Иудаизм и христианство о Сатане в чём отличие

Кто такой Сатана?

Иудаизм и христианство о сатане: в чём отличие

Вопрос:
Дорогой раввин Зингер,

Вас спросили об ангелах и, в частности, о сатане. Я был поражен вашим ответом и больше поражен тем, что другие присутствующие раввины не вмешались в дискуссию.

В объяснении Сатаны и других падших ангелов вы приписываете создание зла Б-гу, возлагая на Него ответственность за зло. Только в книге Левит имеется по меньшей мере 87 упоминаний о святости Б-га! В 11:44 Б-г говорит: «Я СВЯТОЙ». Разве святость не есть отсутствие греха? Есть много мест Писания, доказывающих, что Б-г ненавидит грех (зло), что Он не может терпеть зло в Своем присутствии. Как же тогда можно приписывать зло Б-гу? Меня интересует библейское подтверждение вашего утверждения.

У меня хорошее понимание иудаизма, и во всем моем прочтении я не нашел ничего, что могло бы поддержать Вашу точку зрения как традиционную.

Жду ответа.
Искатель истины

Ответ:
Раввины, о которых вы упомянули, посвятили свою жизнь изучению еврейских Писаний,  поэтому не были «поражены» иудаизмом, как Вы.

Почему? В Еврейских Писаниях записано, что Всевышний Сам поместил в мир и добро, и зло. Тора говорит:
«Смотри, Я (Б-г) предложил тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло». (Второзаконие 30:15)

Описывая Божий замысел творения, пророк Исайя говорит:
«Я (Б-г) формирую свет и творю тьму; Я творю мир и творю зло; Я, Господь, делаю все это. (Исаия 45:7)

Это стихи о том, что каждая ищущая душа должна противостоять злу, а также добру, чтобы оставаться бдительной в поиске духовного баланса. Дар Всевышнего свобода воли человечеству – то, что отличает нас от других Его творений. Для тех, кто стремится к  добродетели, она возможна только при наличии зла, которое служит противовесом. Другими словами, праведность не может существовать, если человек не свободен выбирать или отвергать зло.

Такие стихи Торы, как Исайя 45:7 и Второзаконие 30:15, проблема для христиан, которые утверждают, что Бог не создавал Сатану, ангела зла. По христианской доктрине Сатана был ангелом, который актом духовного неповиновения и непослушания стал противником Б-га и воплощением зла в мире. Согласно христианскому учению, Бог никогда не создавал зла; Он — только творец праведности и совершенства. Следовательно, Бог никогда не мог создать что-то столь зловещее, как сам дьявол. Скорее, непреклонная злоба Сатаны является результатом его собственного духовного бунта.

Это христианское учение чуждо учению еврейских Писаний. Христианское представление о том, что Сатана в акте неповиновения перестал действовать так, как задумал его Бог, предполагает, что Бог создал что-то несовершенное или дефектное.

Для иудейской веры цель Сатаны – отвратить человека от Бога – не представляет проблемы, поскольку сатана – всего лишь агент Бога. Как слуга Всемогущего, Сатана верно выполняет божественную волю своего Создателя, выполняя все свои задачи.

Сатана — один из многих ангелов, упомянутых в Библии. Стоит отметить, что слово «ангел», на иврите — малах, означает «посланник». Во всей Библии ангел — это посланник Божий, исполняющий божественную волю Всевышнего. В еврейских Писаниях нет ни одного примера, когда бы какой-либо ангел, включая сатану, когда-либо выступал против воли Бога.

Сатана является посланником Бога и не имеет свободы воли или независимого существования.

В первой главе Иова Сатана предстает перед Всевышним в сонме ангелов. Сатана предполагает, что праведность Иова не была полностью проверена. Он утверждает, что Иов мог бы потерять веру, если бы столкнулся с личной болью и полной нищетой. Он предлагает Б-гу, чтобы Иов служил Ему потому, что Б-г защищает его. Сатана попросил у Б-га разрешения проверить добродетель Иова. Всемогущий удовлетворяет эту просьбу; но Он указывает сатане, что он может и не может делать при испытании Иова. Сатана послушно следует указаниям Создателя.

