Антисемитские карикатуры в СССР

Клыки и пейсы. Как советские карикатуристы изображали Израиль, и как это повлияло на современных антисемитов


  Клыки и пейсы, когтистые лапы, с которых капает кровь, даже свастики – так еврейское государство выглядело в главной газете СССР, «Правде». Новая репатриантка, живущая в Хайфе, Анна Кутузова, когда-то написала большое исследование об этом специфическом жанре советской карикатуры. Она рассказала о своих наблюдениях «Деталям», а заодно изучила современное антиизраильское творчество.

  В декабре 2023 года в журнале «Разведчик» Главного разведывательного управления РФ появилась карикатура на международную тему. Россия там изображена в виде медведя в пилотке, который стоит на берегу вместе с Китаем (драконом), Индией (слоном) и другими странами БРИКС, и отталкивает березовым поленом плот с врагами – западными странами. Те тоже нарисованы в виде животных, но облезлых: американский орел, британский лев, французский петух. А Израиль – в качестве присосавшегося к орлу маленького клеща.



  – Вот уж не думала, что доживу до такого. Когда в 2007 году я писала книжку о советской антиизраильской карикатуре, все это казалось далеким прошлым, – признается Анна Кутузова. – Конечно, это очень старые приемы. Облезлых львов и галльских петухов рисовали еще советские карикатуристы 80 лет назад. А Израиль изображали очень маленьким и незначительным.

  Простой пример – первая антиизраильская карикатура, которая появилась в «Правде» в ноябре 1956 года. Она рисует Англию и Францию как двух неприятных мужчин, которые проповедуют мир, но в то же время бросают бомбы в Египте. Большой пистолет прикреплен к поясу англичанина, на кобуре написано «Израиль».

  – То есть это просто инструмент других агрессоров, которые используют его в своих грязных целях, – объясняет Анна. – Позднее Израиль стали изображать уже как человеческую фигуру, но она все еще намного мельче, чем ее союзники. Например, на рисунке 1960 года Бен-Гурион (наделенный крючковатым носом) почти вдвое ниже Аденауэра.

  Ее исследование начиналось как магистерская диссертация в Центральноевропейском университете в Будапеште, где молодая журналистка из Тюмени училась по программе Еврейских исследований. А на выходе получилась англоязычная книжка на 74 страницы «Ястреб империализма», которую по настоянию научного руководителя даже издали.

  Неудивительно, потому что Анна проделала титаническую работу. Просмотрела всю подшивку газеты «Правда» за 40 лет: с момента создания еврейского государства до поздней перестройки в СССР. Заняло это, по ее признанию, 2,5 месяца.

  Конечно, карикатуры на Израиль публиковали и в других изданиях. Например, в журнале «Крокодил». Но «Правда» – главный печатный орган СССР, и по ней легко отследить динамику и основные сюжеты.

  Первое интересное наблюдение: до 1956 года таких карикатур просто не было. Они появляются как реакция на Суэцкий кризис, когда Хрущев открыто поддержал Египет и Сирию.

  Пик антиизраильского творчества пришелся на период между Шестидневной войной и войной Судного дня. Рекорд «Правда» поставила в 1970-м, опубликовав 63 таких работы. Теперь Израиль изображался уже как сравнительно самостоятельный агрессор, член антисоветского лагеря. Его цель – «установить колониальный режим на арабском Востоке».

  Постоянный сюжет этого периода – пограничные столбы, который Израиль при поддержке США и ФРГ вбивает в чужие земли. Столбами стреляют из пушек, закидывают их в качестве удочек.

  Израильтян рисуют милитаристами, мародерами и, почему-то, пиратами. Можно было бы подумать, что это из-за одноглазого Моше Даяна. Но нет, пиратская тема будет появляться и без его участия. Конечно, же сионистами, но в специфическом, советском понимании слова. На страницах «Правды» можно встретить даже неологизм «экспан-сионисты».

  – До конца 1980-х годов слова «Израиль» и «сионизм» использовались в советской пропаганде как синонимы. Традиционные еврейские идеи искажали, интерпретируя, например, идею «избранного народа» как открыто шовинистическую. В декабре 1971 года один из заголовков «Правды» утверждал, что «сионизм – это форма шовинизма и расизма». Такое определение стало основой советской антисионистской кампании в 1970-х годах, – рассказывает Анна.

