Святой Рублев
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно»
“Бог есть Свет”
In nomine Domini Patris et Filii et Spiritus Sancti. Amen.
(Во имя Господа Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.)
Православием ныне скреплен Русский мир,
В том повинна икона Рублева.
Своей Троицей он весь мир возвестил,
Что разрушил каноны былого.
На икону его ты сейчас посмотри,
Триединого Бога постигни -
В виде ангелов образ его воплощен,
Это Свет, что разложен на призме.
Этой призмой отныне и стал нам Рублев,
Русским дал, лицезреть, что незримо.
Образ Бога тогда он для нас воссоздал,
Чтоб в иконах мы чтили хранимо…
На икону гляжу – мой здесь взгляд, витиеват,
Он скользит, видя лица, по кругу…
Вижу ангелов – лики, одетых в наряд,
Вижу образ - смотря в середину.
В Центре Ангел сидит, он есть образ Христа,
Выдает, его клав* на хитоне,**
А внизу дискос***, чаша, и тело тельца****, (Чаша – потир)
Это жертва за нас – на Голгофе.
Видим трАпезный стол - как престол*****,
Пред Алтарь - символ Гроба - Посланца, (Христос-Мессия-Посланец)
Подтверждением служит в иконе ему,
Нарисованный символ оконца.
Слева Ангел – то лик - его Бога-отца,
Зеленит - цвет хитона, и поза,
А над нимбом, над ним - дом, то церковь сама, (Дом Авраама)
Символизм – Авраамовой прозы.
Справа Ангел сидит – здесь хитон голубой,
Головой к двум другим, в развороте,
А над нимбом, гора – символизм - Дух Святой, (горовой)
В знак согласия жест производит.
Бог-отец, наклонясь, обращается к ним,
Жестом таинство он освещает -
Дух-Святой, призывает на них, снизойти,
Средний Ангел его принимает.
Здесь багряный хитон, что алеет на нем,
Предстоящую кровь возвещает,
А над нимбом его дуб зеленый стоит, (Мамврийский дуб)
Он нам вечную жизнь обещает.
Его руки над чашей застыли с тельцом,
Его жертва, мы знаем наступит -
“Пронеси чашу сию минуя Меня,
не Моя воля - но и Твоя, да пребудет ”.
Как художник любой, зная цвета секрет,
На палитре цвета выявляя,
В тех цветах основных создан Мира макет,
В желтый, красный и синий мешая.
Потому и хитоны, в цветах тех горят,
Белый цвет – это таинство Бога!
Уловил живописец – тот божий секрет,
Триединство впитала икона!
И не нужны уже - Авраам и жена,
И другие от сказа детали,
Православным глядит Образ Бога в глаза,
Русский Душу ему поверяет. (Тет а тет)
Мы молитву свою пред иконой творим,
Свои думы ему излагая,
Он нам виден теперь, лик застыл в образах,
Он Спасет – на Руси каждый знает.
17.07.2024г. – 19.07.2024г.
Истинный верующий глядя на икону возрит свет, сомневающийся или неверующий возрит тьму!
* клав –в Древнем Риме называлось нашивное украшение в виде вертикальной полосы
от плеча до нижнего края одежды.
** хитон - мужская и женская одежда (нижняя) у древних греков; подобие рубашки (льняной или шерстяной, реже хлопковой), чаще без рукавов.
.
*** дискос - Дискос (греч. священный сосуд) - блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно литургическим толкованиям дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.
**** телец - жертва -1Пет 1:19 - но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,
***** престол – в православной церкви — это своего рода стол, расположенный в центре алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии (Таинства Причащения).
Иллюстрации и вырезки из статей взяты в интернете в свободном доступе.