Бог лишает Иова защиты, позволяя Сатане забрать его богатство, детей и физическое здоровье, чтобы искусить Иова проклясть Бога. Вера Иова подвергается сомнению, и в третьей главе он начинает бороться. Он спрашивает своего Создателя, почему он был создан, и в момент отчаяния громко желает, чтобы он погиб в утробе матери.

Несмотря на эти тяжелые обстоятельства, Иов не проклинает Бога, а проклинает день своего рождения. И хотя он протестует против своего тяжелого положения и просит объяснений, он не может обвинить Бога в несправедливости. Тем не менее, к концу этого повествования добродетель Иова преобладает над действиями Сатаны.

С христианской точки зрения духовный триумф Иова невозможен, с еврейской – он выступает как воплощение Божьей программы спасения человечества. Во Второзаконии 30:15 Тора подтверждает этот принцип, а в Исаии 45:7 пророк повторяет это послание, когда заявляет, что Всемогущий Сам творит зло.

Однако этот библейский принцип, очевидно, был слишком проблематичным для христианских переводчиков Новой Версии Библии. Они ясно поняли, что Библия, утверждающая, что Бог творит зло, ставит под сомнение учения христиан о спасении.

Как может Церковь настаивать на том, что человек полностью испорчен, если его Бог поместил его в мир, где он свободен выбирать добро, а не зло? Как может Церковь придерживаться доктрины Абсолютной невозможности, это учение Церкви, вытекающее из концепции первородного греха Августина подчеркивает абсолютную тщетность человеческих действий, чтобы достичь спасения. Это учение утверждает, что в результате грехопадения человек порабощен служению греху, что у человека нет свободы воли, чтобы предпочесть Бога греху и беззаконию. Этой идее противоречит каждое увещевание, содержащееся в еврейских Писаниях, где Бог призывает грешников к покаянию:
“Так говорит Господь Вседержитель: «Вернитесь ко Мне, и Я возвращусь к вам», — говорит Господь Вседержитель». (Захария 1:3),  «но если вы вернетесь ко Мне и будете соблюдать заповеди Мои и исполнять их, то, хотя бы изгнанники ваши были на самом краю небес, все же Я соберу их оттуда и приведу их в место, которое Я избрал, чтобы вызвать Мое имя, чтобы жить там. (Неемия 1:9)

Трудно представить себе христианское учение, более чуждое и враждебное учению пророков Израиля. Иудейская вера ясна: человеческая воля играет центральную роль в спасении:
«Во свидетели против вас призываю сегодня небо и землю, что Я предложил вам жизнь и смерть, благословение и проклятие. Поэтому избери жизнь, чтобы жили ты и твое потомство» (Второзаконие 30:19).
«Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного». (Исаия 45:22).
Как христиане могут утверждать, что Бог не создал зла, если еврейские Писания ясно утверждают обратное?

Понятно, что переводчики Новой Международной Версии сочли целесообразным изменить слова пророка, переведя трудное еврейское слово ;;; как «бедствия» вместо того, чтобы правильно перевести его как «плохое» или «зло». Таким образом, Новая Международная Версия Библии искажает перевод Исайи 45:7:
«Я формирую свет и создаю тьму, я приношу процветание и создаю бедствия (вместо зло); Я, Господь, делаю все это».

И последнее. Христиане указывают на 14-ю главу Исаии, подтверждающую их учение об окончательном и полном падении Сатаны, пророк утверждает:
«Как пала ты с неба, о утренняя звезда! Ты сражен на землю, ты, ослабивший народы!» (Исайя 14:12).
Христиане утверждают, что упоминание Исайей «утренней звезды» относится к кончине Сатаны в конце времен (Откровение 20:10). В этом утверждении две проблемы. 1) если «утренняя звезда» — это Сатана, то как объяснить Откровение 22:16, где Иисус также назван «утренней звездой»? 2) 14-я глава Исайи показывает, что «утренняя звезда» в Исаии 14:12, относится к Навуходоносору, нечестивому царю Вавилона, а не к Сатане. Пророк прямо называет царя Вавилона предметом пророчества:
“ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!” (Исайя 14:4)

Ваш
Раввин Товиа Сингер


Рецензии