ним меняется основная цель слова – Логоса – влиять на настоящее.
Переустройство мира – об этом думает каждый человек хотя бы раз в жизни, и жанр фэнтези помогает осуществить это, создавая миры реальные, по сути, ирреальные в реальности, когда с помощью магических манипуляций можно разрешить любые проблемы, прекратить войны, стать богатым или красивым, стать счастливым, наконец!
Кто-то мечтает повернуть историю вспять и сидит над трудами Фоменко по альтернативной истории и говорит всем: «Вот она правда-то, где зарыта, а прежняя история цивилизации – чушь!». А историю уже повернули в своих умах миллионы читателей без особых усилий, отдавая предпочтение силам, которые людям не подчиняются.
В этом и есть задача писателя – предугадать время, умело скрещивать внешние эонические реалии с бытовыми переживаниями, выступая в роли пророка.
И русский язык нам в этом – в помощь!
В жанре фэнтези и мистики писали и пишут многие российские и зарубежные писатели.
Помимо упомянутых Николая Гоголя и Михаила Булгакова вспомним Фёдора Достоевского (1821-1881 гг.), который наряду Гоголем считается одним из крупнейших писателей-мистиков в мире!
Весь мир уже не один век зачитывается его романами о противостоянии добра и зла, Христа и Антихриста, вместе с Достоевским разгадывая мистическую природу русской души и православия в «Преступлении и наказании», «Идиоте», «Бесах», «Братьях Карамазовых», «Подростке».
Леонид Андреев (1871-1919 гг.) творил в период Серебряного века и серьёзно увлекался спиритизмом и спиритуализмом. Воскрешение мертвеца в «Жизни Василия Фивейского» является стремлением автора стать сверхчеловеком, Богом, если угодно.
Владимир Орлов (род. 1936 г.) Ещё один писатель, пишущий в жанре фэнтези и мистицизма. Его романом «Альтист Данилов» зачитывались мамы и папы современной молодёжи. Демон на договоре играет в оркестре и посещает потусторонние миры, путешествуя во времени и вселенной.
Виктор Пелевин (род. 1962). Работа писателя в журнале «Наука и религия» не могли не повлиять на его творчество, полное мистицизма. Миры в произведениях читателя меняются местами, предлагая читателю выбирать самому, где ему комфортней находиться, в мире реальном или ирреальном, где реальность растворяется, ускользает, подменяя собой реальность, и читатель с трудом понимает разницу, поскольку бытовые переживания, переданные словом автора, бесспорно, реальны. В копилку фэнтези: «Омон Ра, «Колдун Игнат и люди», «Чапаев и Пустота», «Священная книга оборотня», «Нижняя тундра».
Писавшими в жанре фэнтези и мистицизма можно так же назвать М. Горького «Старуха Изергиль», так же и братьев Стругацких, писавших об иррациональных мирах: «Понедельник начинается в субботу», – хотя братья считаются писателями-фантастами и волшебства в их произведениях нет. Но выдуманные миры присутствую, значит, можно сказать и о фэнтезийности их произведений.
Вообще, грань между фантастикой и фэнтези довольно тонкая. Принято считать, что в фэнтези упоминается магия и иррациональные миры. И в фэнтези, и в фантастика – суть одна, но принято различать, чтобы не путаться в жанрах.
Например, можно ли считать только фэнтези такие произведения, как «Ведьмак» Анджей Сапковского, «Игра престолов» Джорджа Мартина, «Волшебник Земноморья» Урсулы ле Гуин, «Стрелок» Стивена Кинга, «Лабиринты Ехо» Макс Фрай, «Властелин колец» Джона Рональда Толкина, или фантастикой: братьев Стругацких «Трудно быть богом», Сергея Лукьяненко «Дневной дозор», Дмитрия Глуховского «Метро 2033», Станислава Лема «Маска», Дугласа Адамса «Автостопом по галактике», Александра Беляева «Человек-амфибия», Айзека Азимова «Я – робот»?
