***
Елена Печерская
ЛАРИСА РУМАРЧУК: «Адрес счастья – бузина у дома…»
Е. Печерская. Лариса Ильинична, перелистывая Вашу прозу и стихи, я еще раз убедилась, что слово «дом» нередко гостит на ее страницах, дважды встречается даже в заглавиях книг ( сборник поэзии «Дом», рассказов и повестей – «Дом в Хабаровске»). Насколько важно для Вас само это понятие и какое содержание оно несет?
Л. Румарчук. Вы подметили верно: дом очень важен для меня. Ведь имеется в виду не просто здание, но и связанный с ним внутренний мир, человеческие связи, близкое окружение, устои и уклад. Дом – это прежде всего родные люди и то тепло, которое исходит от них. Одним словом, дом – это очаг и корни.
Е. Печерская. В Вашей биографии указано, что Вы родились в Подмосковье. Так ли это? Где был тот, самый первый в Вашей жизни, дом?
Л. Румарчук. Нет, это распространенная ошибка, которая, к сожалению, кочует по просторам интернета. На самом деле родилась я в Башкирии. Самый первый мой дом находился в Уфе, и строка «адрес счастья – бузина у дома» относится именно к нему. Я прожила в Уфе десять лет своей жизни, именно здесь пошла в первый класс.
Е. Печерская. Но ведь ошибка эта не совсем случайна: в дальнейшем Ваша жизнь действительно оказалась связана с Подмосковьем.
Л. Румарчук. Да, вскоре после войны мы получили вызов в Москву и двинулись сюда вчетвером: бабушка, мама, названная сестренка Эля и я. Мой отец погиб на фронте в начале войны. Ехали мы товарняком, это наше путешествие подробно описано мной в повести «Зеленый велосипед на зеленой лужайке». Первое время жили в съемной комнате в Новогирееве. Средства, вырученные нами от продажи половины дома в Уфе, были невелики, послевоенная инфляция основательно их «подъела». Мы смогли купить только одну комнату в деревянном доме, недалеко от платформы Салтыковская, с крохотным земельным участком. Салтыковка приглянулась нам потому, что здесь жила мамина крестная. Принять нас к себе она не могла: сама ютилась в проходной комнате на чердаке.
Е. Печерская. Опишите быт вашей семьи несколько подробнее.
Л. Румарчук. Он был тяжелым: никаких удобств, вчетвером в десятиметровой комнатушке. Надо было топить печку, носить воду из колодца. Впрочем, в те годы так жили многие. Например, у нас за стеной обитало семейство с «говорящей» фамилией Кастрюлины. Так вот, все пять Кастрюлиных проживали на девяти квадратных метрах тоже без всяких удобств.
Е. Печерская. Тем не менее, Вы пишете о Салтыковке с большим теплом: «У Толстого –Ясная Поляна. У Чехова- Мелихово. У Цветаевой-Таруса. А у меня-Салтыковка.» Вот даже как!
Л. Румарчук. Здесь я возобновила обучение в школе, пошла уже в пятый класс. Как и следовало ожидать, очень хорошо училась по гуманитарным предметам, а вот по точным отнюдь не блистала. В четырнадцать лет меня впервые посетила муза. Это произошло тоже здесь, в Салтыковке. Я показала свои первые опусы школьной учительнице литературы. Она откровенно призналась, что в поэзии разбирается неважно, зато дала мне весьма дельный совет. Порекомендовала обратиться в Московский Дом пионеров, где работала литературная студия. Так я и сделала, и это решило мою судьбу.
Е. Печерская. Видимо, Ваше обращение к поэзии было не совсем случайным: ведь у Вас весьма неординарная семья.
Л. Румарчук. Да, мой дедушка по материнской линии, Прокофий Игнатьевич Принципар, был в свое время режиссером в МХТ, ставил пьесы Чехова. Мама также была многогранно одаренным человеком, но ее творческая карьера не сложилась из-за отсутствия профильного образования . Она хорошо рисовала, в юности тоже писала стихи, поэтому поддержала меня. Ездить на занятия в Московский Дом пионеров нужно было два раза в неделю, и мама сначала не верила, что меня хватит надолго: ведь жили мы за городом… Однако литературное творчество полностью захватило меня, и упорства оказалось достаточно.