Андре;й Рублёв — русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных. Википедия
Дата и место рождения: 1360 г., Великое княжество Московское
Дата и место смерти: 29 января 1430;г., Москва
Место захоронения: Спасо-Андроников монастырь, Москва
Главная святыня: икона «Троица»
Имя в миру: Андрей Иванов сын Рублёв
Канонизирован: 1988
17 июня 1988 года, в день празднования 1000-летия со дня Крещения Руси, Андрей Рублев был канонизирован Русской православной церковью. Согласно православному календарю, память святому совершается три раза в год: 17 июля (4 июля по старому календарю) — преставление преподобного Андрея (Рублева) Московского, 19 июля (6 июля по старому календарю) — память преподобного Андрея (Рублева) Московского в Соборе Радонежских святых и в неделю перед 8 сентября (26 августа по старому календарю) — память преподобного Андрея (Рублева) Московского в Соборе Московских святых.
Русская православная старообрядческая церковь долго не принимала решение относительно канонизации Рублева. Лишь в 2009 году, спустя 20 лет с момента канонизации иконописца Русской православной церковью, старообрядцы причислили Рублева к лику святых. День памяти иконописца Русская православная старообрядческая церковь отмечает 29 января — в день смерти Рублева.
22 июня 2024 года его знаменитая икона “Святая Троица” была перевезена в Сергиев Посад и в тот же день её установили в специальный киот, вмонтированный в иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, на месте, где она исторически располагалась
*****************
Для меня Андрей Рублев - величайший религиозный реформатор. Я бы сказал революционер. После крещения Руси, живущая здесь паства стала исповедовать Византийское христианство.
Византийское христианство возникло в результате раскола в едином христианском учении. До раскола, единый религиозный центр находился в Риме. Раскол христианской церкви произошел в 1054 году. Церковь разделилась на Римско-Католическую на Западе (центр в Риме) и Православную на Востоке (центр в Константинополе).
Формальными причинами стали, среди прочего, разногласия по догматическим, каноническим, литургическим и дисциплинарным вопросам (будь то споры о Символе веры, хлебе для причастия, непорочном зачатии Девы Марии и т.д.). На самом деле, расколы происходили на протяжении всего существования христианства, хотя, глядя на всё это в ретроспективе (развал СССР), я считаю, что виной всему непомерная жадность правящей верхушки, желание оторвать себе кусок пожирней, вместе с территорией и её населением, приравнять правящих иерархов к Господу (институт папства). Римско-каталическая церковь, как и ислам, выросли из иудаизма, для которого характерно неизображение в храмах святых.
Христиане сектанты, а позднее и Католическая церковь разрешила изображать сюжеты из Библии, Ветхого и Нового завета - Богородицу и Христа, сюжеты связанные с его распятием. Появились иконы с Апостолами и последователями Церкви, приравненными к Святым. Но образ Бога остается иррациональным (непознаваемым), его присутствие пояснялось присутствием Ангелов. Существует огромное число имен Бога в Библии - Ветхом и Новом Завете, в традиции их употребления в иудаизме, католицизме, православии….Одно из таких непроизносимых имен (сущностей) - Бог есть Свет. Православие построено на ипостаси Святой Троицы – Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой и соотносится с ветхозаветным Яхве (Иегова). Сам же Иисус Христос (где имя Христос это перевод с греческого, как еврейского Машиах, Мессия (Помазанник), Посланник, олицетворяемый, как Бог-Сын - истинный Бог. Бог-Человек, лик которого видели.
Сам же Иисус, согласно Библии, характеризовал себя так: «Я есть Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14:6), или коротко «Я есмь» (Ин. 8:24, 28, 58). В Ин. 18:6)
В дорублевской, ветхозавеиной “Троице” использовался сюжет из Ветхого Завета, как
«Гостеприимство Авраама» - Господь явился Аврааму у дубравы Мамре в жаркий день. Праведник сидел у шатра, когда поднял взгляд и увидел, что «три мужа стоят против него». Он понял, что перед ним предстал сам Бог, и обратился к путникам: «Владыка». Праотец пригласил Господа отдохнуть и велел жене Сарре испечь хлеб, а слуге (отроку) приготовить молодого теленка. В то время когда странники ели, один из них сказал: через год я буду опять у тебя; у Сарры, твоей жены, будет сын. Сарра, стоявшая сзади у входа в шатёр, слышала эти слова. Удивившись внутренне, она сказала себе: мне ли иметь в старости такое утешение? Но странник сказал: есть ли что трудное для Бога?
