Что такое подлинное раскаяние?

ЧТО ТАКОЕ ПОДЛИННОЕ РАСКАЯНИЕ?
 
МНОГО веков назад правили два царя: один — над десятиплемённым царством Израиль, а другой — над двухплемённым царством Иудея. Они не были современниками, но между ними было много общего. Оба царя пошли против Бога и способствовали моральному разложению своих подданных. Оба поклонялись идолам и проливали невинную кровь. И всё-таки между ними было одно существенное различие: один оставался преступником до конца своих дней, другой же раскаялся в своих злодеяниях и был прощён. О ком идёт речь?

Царя Израиля звали Ахав, а царя Иудеи — Манассия. Узнав, чем различалось поведение этих двух мужчин, мы лучше разберёмся в одной очень важной теме — теме раскаяния (Деян. 17:30; Рим. 3:23). Что же такое раскаяние и как оно проявляется? Нам важно в этом разобраться, ведь мы хотим, чтобы Бог прощал наши грехи. Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы поразмышляем о жизни Ахава и Манассии и увидим, чему нас могут научить их примеры. А затем мы рассмотрим, что о раскаянии говорится в одной притче Иисуса.

ЧЕМУ НАС УЧИТ ПРИМЕР ЦАРЯ АХАВА.

Ахав был седьмым царём десятиплемённого царства Израиль. Он женился на Иезавели, дочери царя Сидона, процветающего города к северу от Израиля. Этот брак, скорее всего, был выгодным с экономической точки зрения. Но в духовном плане он обернулся для израильтян катастрофой и ещё больше отдалил их от Бога.

Иезавель поклонялась Ваалу, и через Ахава она насаждала в Израиле эту омерзительную религию, неотъемлемыми атрибутами которой были храмовая проституция и даже принесение в жертву детей. Пока Иезавель находилась у власти, ни один пророк Бога не мог чувствовать себя в безопасности. На её совести была смерть многих из них (1 Цар. 18:13). Ахав был ей под стать: он «делал то, что было злом в глазах Господа, и поступал хуже всех, кто был до него» (3 Цар. 16:30). Всё это невозможно было скрыть от Бога: он точно знал, чем занимались Ахав и Иезавель. Тем не менее Бог проявлял милосердие к ним и ко всем израильтянам. Через пророка Илью он побуждал их одуматься, пока не стало слишком поздно. Но Ахаву и Иезавели было абсолютно всё равно.

В конце концов Бог решил, что терпеть больше нельзя. Он послал к Ахаву и Иезавели пророка Илью, чтобы тот объявил им приговор: вся их семья будет уничтожена. Эти слова словно пронзили Ахава насквозь! Удивительно, но этот надменный царь «смирил себя» (3 Цар. 21:19—29).

Хотя в той ситуации Ахав и «смирил себя», его дальнейшее поведение показало, что он не раскаялся. Попытался ли он искоренить поклонение Ваалу в своём царстве? Нет. Побуждал ли своих подданных поклоняться истинному Богу? Снова нет! Тому, что Ахав не раскаялся, есть и другие подтверждения.

Какое-то время спустя Ахав попросил иудейского царя Иосафата о помощи в войне против Сирии. Иосафат был верным Богу царём, поэтому, прежде чем идти в сражение, предложил посоветоваться с пророком Бога. Ахаву эта идея не понравилась, и он сказал: «Есть ещё один человек, через которого можно спросить Господа. Но я ненавижу его, потому что он никогда не пророчествует обо мне хорошее, только плохое». Тем не менее цари позвали пророка Михея. И, разумеется, то, что он сказал, не предвещало Ахаву ничего хорошего. Но вместо того чтобы раскаяться и умолять Бога о прощении, беспринципный Ахав бросил пророка в тюрьму (3 Цар. 22:7—9, 23, 27). Что ж, ему удалось лишить свободы представителя Бога, но помешать исполнению пророчества он был не в силах. В той битве Ахава убили (3 Цар. 22:34—38).

После смерти Ахава стало ясно, что Бог думал о нём. Когда Иосафат «благополучно вернулся домой», Бог послал к нему пророка Ииуя, чтобы осудить его за союз с Ахавом. Пророк сказал: «Разве следует помогать беззаконникам и любить ненавидящих Господа?» (2 Лет. 19:1, 2). Подумайте: будь раскаяние Ахава подлинным, стал бы пророк называть его беззаконником, ненавидящим Бога? Совершенно очевидно: хотя Ахав и выразил сожаление о своих злых делах, он так и не раскаялся.

Чему нас учит пример Ахава? Услышав приговор своей семье, он смирил себя. И это было правильно. Но, судя по тому, как Ахав вёл себя потом, по-настоящему он не раскаялся. Получается, раскаяться — это больше, чем просто сказать, что мы сожалеем о содеянном. А теперь рассмотрим другой пример, который покажет, что такое подлинное раскаяние.
 
ЧЕМУ НАС УЧИТ ПРИМЕР ЦАРЯ МАНАССИИ.