Е. Печерская. Можно предположить, что Вы очень уставали и Ваша активность этой студией и ограничилась.
Л. Румарчук. Отнюдь нет. Я успевала еще и посещать занятия у Анисима Кронгауза, хорошего педагога и поэта, незаслуженно забытого сейчас. Я благодарна ему за правильные литературные критерии и хороший вкус, который он воспитывал у своих учеников. Кстати, именно дома у Кронгауза я впервые встретилась с Женей Евтушенко, который уже тогда произвел на меня сильное впечатление. Он был старше года на три, так что познакомились мы еще до Литературного института.
Е. Печерская Насколько я понимаю, Вы поступили в Литинститут прямо со а школьной скамьи?
Л. Румарчук. Да, причем немалую роль сыграла рекомендация Дома пионеров. Конечно, меня рекомендовали: ведь уже в пятнадцатилетнем возрасте я выступала со своими стихами в Колонном зале Дома Союзов и даже сидела в президиуме рядом с Маршаком! Это мое выступление было включено в киножурнал «Пионерия -№ 3» за 1953 год. Еще одна интересная деталь: снимал этот выпуск не кто иной как Эльдар Рязанов. Конечно, в ту пору он был совсем молодым и совершенно неизвестным.
Е. Печерская. Вы были в тот момент подростком, почти ребенком. Не закружилась ли у Вас голова от столь стремительного успеха?
Л. Румарчук. Нет, не закружилась: дел и забот хватало. В Литературный институт я попала на заочное отделение. После школы на очное брали неохотно: считалось, что будущий писатель должен поработать, узнать жизнь… Я же стала посещать все занятия и сдавать экзамены вместе с очниками. Через год меня перевели на очное отделение. Кстати, почти все на моем курсе были старше меня, некоторые значительно. Отчасти поэтому я вскоре подружилась с Тамарой Жирмунской: нас сблизил одинаковый возраст. Остальные были старше на целую жизнь, на войну…
Е. Печерская. А Евтушенко Вас запомнил с первой встречи у Анисима Кронгауза?
Л. Румарчук. Да, Женя всегда относился ко мне трепетно, нежно и заботливо, почти как к любимой сестренке Лёле. Мы частенько общались с ним на переменах. Довольно часто собирались мы и дома у Жени, на Четвертой Мещанской. Он давал мне записи запретных тогда стихов Марины Цветаевой. Если получал гонорар, старался накормить меня чем-нибудь лакомым в буфете. Быть ответственным и заботливым он умел, хотя разница в возрасте у нас с ним была не очень значительна. Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать: ни один мужчина в моей жизни не относился ко мне лучше, чем он. Кстати, Жениной маме я тоже очень нравилась.
Е. Печерская Расскажите еще какие-нибудь эпизоды из студенческой жизни.
Л.Румарчук. Я занималась в семинаре Долматовского, но посещала и занятия у других руководителей. Тогда это было принято, многие так делали. Везде мои стихи принимали тепло, и вдруг на семинаре Михаила Светлова меня подвергли жесткой критике. Я восприняла такое отношение болезненно, обиделась, расплакалась и выбежала из аудитории. Позднее, встречая меня, Светлов осведомлялся: « Ну что, повзрослела? Больше не плачешь?» Этим он повергал меня в некоторое смущение. Вообще он был большой остроумец, но и насмешник.
Е.Печерская Ваши первые публикации появились тогда же, в студенческие годы?