Здесь рассказывается о явлении Бога первому Библейскому патриарху Аврааму. Господь появился перед ним в образе трех мужей (виде трех Ангелов) и во время трапезы пообещал Аврааму, что у него скоро родится сын Исаак — родоначальник богоизбранного народа. И большинство икон описывают эти детали подробно: в сюжетах изображается Сарра, юноша с теленком, Авраам под деревом- дубом.
Но нужно сразу сказать, что слово «Троица» ни разу не упоминается ни в Ветхом, ни в Новом Завете. Это понятие возникло и было оформлено в виде догмата в первые века истории Церкви и стало использоваться для описания Бога, Единого по Своей природе, но существующего в Трех Лицах, или ипостасях: Отца, Сына и Святого Духа .
Однако, несмотря на отсутствие в Писании самого термина «Троица», Новый Завет содержит немало указаний на то, что Бог есть Бог Отец, Бог Сын, воплотившийся на земле в образе человека Иисуса, и Бог Дух Святой. Так, в конце Евангелия от Матфея Иисус посылает учеников крестить все народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19), а в Деяниях святых апостолов Святой Дух дает указания от Своего имени: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2). Указывает на троичность Бога и благословение апостола Павла, которое потом вошло в текст Божественой литургии: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2 Кор 13:13). На основании этих и других свидетельств Священного Писания Церковь и сформулировала учение о Троице. Окончательная Концепция Троицы была принята на Никейском Соборе в 325 году.
Многие священнослужители этот сюжет на иконах толковали по разному, например,
- Аврааму явился Сын Божий и два ангела;
- К Аврааму пришли три ангела, в которых Бог таким образом дал откровение о Себе как о Троице;
- Авраам увидел явление Самой Святой Троицы.
Один святой так пытался объяснить тайну Святой Троицы: взгляните на солнце - в нем три вещи: круг, сияние и теплота, но это не три солнца, а одно. Так и Пресвятая Троица, хотя имеет три Лица — Отца, Сына и Святого Духа, но не разделяется на три Бога. Но это только «похоже» на Пресвятую Троицу. По-настоящему Ее понять мы не можем. Но чем больше мы любим Бога и друг друга, тем больше к Нему приближаемся.
Реформаторство Рублева состояло в том, что он создал как бы видимый портрет Бога - как триединую сущность. Он максимально упростил поле иконы, убрав Авраама, Сарру, и трапезные принадлежности со стола, наполняя все изображения символизмом. Нет ничего лишнего – стол, как престол в Алтаре, как поверхность крышки гроба и Дискос – жертвенная чаша с жертвой – тельцом, что символизирует искупительную жертву Христа – Бога–Сына, фигура в центре.
Автор выстроил композицию по кругу — зритель скользит взглядом от одного путника к другому и не останавливается ни на одном из них. Так создается ощущение непрерывности этого круга, равенства каждого персонажа, их особого единства. Зрительский взгляд замирает именно в пространстве между ангелами: художник словно подчеркивает, что ни один из них в отдельности не является Богом, но Бог находится среди них, в незримом пространстве.
Сюжет сосредоточился только на трех путниках. Фигуры настолько вплотную подведены к полям иконы, что других персонажей здесь даже невозможно представить.
Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Средний Ангел благословляет чашу, сидящий одесную его принимает ее, Ангел, расположенный по левую руку от среднего, словно подвигает эту чашу тому, кто напротив него. Основной смысл образа прозрачен - в недрах святой Троицы идет совет об искуплении человечества",
Именно поэтому икона Рублева принципиально отличается от более ранних вариантов иконографии: она воспринимается именно как моленный образ, который нацелен на цельное, сильное духовное переживание,
Вот что пишет академик Борис Раушенбах, создатель систем ориентации космических спутников и, одновременно, автор труда "Предстоя Святой Троице", исследователь древнерусской иконы - "Появление в XV веке "Троицы" Рублева не было следствием постепенного развития, это был скачок, нечто взрывоподобное. С поразительной смелостью художник совершенно исключает сцены гостеприимства, убирает все дольнее. Стол более не уставлен "столовыми приборами" по числу вкушающих персон - это уже не совместная трапеза, которая может сплотить членов единого товарищества, а евхаристия, объединяющая не в товарищество, а в Церковь. Рублеву удается сделать так, что созерцающий икону видит полный троичный догмат.”
Но я глядя на образы ангелов, представленных на иконе, обратил внимание в первую очередь, не на религиозный символизм, а на цвета, которые, надо сказать со временем были потерянны или стерты несколькими реставрациями и поправками. Вот что пишет Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусского искусства -
“Гиматий центрального ангела глубокого, насыщенного голубого тона. Несколько бледнее хитон правого ангела. Пробела на гиматии левого ангела серо-голубоватые. Папоротки крыльев также голубые. Голубыми были и тороки (уцелел фрагмент на волосах левого ангела). Еле уловимый голубой отблеск лежит на вышке портика. Хитон среднего ангела плотного, густого темно-вишневого цвета с зеленоватыми пробелами (уцелели следы). У левого ангела гиматии сиреневого тона (плохо сохранился) с серо-голубоватыми, прозрачными пробелами холодного перламутрового оттенка. Гиматий правого ангела — мягкого молочно-зеленого тона с белильными пробелами, выполненными, как и повсюду, свободно, в приплеск”
Как и все иконописцы той эпохи, Рублев не использовал чистые цвета, составляя смеси из различных пигментов и добиваясь таким образом изысканных переходов и гармоничной цветовой гаммы всего произведения, которые со временем разрушались. Сусальным золотом были покрыты нимбы ангелов, фон иконы и её поля. Сильно пострадал плащ-гиматий левого ангела, и на его цвет указывают косвенные признаки изгибов, световых пятен и т.д. С учетом анализа ветхозаветных икон с изображением одеяний ангелов и поздних работ 16 века мной сделан вывод, что цвета хитонов этих ангелов таковы – слева светло-зеленый (желтовато-зеленый) и красновато-сиреневый плащ-гиматий, в середине – багрец(бардовый - цвет венозной крови) с синим плащем-гиматием и справа- светло-синий, голубой(с зелёным плащем – гиматием). Таким образом, в цветовом решении центральный ангел несёт на себе крайние границы спектра от красного до фиолетового цвета, т.е. замыкает на себе спектральный круг. По окрасу хитонов это основные цвета – зеленый, пурпурный и синий, по цвету плащей-гиматиев это дополнительные цвета – красновато-сиреневый, синий, зеленый.
Существуют основные принципы смешивания цветов - Это аддитивное (слагательное) смешение (где складываются основные цвета лучей – красный(R), зеленый(G) и синий(B))-RGB и субтрактивное (вычитательное) смешение при нанесении краски на поврхность.