  Постоянный сюжет советской карикатуры тех лет – некий план по созданию «Великого Израиля» от Нила до Евфрата. Эту никогда не разделявшуюся израильским большинством идею пропаганда СССР представляла, как официальную идеологию Еврейского государства.

  – Тут можно увидеть прямое наследие «протоколов Сионских мудрецов», тоже плана по захвату мира. Концепция приписывается Голде Меир, которую рисуют утрированно по-еврейски: с большим ртом, крючковатом носом и с черными волосами, – отмечает исследовательница.


  Вторая сильно раздутая в советской пропаганде история – покушение евреев на арабскую нефть. Да, на Синае были не очень-то богатые месторождения. Но для советских карикатуристов – это чуть ли не основной мотив войн с участием Израиля: евреи и американцы хотят захватить арабские земли ради нефти.

  Именно в период между двумя войнами на карикатурах впервые появляются арабы. Сначала мужчина с усами и в куфии, потом – женщины и дети в качестве жертв.

  — Обратите внимание, арабов рисуют как людей, у них приятные, красивые лица, – демонстрирует одну из карикатур Анна. – А евреев откровенно дегуманизируют. Они у советских карикатуристов либо похожи на животных, с когтями и клыками, либо это откровенно антисемитские изображения, наследующие рисункам в нацистской печати. Большой рот, толстые губы, выдающийся нос, курчавые волосы, короткие ноги, большой живот и хитрая ухмылка. Часто все вместе: и клыки, и пейсы.

  Это началось не сразу. Видимо, в 50-х годах рисовать в стилистике газеты «Штюрмер» казалось еще неприличным. Тогда евреи были хоть и карикатурными, но без стереотипных черт. И чтобы понять, что это именно евреи, им пририсовывали звезды Давида.

  Другой способ дегуманизации противников – изобразить их не людьми, а животными. Одна карикатура рисовала Израиль, как птенца большой птицы (Америка), который получает больше «военной еды», чем другие. На разных карикатурах Еврейское государство предстает то хитрой лисой, то прожорливым волком

  – Или нарисован гигантский осьминог, протянувший щупальца к чужой земле (кстати, это типичный нацистский прием изображения жадности евреев). Советская антисионистская пропаганда использовала и образ паука. А иногда Израиль изображался как человек, который почти утратил свою человеческую сущность. Мы видим израильского солдата с острыми клыками или неестественно длинными руками с острыми когтями, похожими на лапы животных, – перечисляет Анна

  Другой способ унизить кого-нибудь в сексистском обществе – изобразить его женщиной на содержании у богатого любовника. Вот карикатура, где вооруженная «израильская военщина» просит своего американского поклонника купить ей «фантом», выставленный на витрине бутика. Вот другая, где Дядя Сэм приносит своей любовнице «военный букет».

  Американская военная помощь – постоянный сюжет советской карикатуры. Израиль ставится в один ряд с разными хунтами и правительством Южного Вьетнама. Но часто ему достается роль любимчика, получающего больше. А приписываемые ЦАХАЛу зверства любят сравнивать с действиями США во Вьетнаме.



  Еще одна тема, появившаяся в начале 70-х – борьба советских евреев за право на выезд в Израиль. Тут надо было показать злокозненность врагов, а заодно объяснить советским евреям, что ничего хорошего после репатриации их не ждет. Еврейский вопрос в СССР предстает на карикатурах мыльным пузырем, который надувают враги. И вообще все подобные обсуждения – «антисоветская провокация».

  А вот типичная картинка – «Добро пожаловать в Израиль», где приехавшему предлагается взять автомат и затянуть пояс из-за инфляции. В карикатурах постоянно подчеркивается нереально огромный военный бюджет Израиля, направленный на удержание «захваченных территорий». И как следствие – бедность жителей. Адресатами такой пропаганды явно выступали советские евреи.




  Как ни странно, после войны Судного дня антиизраильская кампания в «Правде» резко пошла на спад.