Примерно двумя столетиями позже на престол иудейского царства взошёл Манассия. И можно сказать, его злодеяния затмили преступления Ахава. Мы читаем: «Он делал много того, что было злом в глазах Господа, оскорбляя его» (2 Лет. 33:1—9). Манассия настроил жертвенников языческим богам и даже посмел поставить в святом храме Бога священный столб (скорее всего, идола богини плодородия). Он «занимался магией, гаданием и колдовством». Кроме того, он «пролил очень много невинной крови». Этот изувер даже «сжёг своих сыновей», принеся их в жертву ложным богам (4 Цар. 21:6, 7, 10, 11, 16).

Бог неоднократно посылал к Манассии пророков, чтобы предостеречь его. Но тот, как и Ахав, упрямо отказывался их слушать. В конце концов «Господь привёл к ним [в Иудею] военачальников ассирийского царя, и те вытащили Манассию крюками, заковали его в двойные медные кандалы и отвели в Вавилон». И вот, вдали от родины, в тюрьме, Манассия крепко задумался о своей жизни. Он «глубоко смирился перед Богом своих предков». Но этим он не ограничился. Манассия «стал умолять своего Бога о милости», то есть он молился и, судя по всему, неоднократно. Этот некогда ужасный человек стал меняться. Он стал относиться к Господу как к своему Богу и захотел развить с ним близкие отношения (2 Лет. 33:10—13).

Бог ответил Манассии, ведь по его молитвам было видно, что он стал другим человеком. В ответ на проникновенную мольбу Манассии Бог вернул ему престол. То, как Манассия распорядился своей дальнейшей жизнью, показало, что он по-настоящему раскаивается. И это проявилось не только в словах, как в случае с Ахавом: Манассия стал вести себя иначе. Он рьяно взялся за искоренение ложной религии в Иудее и побуждал своих подданных поклоняться только истинному Богу. (Прочитайте 2 Летопись 33:15, 16).
 
Безусловно, это требовало мужества и веры, ведь за предыдущие десятилетия Манассия насаждал среди своих родственников, придворных и других иудеев совершенно иные порядки. И теперь, на склоне лет, Манассия постарался исправить ситуацию, виновником которой был он сам. По всей вероятности, он оказал благотворное влияние на своего маленького внука Иосию, который позже стал замечательным царём (3 Цар. 22:1, 2).

Чему нас учит пример Манассии? Как и Ахав, он смирил себя, но на этом не остановился. Он молился и умолял Бога проявить к нему милосердие. Манассия полностью изменился и всеми силами старался возместить причинённый им ущерб. Он не только сам стал от всего сердца поклоняться истинному Богу, но и побуждал других делать то же самое. История царя Манассии даёт надежду на прощение даже самым закоренелым грешникам. Она ясно показывает, что Бог «добр и готов прощать» (Пс. 86:5). Если человек искренне раскаивается, Бог его обязательно простит.

Манассия не просто сожалел о совершённых грехах. И это очень важный нюанс в контексте нашего обсуждения. Представьте себе такую ситуацию: вы приходите в кондитерскую за пирожным. Но вместо него продавец протягивает вам горсть муки. Вас бы это устроило? Едва ли. А если продавец скажет, что мука — это основной ингредиент вашего пирожного? Вряд ли такое объяснение исправит ситуацию. Подобным образом Бог ожидает от согрешившего раскаяния. Если тот сожалеет о содеянном, это хорошо. Сожаление — неотъемлемый «ингредиент» раскаяния, но не единственный. О других составляющих подлинного раскаяния мы узнаем из одной притчи, которую рассказал Иисус.

ПРИЗНАКИ ПОДЛИННОГО РАСКАЯНИЯ.

В Луки 15:11—32 записана трогающая до слёз история о блудном сыне. Своенравный юноша решил, что больше не хочет жить по правилам отца. Он ушёл из дома, «отправился в далёкую страну» и пустился во все тяжкие. Когда же для него наступили трудные времена, он крепко задумался о своей жизни. Наконец-то он осознал, насколько лучше ему жилось в отцовском доме. По словам Иисуса, этот юноша опомнился. Он решил вернуться домой и просить у отца прощения. Тот момент, когда он осознал глубину своего падения, стал своего рода отправной точкой. Но что дальше? Ему требовалось что-то предпринять.

То, что юноша искренне раскаивался, стало видно по его делам. Он проделал долгий путь домой. Увидев отца, он сказал: «Я согрешил против неба и против тебя. Я больше недостоин называться твоим сыном» (Луки 15:21). Такое откровенное признание говорило о том, что он хотел восстановить дружбу с Богом. А ещё он понимал, что сильно ранил чувства своего отца. И чтобы вновь ощутить его любовь, он был готов на что угодно — даже стать его наёмным работником! (Луки 15:19).
 
ПОДВЕДЁМ ИТОГ. По-настоящему раскаяться означает гораздо больше, чем попросить прощения за совершённый грех. В уме и сердце согрешившего должны произойти коренные перемены. Он должен порвать с порочным образом жизни и вновь поступать так, как велит Бог. (Прочитайте Иезекииля 33:14—16.) Отношения этого человека с Богом серьёзно пострадали. Поэтому больше всего его должно волновать то, как их восстановить.


Рецензии