Субтрактивный синтез цвета - получение цвета в результате вычитания отдельных спектральных составляющих из белого. Используется смешение таких хроматических веществ, как пигменты, краски или красители, для которых характерны процессы совместного поглощения, или «изъятия», всех спектральных лучей, кроме тех, которые способны отражать все смешанные компоненты. Свет падает на цветной участок; при этом часть его поглощается (вычитается) красочным слоем, а остальная часть, отражаясь, в виде окрашенного потока попадает в глаз наблюдателя. Голубая(C), пурпурная(M) желтая(Y) - краски (основные первичные) для субтрактивного синтеза, для большего контраста добавляется черный цвет(K) -CMYK . Слово "аддитивный" – слагательный, “субтрактивный” способ - вычитательный. При аддитивном синтезе цвета меняются от изменения соотношения интенсивности основных излучений, а при субтрактивном синтезе - от толщины слоев или концентрации в них красящих веществ. Устройства, которые используют эти первичные цвета, могут воспроизвести максимальный диапазон цветов. Мониторы излучают свет, чтобы воспроизвести цвет в аддитивном режиме, в то время как принтеры используют пигменты или красители, чтобы поглотить свет и синтезировать субтрактивные цвета. Вот почему практически все мониторы используют комбинацию красных (R), зелёных (G) и синих (B) пикселей, а большинство цветных принтеров используют по меньшей мере голубые(C), пурпурные (M) и жёлтые (Y) чернила. Во многих принтерах в дополнение к цветным чернилам также применяются чёрные (CMYK), поскольку простое сочетание цветных чернил неспособно создать достаточно глубокие тени. Так что если вы смешаете краски всех цветов радуги на палитре, то вы получите Чёрный цвет. А вот если взять лампочки всех цветов радуги (или основных цветов) и поставить рядом, то получите Белый свет.
Ключевыми (опорными) в гамме цветов являются красный, желтый, синий. Смешивая эти цвета, получают дополнительные – зеленый (желтый плюс синий), оранжевый (красный плюс желтый), фиолетовый (красный плюс синий). Этими шестью цветами формируется база. При их соединении удается добиться получения других цветов.
Классическая триада цветов - это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий. Триадная схема также обладает высокой контрастностью, но более сбалансированной, чем дополнительные цвета.
Между системами смешения существует обратная связь – дополнительные цвета одной системы являются основными для другой на цветовом круге.
Конечно, как художник–иконописец - эти приемы смешивания цветов он знал, по крайней мере как субтрактивный способ – левый ангел (цвет хитона- близок к Y), средний (цвет хитона –M) и правый ангел (цвет хитона-C). О чем это говорит – чтобы зритель мог увидеть желтый хитон левого ангела – окрас( пигмент должен был поглотить красный цвет), соответственно хитон центрального ангела для придания окрасу пурпурового цвета использует пигмент поглощающий зеленый цвет, а для правого ангела – пигмент поглащающий пурпурный.
Живописцы также хорошо знают, что смешивать на палитре более двух-трёх красок нежелательно, поскольку тоже получается грязь.
Явление дисперсии света было открыто в 1672 году, почти 250 лет после смерти Рублева, известным учёным Ньютоном, который путём серии экспериментов доказал прямую зависимость между цветом световой волны и её частотой. Самым наглядным природным подтверждением проделанного учёным опыта является появление радуги после дождя. Понадобилось ещё 100 лет, чтобы трудами Максвелла и других ученых появилась математическая теория цвета. В 1859 году Максвелл, тогда 28-летний, представил свою "Теорию цветного зрения", признанную основательницей количественного цветового измерения (колориметрии). Он явился основоположником цветной фотографии и выдвинул идею трёх основных цветов, связав их с физиологическими процессами в организме человека. Важную информацию содержали свидетельства больных цветовой слепотой, или дальтонизмом. В экспериментах по смешиванию цветов, во многом независимо повторявших опыты Германа Гельмгольца, Максвелл применил "цветовой волчок", диск которого был разделён на окрашенные в разные цвета секторы, а также "цветовой ящик", разработал оптическую систему, позволявшую смешивать эталонные цвета. Подобные устройства использовались и раньше, однако лишь Максвелл начал получать с их помощью количественные результаты и довольно точно предсказывать возникающие в результате смешения цвета.
