3 глава. Не женитесь на артистках. Изличного опыта
А через несколько дней скорый поезд понёс нас на поиски счастливой актёрской доли в Москву.
На первой же станции в купе, сияя новыми эполетами, ворвались два лейтенанта. С этой минуты и до конца пути любые просьбы, обращённые ко мне Катюшей, новоиспечённые танкисты бросались исполнять, опережая друг друга, как на занятиях по боевой и политической подготовке. Свежезаваренный чай, домашние вкусности, продаваемые краснощёкими молодками на стоянках, шоколадные конфеты не исчезали с нашего столика. Я поощрительно улыбался, вытянувшись на полке с толстенным детективом в руках. У них с собой оказалась гитара, которую они по очереди терзали неумелыми пальцами, пытаясь очаровать даму моего сердца патриотическими серенадами: «Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону…»
Однажды её терпение истощилось, и, сердито сверкнув синими очами, Кэт указала мне на измученный инструмент. Я вздохнул, отложил в сторону детектив, прошёлся по струнам и запел: «Три танкиста, три весёлых друга – экипаж машины боевой». Ребята вскочили, вытянулись в струнку, щёлкнули каблуками, развернулись через левое плечо и строевым шагом отправились в ресторан.
Вскоре вернулись и виновато развели руками. Пива не оказалось. А по поводу вина для будущего застолья во мнении не сошлись. Пришли за советом. Я достал из чемодана бутылку коньяка, лейтенанты, смущённо улыбаясь, бутылку водки, и… через пару часов, к неудовольствию соседей за перегородками, из нашего купе донеслось хоровое пение о том, что броня крепка, танки быстры, а наши люди мужества полны.
В прекрасном расположении духа мы доехали до Москвы, обменялись адресами, и вышли на перрон, не позволив чудесным попутчикам тащить наши чемоданы до такси.
***
На следующий день, едва мы вошли в переполненный разношёрстным актёрским людом зал театральной биржи, слова моей Катерины о том, что нас, прошу прощения, её любой театр оторвёт с руками и ногами, подтвердились на все сто. Директора будто только её приезда и дожидались. С места в карьер ей предлагали ведущие роли, комнату в театральном общежитии с перспективой получения квартиры после первой же успешной премьеры. То, что любая премьера, где она будет исполнять главную роль, будет обречена на успех, у руководителей театров сомнения не вызывало. Но Кэт, одаривая соискателей лучезарной улыбкой, направляла их в мою сторону. Режиссёрские физиономии поначалу вытягивались в недоумении.
Кто это? Рядом с Катериной имел право находиться Олег Янковский, Александр Абдулов, Николай Караченцов. Не больше и не меньше. Но стоило им заглянуть в мой репертуарный лист, увидеть фотографии, где я представал перед их взорами в роли Ромео, молодого Ильича, и многое другое – ситуация менялась в лучшую сторону. Начинался серьёзный разговор. Одному режиссёру нужен был Чацкий. И он был готов начать репетицию «Горя от ума» чуть ли не в гостиничном номере. Другой, не сходя с места, собирался вводить меня на роль Олега Кошевого. Театр открывал новый сезон постановкой «Молодой гвардии». Третий видел во мне барона де Невилета. Храброго красавца и друга Сирано де Бержерака. Хотя до этого по их кислым взглядам было понятно, что, в лучшем случае, я могу рассчитывать на роль пятого лакея без слов.
Кэт с замиранием сердца следила за стремительными переговорами. По охотничьей стойке было видно, что жена готова ехать хоть к чёрту на кулички, лишь бы поскорее выйти под гром аплодисментов на освещённую множеством прожекторов желанную сцену.
Но я ни с одним работодателем не спешил заключать договор. В конце концов, мы с ней чуть не поругались. Кэт назвала меня бессердечным привередой. Положение спас неизвестно откуда вынырнувший актёр, в котором я с трудом узнал блестящего комика, покинувшего наш театр на последнем году моего обучения. Но в каком затрапезном виде он предстал перед нами! Стоптанные, давно нечищеные башмаки, чёрт-те сколько не глаженые брюки пузырились на коленях, застёгнутый на все пуговицы заношенный пиджак, на шее неопределённого цвета шарф. Когда он потянулся ко мне с объятьями, я заметил, что под пиджаком не было ни майки, ни рубашки.
Тем не менее, обнял его с радостью. Одно время он преподавал у нас в студии мастерство актёра, и мы очень любили его за неистощимые выдумки и байки, которых он знал великое множество, чем не раз поднимал нам настроение в перерывах между изнурительными репетициями.
Я незаметно принюхался…
— Нет, брат, — усмехнулся он, — появление в этом богоугодном заведении даже с запахом вчерашнего портвейна чревато. Запомни на будущее. А сейчас, Кира, поведай, какие проблемы у вчерашних выпускников? С трудоустройством, поди?
— Наоборот, — вскинулась Катя и принялась горячо доказывать ему мою несостоятельность и нерешительность.
— Вот в чём дело… — он с насмешливой почтительностью отвесил нам поклон. — Разрывают юные дарования на части. И какие театры жаждут принять вас в дружную семью? Излагай, Кира.
Я начал излагать.
Он внимательно выслушал мой пространный рассказ, отвёл нас в сторонку, усадил на стулья и произнёс:
— У твоего мужа, Кэт, есть нюх. Хотя сам он этого пока не понимает. Но делает всё правильно. Из какого театра вы прибыли в столицу?
— А вы забыли, в каком театре сами проработали двадцать лет? — ехидно поинтересовалась она.
— Не забыл. Я работал в республиканском академическом театре имени великого пролетарского писателя.
— Ну и что? — не унималась жена.
— А вы обратили внимание, какие города предлагали вам работу?
— Арзамас, Вышний Волочёк, Бийск… — начал перечислять я.
— А не задавали вам директора вопрос, почему вы решили уехать из столь престижного места?
— Мы отвечали, по семейным обстоятельствам. Ну и что? — во второй раз зло переспросила Катерина.
Раздражительность Кэт начинала меня злить. Но я глубоко вдохнул, выдохнул, сосчитал до десяти и задал нашему экзаменатору тот же вопрос:
— Ну и что?
— А-то, други мои, — рассмеялся он, — Голову даю на отсечение, что вам предлагали работу театры городского типа. С крохотными труппами, из которых артисты, по незнанию или отчаянию попав туда, в конце сезона со всех ног бегут в поисках лучшей доли. В этих городках кроме театра и дома культуры, принадлежащего основному градообразующему предприятию, больше нет ни одного объекта культуры. Там просто некуда пойти кроме затрапезного ресторана с убогим меню. На какие деньги ты содержал семью, Кира, получая стипендию тридцать четыре рубля в месяц? — неожиданно обратился ко мне.
Свидетельство о публикации №124072202428
Геннадий Киселёв 23.07.2024 17:54 Заявить о нарушении
Геннадий Киселёв 23.07.2024 18:09 Заявить о нарушении