  – И я могу объяснить этот феномен. Тогда было потепление в отношениях СССР с США, оба правительства делали шаги навстречу. И мы четко видим, что отвратительное изображение дядюшки Сэма почти полностью исчез тогда из рисунков. А ведь в предыдущие годы собирательный образ американского «друга» постоянно присутствовал, – рассказывает Анна Кутузова. – С 1973 года партнерами Израиля изображают страны Восточной Европы, НАТО, реакционные режимы Азии и Африки, сионистов, крупных монополистов.

  Израиль все чаще сравнивают с ЮАР, а сионизм – с апартеидом. Именно там корни нынешних обвинений Еврейского государства в апартеиде. А еще – с Ку-Клукс-Кланом. Но в 1979 году у СССР появился еще один «враг» – Египет, пошедший на мирные переговоры с Израилем и вышедшей из-под советского влияния.

  – Кэмп-Дэвидские соглашения стали одной из самых обсуждаемых на страницах «Правды» тем. Мирные переговоры были расценены в Москве как «предательство египетского руководства, вступившего в позорное сотрудничество» с агрессорами вопреки собственным интересам и интересам всего арабского мира. Вместе с Израилем Египет карикатурно изображался как американский инструмент усиления контроля над нефтяным сектором Персидского залива, – рассказывает исследовательница.

  В эти годы советских карикатуристов стали еще больше волновать судьбы палестинцев. В «Правде» появляются рисунки убитых арабских женщин и детей. Решение Израиля о создании территорий Палестинской автономии на Западном Берегу и в секторе Газа представлено как попытка израильской «солдатни» усилить репрессии против арабского населения на этих территориях и заставить его забыть о собственном суверенном государстве.

  Но второй пик ненависти к Израилю приходится на 1982 год – начало Первой Ливанской.

  – Вот мы видим израильского солдата, покрытого кровью, а США вдохновляют его на насилие, тогда как раз был новый виток Холодной войны, – показывает очередную карикатуру Анна. – Государство Израиль открыто называлось «Центром международного терроризма», а операция в Ливане рассматривалась как «террор и геноцид». И как раз в этот период мы видим явный призрак Гитлера или свастику: сионисты все больше и больше напоминают фашистских палачей, – комментирует рисунок Анна.


  В эти годы собрался уже полный канон антиизраильской пропаганды. Отождествление Израиля с нацистской Германией, солдаты, убивающие детей, мирные инициативы, которые – только маска для агрессии и экспансии. Завязанные глаза мирового сообщества, которое «не хочет видеть преступлений Израиля».

Последователи.

  В 1987 году эта пропагандистская истерика в СССР резко прекратилась. Но образы никуда не делись. И четверть века спустя их можно увидеть снова.

Самый известный карикатурист-антисемит наших дней – это, пожалуй, бразильский ультралевый художник Карлос Латуфф. Когда в Иране проводили «Международный конкурс карикатур о Холокосте», он занял на нем второе место.

Вместе с Анной мы смотрим работы бразильца, и исследовательница поражается, насколько же они напоминают рисунки Кукрыниксов.

– Обратите внимание, образы все те же: Дядя Сэм в цилиндре, благородные арабы в куфиях, и Израиль, отождествляющийся с нацистской Германией, – говорит она.

  Ренессанс антисемитской карикатуры произошел и в России. Помимо журнала «Разведчик», все-таки нишевого издания, такие рисунки появляются на государственном портале «Россия Сегодня» и его иноязычных проектах.

  Самый плодовитый автор – Виталий Подвицкий. Конечно, чаще он рисует карикатуры на Украину и США, а Россию изображает в виде медведя (тот рисунок в «Разведчике» нарисовал не он, а другой автор). Но есть у него и Израиль.

  Вот, скажем, солдат ЦАХАЛа стоит на плечах у американца, чтобы ловчее стрелять через стену в палестинцев, а американец еще и подает ему патроны.  Вот Запад не замечает израильской агрессии. А вот Нетаниягу сидит на горе трупов.

  – Все по старым канонам. Разве что израильскую бедность и инфляцию больше не рисуют, – разводит руками Анна Кутузова. – В это, пожалуй, уже никто не поверит.


Источник "Детали".


Фото: Антисемитская карикатура из газеты Der-Stuermer в Данциге, июль 1939


Рецензии