Путь к покаянию. Обличение совести
«Я ХОЧУ, чтобы ты, хотя бы на склоне лет твоих познал, как трудно и
стыдно пересматривать самого себя без прикрас и похвал, как
невыразимо тяжело заглядывать в каждую щелку своего прошлого и
безпощадно критиковать все допущенные ошибки, мерзости и
открытые гнусности, достойные величайшего презрения и омерзения».
Митр. Мануил Лемешевский (беседа с Богом)
Я не знала о внутренней борьбе с грехами, плыла по течению и куда только не заносило. И только с Божией помощью я узнала о существовании духовной жизни.
Теперь мне надо учиться заново жить, учиться жить по совести и Евангелию. Передо мной встала труднейшая задача – борьба со страстями.
В этом совесть усердно помогала мне, безпощадно обличая меня:
— Вот ты говоришь Богу в молитве «Отче наш…»: «Да приидет Царствие Твое…», а ведь не знаешь, как приходит это Царство и, не зная, не готовишься и ничего не делаешь к получению его, то возможно ли, чтобы пришло к тебе Царство? Какая же польза, что просишь ты в молитве: «Да придет Царствие Твое»? Господь говорит в Святом Евангелии: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное" (Мф.3,2). Итак, хочешь, чтобы пришло это Царство? Кайся. Если не покаешься, сколько ни говори: «Да приидет Царствие Твое», оно не придет к тебе.
Ты от стыда утаивала постыдные грехи, твои гордыня и самолюбие мешали: «Что батюшка подумает о тебе?» Сознательно замалчивая грехи, пришла к тому, что все предыдущие исповеди считались недействительными. Все грехи, названные и неназванные, остались в душе, да еще прибавился сугубый грех (двойной) – утаивание грехов на исповеди. Священника можно обмануть, но Бога не обманешь. А если после «таких исповедей» ещё и причащалась, то причастие будет только в осуждение. За это особо спросится на Страшном Суде. Здесь ты лишь в присутствии священника – одного человека – называешь грехи свои. А представь, как на Страшном Суде нераскаянные грехи, которых ты стыдишься, прозвучат перед всеми святыми, перед Ангелами. Весь мир их узнает и как затрепещет душа твоя. Поэтому диавол и внушает стыдиться их, чтобы ты не каялась. Отбрось стыд, надо стыдиться грешить, но не стыдиться каяться.
Знай, что грехи нераскаянные передаются из поколения в поколение. Каждый грех имеет собственную, ему принадлежащую болезнь. Страсти и пороки порождают недуги на целые века у целых фамилий. В целых народах народные пороки и болезни нравственные образуют недуги, им соответствующие. За потакание своим страстям и своей плоти, за получаемое беззаконное удовольствие человек жестоко расплачивается, принося в жертву, прежде всего здоровье. Очистив свою душу, ты очистишь путь для себя и своих детей и внуков, потому что на них несчастных, уже больных, ложатся грехи родителей и прародителей. Молись за них и за весь род. И твои сыновья должны очистить свои души, и их жены с родителями, и внучки тоже. Они должны знать, что будущее их, и детей, и следующих поколений будет зависеть от каждого из вас.
Еще хуже поступает тот грешник, который хотя открывает на исповеди свой тяжкий грех, но не дает обещания с ним бороться, не имея решимости его оставить. Такой человек подобен тому непотребному сыну, который, тяжко оскорбив своего отца, говорит ему для формы: «Отец! Прости меня, но… я хочу еще и еще тебя оскорблять, как и прежде». Нет пользы от такого покаяния, не ослабляет, а только увеличивает свой грех.
С первых же шагов твоей духовной жизни будут подстерегать тебя козни вражеские. Они каждое доброе движение сердца стремятся обратить его во зло, потому что все доброе в вас имеет некую черту, перейдя которую незаметно обращает во зло. Распознавать эту черту часто не может человек своими силами. Это дело благодати Божией, потому что самонадеянность – самый опасный грех, так как в нем таится возможность всех грехов. Враг будет стремиться и доброе твое покаяние довести до злого уныния. Отгоняй их. Не давай им задерживаться в сердце. Этого всего надо ждать и ко всему этому надо быть готовой, помня слова апостола Петра: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого проглотить" (1Пет.5,8). Это сказал апостол, который сам отрекся от Христа, трижды был после этого призван Господом пасти овец и стал Апостолом Первоверховным, как и гонитель Савл, ставший Первоверховным апостолом языков.
Промысел Божий привел тебя в Церковь и запомни – здесь источник твоей жизни.
Только за минутную слабость Петр оплакивал свой грех всю свою жизнь. Да как же мне надо плакать и раскаиваться за то, что всю жизнь предавала Господа изо дня в день?!
В 13 лет мне вдруг захотелось принять крещение, не имея ни малейшего представления о Боге, о Евангелии, о Крещении. Зачем тогда крестилась? Просто хотела иметь крестного, как многие, и получать подарки в день рождения. И мои дети крещеные стали крестными и не знают ничего о таинстве крещения, об их обязанностях и о том, что на Страшном Суде будем отвечать пред Богом за бездуховное воспитание своих детей и крестников.
Со стыдом вспоминаю Грецию, когда группу привезли в монастырь, а я - в шортах. Но при входе нам дали юбки и кофты, чтобы прикрыть нашу наготу. Ходила по территории и вошла в храм с непокрытой головой, но старец своей любовью покрыл мою духовную немощь благословением, и одарил нас иконочкой Божией Матери.
«Господи, согрешила, приняла крещение, ничего не зная о Тебе, без всякой подготовки, и с первого дня предавала Тебя: не соблюдала обеты крещения, прожив ходячим мертвецом, детей крестила также в неведении и не смогла воспитать их духовно, и сама также по неведению стала крестной; заходила в храм с непокрытой головой, да еще с накрашенными губами и прикладывалась к иконам. Спаситель, прости меня окаянную, покрой мою немощь, воспитай Сам духовно меня, моих детей и крестницу».
Церковь учит, что покаяние завершается исповедью. Покаяние очищает душу от грехов, делает ее чистой, как после крещения, почему покаяние и называется «вторым крещением», или «крещением слезным», знаменуя «горький плач» о грехах (Мф.26,75).
Последствия истинного покаяния:
- первое, когда человек перестает совершать свой грех, по слову Спасителя: "иди и впредь не греши" (Ин.8,11), и
- второе, когда в противоположность прежнему греху, покаявшийся начинает совершать соответствующие добродетели: вместо чревоугодия – пост, вместо сребролюбия – нищелюбие, вместо блуда - чистоту и пр., то есть творить плоды достойные покаяния (Мф.3,8).
Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, по замечанию святых отцов, когда человек чувствует в себе такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласится умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом. И это есть естественное чувство всех от всего сердца обратившихся к Богу и истинно возлюбивших Господа, что они из любви к Нему больше всего страшатся оскорбить Его божественную любовь каким-либо грехом. Если кто из грешников ни в посте, ни в покаянии еще не ощущал в сердце своем этой святой перемены – это есть верный знак, что он еще никогда истинно не постился и пост его еще не благоприятен пред Отцом Небесным, грехи его еще не очищены истинным покаянием. А всякий неочищенный грех тяжестью своею обыкновенно вовлекает душу в другие многие пороки и слабости.
Великое дело покаяние! Оно разбойнику дало оправдание, а без него и «праведный» фарисей осужден (Лк.18,10-14).
Свидетельство о публикации №124072205259