Л. Румарчук. Да, на втором или на третьем году обучения, сейчас уже не припомню. Первая публикация стихов была в «Комсомольской правде», за ней последовала подборка в журнале «Юность». Чуть позже, уже готовясь к рождению дочки, я стала внутренним рецензентом «Юности». Поэтесса Ольга Высоцкая познакомила меня с Валентином Катаевым, он был тогда главным редактором этого популярного журнала. Такого рода работа находилась у них постоянно, и в сложившейся ситуации меня это очень выручало. Ведь мне приходилось кормить маленькую дочку, маму и бабушку, которые не получали пенсии. Позже я писала внутренние рецензии и для издательства «Молодая гвардия». Неплохим источником заработка служили и переводы. Одним словом, мне рано пришлось стать главным кормильцем семьи.
Е. Печерская. Насколько я понимаю, песни на Ваши слова – отдельная страница творческой биографии.
Л. Румарчук. Композитор Евгений Берковский положил на музыку стихотворение «Перед весной», которое я написала еще в школе. Несколько моих текстов вдохновили Евгения Стихина, среди его песен довольно популярными стали «Синие троллейбусы»(напомню, это было еще до Окуджавы!) Одна песня попала в репертуар Эдиты Пьехи, и она очень хотела записать ее на пластинку, но ей, разумеется, не позволили. Ведь там были слова о том, что героиня хочет «лепить мужчину, чтоб был похож он на человека». Это сочли очернительством советских представителей сильного пола. А жаль! Судя по всему, для Пьехи эта тема тоже была весьма наболевшей…
Е. Печерская. Для многих поэтов стихи начинаются с ритма, для некоторых – с рифмы… А для Вас?
Л. Румарчук. Для меня первооснова стиха – внутреннее волнение и образность.
Е. Печерская. Вы писали стихи, которые публиковались и находили своего читателя, однако затем перешли на прозу. С чем это связано?
Л. Румарчук. «Перешла на прозу» - не совсем удачная формулировка. Я продолжала писать стихи наряду с рассказами и повестями всю свою жизнь. Просто в какой-то момент поэтическая форма стала тесной для того, что я хотела сказать читателю, стихов мне стало «не хватать». Ведь я повзрослела, многое пережила и осмыслила. Жизненный опыт, накопленные наблюдения и мысли, подчас довольно горькие и почти всегда непростые, искали своего выражения. Они вылились в рождение прозаических произведений, повестей и рассказов. Но моя проза никогда не противостояла поэзии, они дополняют друг друга.
Е. Печерская. В Ваших прозаических произведениях чувствуются ритм, образность, которые роднят их с поэзией. Но, вместе с тем, это именно серьезная и глубокая проза, причем назвать ее женской не поворачивается язык.
Л. Румарчук. Меня всегда живо интересовали глубинные причины и мотивы человеческих поступков, особенности и оттенки чувств и переживаний, порой потаенных и безотчетных. Думаю, что именно глубокий психологизм повествования характерен для моей прозы.
Е. Печерская. Бесспорно, но и не только. Не может не поразить точность и сочность многочисленных деталей и неожиданность, оригинальность замысла и композиции. В этом смысле характерны «Две вариации на одну тему».
Л. Румарчук. Даже не знаю, как мне пришло в голову рассмотреть одни и те же эпизоды с двух разных точек зрения: восторженной и реалистически трезвой. Но результат, как мне кажется, получился интересный. В целом, мое обращение к прозе произошло уже в зрелые годы. Невозможно не согласиться с Пушкиным: «Года к суровой прозе клонят…» Кстати, одним из первых стал рассказ «Кайранский», в котором повествование ведется от лица мужчины.
Е. Печерская. Несмотря на хорошее знание быта, обилие правдивых деталей, часть Ваших рассказов тяготеет к жанру сюрреализма. Не было ли трудностей с их публикацией?
Л. Румарчук. Как ни странно, не было. Мне удалось издать практически все, написанное мной. В этом смысле у меня счастливая судьба. Книги мои выходили в престижных издательствах и достаточно большими тиражами. Я вправе обижаться лишь на одно: недостаточное внимание со стороны литературоведов и критиков. А ведь, как известно, именно их отклики и формируют, в конечном счете, общественное мнение.
Записала Елена Печерская
Свидетельство о публикации №124072205595