Приходи на меня посмотреть. Как петь романсы
Полный текст стихов принципиально важен для аналитической работы, прошу не удалять. Это не копипаста, а для целей работы над текстом, каковой еще последует. Открываю сборник своего Репертуара, коего накопилось в закромах немало, но все рассеянно.
А это все надо учить, доучивать, освежатьи закрепоять, и расширять работу над интерпретациями.
На Стихи ру я делаю акцент на поэтической стороне произведений моего реперутара, см например романс Отчего Чайковского, когда я больше написала о стихах Леонида Мея, ведь о Чайковском и так написаны горы литературы. А воздать дань и полу-забытым поэтам, на чьи строки положены известные произведения это тоже важно. Есть у меня и статья об Алексее Апухтине, друге и со-авторе романсов Чайковского. Незаслуженно преданном забвению как тонком лирике необязательно вне связи с именем Чайковского, чьи упоительные стихи я приводила в эссе. по См также у меня очерк о Несторе Кукольнике, авторе стихо вромансов МИхаила Глинки и др, составлять пополняемый сборник, впрочем один есть:Мой пополняемый сборник романсной лирики, ссылка.
Эссе и статьи, очерки я обычн сопровождаю картинами живописцев. Но в данном случае параллельно хотелось бы сопроводить нотами, дабы не искать по интерннету. чтобы мой Сборник Репертуара был полноценным вокальным сборником, а не токмо Песенником, со словами лишь, как у школьниц. Нам однако нужна филигранная отделка и вокальных партий, и аккомпанетмента. Для целей сугубо поэтических это важно и в плане того, почему отдельные песни, романсы становятся популярны, иногда бессмертны, и какова роль здесь содружества муз. Как гармонично Поэт и Композитор слагают свои ветви, дабы выросло древо уникального произведения, каковое иногда становится любимым на многие поколения.
Здесь выложу с нотами романс современного композитора Ваитма Бибергана "Приходи на меня посмореть", написанный им на стихи Анны Ахматовой, в ту пору она была еще молода, хотя от строк веет безысходностью и немощью душевной, а может,и телесной, возможно, она и впрямь была тогда нездрава во всех смыслах, когда ее оставил Николай Гумилев, что она переживала и отражились эмоции и в строках этих стихов..
А стихи эти, ставшие романсом, чудно спела Елена Камбурова в новогодней кинокомедии, лирической комедии, как обозначается жанр подобных фильмов, "Приходи на меня посмотреть", одноименно.
В фильме снимались: Ирина Купченко с ее хладно-нервическим темпераментом, очень похоже на ее же известнейшую роль в фильме-драме "Одинокая женщина желает познакомиться". Олег Янковский, не нуждающийся в представлениях. Вера Васильева.И др. Все исполнили свои партии-роли, попав в фокус. И фильм получился несмотря на новогоднуюю прохладу и мороз на дворе, очень теплым и домашним, рекомендую.
А красивый томный, похожий на цыганские романсы и салонные жестокие романсы 19/20 вв, Серебряного века, с его эстетикой "красивого страдания" или "страдающей красоты" - так органичный природе старинного романса, что удивительно то, что его написал современный композитор 21 в. И с попаданием в органику дарования Анны Ахматовой, так непришедшейся ко двору эстетике соцреализма и оттого им обруганный, - тонко-пронзительно, нежно-проникновенно исполнила Елена Камбурова, показав, по моему мнению, - потенциал тихогласого пения, а ведь романс, это не песня с микрофоном и звукоусилительной техникой на большой зал ДК или стадиона. И романс не оперная ария для оперных залов залов на тысячу мест, с оркестровой ямой на сто инструментов симфонического оркестра, что типично для оперной литературы 19-20 вв. Хотя барочная опера сродни романсу эстетикой камерности. Да, исполнение романсов с их особой эстетикой и стилистикой требует совершенно других выразительных средств, вовсе не тех, что в ариях опер второй полоивны 18- 19-20-21 вв. и в эстрадных массовых песнях 21-21 вв., чем обычно грешат. - громогласием - через микрофонные усилители в случае песен даже для певцов с малюсенькими голосочками без всякой техники пения, но микрофон совершил революцию в исполнительстве, дав возможность быть легко услышанными любыми по численности аудиториями и негативно сказался на бельканто, оно стало отмирать, ведь оперный вокал требует нечастого в обществе вокального таланта и труда многих лет. В том числе и исполнение романсов требовало таланта, хотя бы и небольшого голоса. но выразительного и чувствительной души, музыкальности и умения передавать тончайшие движения души, то есть органики особой, и, конечно, большого труда, а иногда имена исполнителей романсов становились легендарными(Варя Панина, Александр Вертинский и др.). Романс нельзя исполнять оперным стилем, чему нас приучили первые звезды оперного вокала, где демонстрация вокальных возможностей на первом месте, а должно быть иное первичнее, не громогласие - хотя тоже в опере поют в нынешние времена с спрятанными в зале оперы близко к оркестровой яме микрофонами.
Но - Романс - как камерное произведение, о чем помнят лишь номинально, но забыли суть этой камерности, как душевного единения Исполнителя и немногочисленной и при свечах желательно Публики. Исполнитель и Публика должны на эти 2 часа сродниться под сенью дружных муз, слиться как единый организм, атмосферу общей вовлеченности в стихию переживаний романсов. В уютном стилизованном под барочную атмосферу кафе или зале музея. Или возрождаемых уходящими под напором цифровизации и интернета - Библиотеках, как новых культурных центрах. Или квартирные концерты, имевшие место в 70-е гг., андеграунд, и это не только рок-песен, но и романсов..
22 июля 2024г.
10 ч.50м.
22.07.2024 11:12
Около 35 минут.
Приложение. Текст и ноты.
ПРИХОДИ НА МЕНЯ ПОСМОТРЕТЬ
Из одноименного кинофильма (2000),
режиссеры Михаил Агранович и Олег Янковский
Музыка Вадима Бибергана
Слова Анны Ахматовой
1. Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: «Довольно!»
2. Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли когда упрекну*
За последнюю горечь тревоги!
3. Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.
4. Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: «Довольно!»
*У А. Ахматовой: «О, тебя ли, тебя ль упрекну».
Говорите мне о любви: Песенник. Песни и романсы. Для голоса и гитары (фортепиано, синтезатора). – СПб.: Композитор, 2005.
http://a-pesni.org/romans/prihodinam.htm
Там же ноты еще:
Говорите мне о любви: Песенник. Песни и романсы. Для голоса и гитары (фортепиано, синтезатора). – СПб.: Композитор, 2005.
НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (3 листа):
https://zera-cherkesov.livejournal.com/668944.html
Свидетельство о публикации №124072202548