Классики русской литературы любили пощекотать нервы публике, и тогда появлялись на свет истории о готических замках, прекрасных красавицах, ждущих освобождения, призраках и фантастических чудовищах.
Николай Карамзин написал «Остров Борнгольц», «Чудеса хирургии, или Ночь с Клеопатрой»; Валерий Брюсов «В зеркале»; Антон Чехов «Чёрный монах», «Страхи»; Леонид Андреев «Набат», «Молчание»; Иван Тургенев «Таинственные повести и рассказы»; Алексей Толстой «Семья вурдалака»; Александр Грин «Гибель Петрограда», «Алые паруса».
Русские поэты тоже не гнушались сказок, мистицизма и фэнтези. Василий Жуковский написал «Светлана», «Лесной царь»; Александр Пушкин «Золотой петушок», «Руслан и Людмила»; Михаил Лермонтов «Мцыри»; Николай Гумилёв «Волшебная скрипка»; Александр Твардовский «Тёркин на том свете»; Иосиф Бродский «Окна», Белла Ахмадуллина «Сказка о дожде»; Эдуард Асадов «Домовой»; Афанасий Фет «Сон».
Список далеко не полный.
Теперь, когда мы выяснили, что жанр фэнтези существовал по сути – всегда в истории литературы, необходимо уяснить, что относиться к нему неуважительно, с пренебрежением, не стоит.
Вы начали писать в этом жанре, потому что он показался вам наиболее лёгким для написания. Мы уже выяснили, что это не так. Любая работа писателя – это каторжный труд. И писать произведения в жанре фэнтези надо достойно, не позоря творчество авторов, перечисленных выше, не опускаясь до уровня бульварных романчиков, которыми сейчас заполнен интернет. Это не сделает вас писателем, а всего лишь – человеком пошлым и с плохим вкусом.
Вывод из прочитанного:
1. К любому тексту относитесь серьёзно и с ответственностью. В любом жанре не коверкайте русский язык. Даже комики говорят грамотно! Это очень образованные люди с хорошей дикцией!
2. Не выдумывайте несуществующие слова. Учитель писать и говорить правильно. В разговорной речи употребление выдуманных слов – странно и на слух, и по ощущениям. И не думайте, что сочиняете неологизмы. Просто не владеете языком. Сомневаетесь – просмотрите заново курс словообразования русского языка 6-го класса.
Кратко упомяну:
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ в русском языке:
- суффиксальный
- префиксальный
- конфиксальный
- интерфиксальный (сложение)
- усечение
- аббревиация
- префиксоидное
- трансфиксальный
- унификсальный
- телескопинг (скорнение)
- сращение
- переход из одной части речи
- семантический
- калькирование
- транслитерация
- транскрипция
Если эти слова вам не знакомы, перечитайте учебники. Хотите писать – учитесь! Начинайте с основ!
3. Не употребляйте в тексте лишних слов. Не загромождайте текст. Это не сделает ваш роман или рассказ привлекательным.
4. Умейте составлять предложения. В русском языке прямой порядок слов. Ничего не надо выдумывать. Почитайте Н. Гоголя, его письма к матери. Учитесь у классиков.
5. Избегайте тавтологии: «масло масляное». Умейте правильно использовать эпитеты.
6. Думайте, что именно вы хотели сказать, чтобы не получился бред.
7. Пишите о том, что интересно людям. Если вы не Эдичка Лимонов и не извращенец, не эпатируйте публику.
Вам в помощь:
Е. А. Земская. «Как делаются слова»
Об унификсации: Л.В.Рацибурская. «Словарь уникальных морфем русского языка»
Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко и др. «Русский язык. Учебник для 6 класса. Часть1; гл. «Строительная работа морфем»
23 июля 2024, Бангалор
Свидетельство о публикации №124072303027
Лев Нудкин 23.07.2024 14:56 Заявить о нарушении