Для графического представления цветов Максвелл, следуя Юнгу, использовал треугольник, точки внутри которого обозначают результат смешения основных цветов, расположенных в вершинах фигуры, и с помощью своего треугольником представил первую двухмерную цветовую систему, основанную на психофизических измерениях. В дополнение к максвелловскому распределению, его имя также связано с четырьмя так называемыми уравнениями поля, которые объясняют, как распространяется свет и указывают на существование электромагнитных волн. Мы используем приём этих волн сегодня, например, когда слушаем радио. Максвелл показал, что волны света нужно понимать как вибрирующие электрические и магнитные поля, и он объясняет, как волны света могут проходить сквозь обширные пустоты Вселенной и обнаруживать звёзды.
Но даже сегодня измерение цветов продолжает оставаться сложной задачей. Как всегда, только человек обладает способностью решать. Именно в его глаза падает свет, и именно из его глаз виден реальный мир.
Таким образом, Андрей Рублев при написании иконы, как бы предвидел то, что было позже открыто, и развил идею триединства божественности Света – Бога, что мы и видим в виде Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа - именно в таком порядке, как произносим в наших молитвах.
Но главное триединство образов иконы Рублева состоит и в триединстве основных цветов,
и как мы ранее сказали, что при аддитивном сложении цветов красок, мы получаем черный цвет, и только при придании вращения волчку мы увидим белый цвет.
Рублев своими образами на иконе, требует участия (движения Души) молящегося (Святой молитвы, Любви и Веры), чтобы воссиял образ единого Бога.
Ликам своих ангелов он придал схожий облик, и они различаются только позами, наклоном головы, жестами и цветом одеяний. С математической точки зрения - это проекции единого не познаваемого Бога, на это обратил внимание академик Раушенбах. Как отметил Раушенбах непознаваемый Бог, с математической-физической точки зрения, это вектор, а три его ипостаси в виде ангелов – это также можно рассматривать,как проекции этого вектора, или как вектора, исходящие из общего центра.
Для меня же интересен символизм пространства над нимбами. В современном понимании это можно рассматривать как математические символы - над нимбом левого ангела – дом-здание(церковь) указывает, что это точка отсчета – начало вектора, или как знак ноля, это указываетна Бога-Отца, над нимбом центрального ангела дуб, символ вечной жизни, крест, совместно с клавом на хитоне, его цветом, расположением образа, и жестом освящения, указывает на Бога-Сына, вершина вектора (указатель) – математически, это единица, и наконец гора это пространство, то, что отделяет одно от другого – горовой - (это указатель для совершения действия), символизирует правого ангела, как Духа-Святого.
Эти знаки позволяют кодировать информацию (например, телеграфный код - “точка”, “тире” и “пробел”) и указывают на божественное творение Мира Богом - фразу “В начале было Слово (Логос)…” (Ин.1,1-3) , т.е. указывают на наличие Божественного знания.
Чаша-потир, создается изгибами положений рук, ног и ступней, крайних ангелов и центральной яркой поверхностью трапезного стола. Таким образом, средний ангел оказывается в центе искупительной чаши-потира. Учитывая, что икона пишется в обратной перспективе, то изображение, как бы выдавливается на созерцающего из пространства, из бесконечности, на что указывают границы изображения, которые, как бы образуют восьмиугольную рамку – восемь- это символ бесконечности.
И поэтому прав Борис Раушенбах, говоря, что "Троица" Рублева это наивысшая точка в иконографии, никто ни до, ни после него, не смогут превзойти это произведение.
Хочу сказать, что появление иконы “Святой Троицы” стало началом настоящего русского Православия – Нового Иерусалима. Это то, на чем стоит русское Православие – это вершина.
Каждый Православный, теперь глядя на образ "Святой Троицы" воссоздает в своей Душе облик Всевышнего. Нам дано увидеть…
Это похоже на то, как восстанавливается белый цвет от цветных светодиодов или появляется на раскрашенном цветами волчке Ньютона (Максвела) при его вращении.
https://nesusvet.narod.ru/ico/books/raushen/predstoya.htm
https://www.pereplet.ru/text/raushenbah_boris04feb04.html
https://natural-colours.livejournal.com/23692.html
https://www.youtube.com/watch?v=W_5QBDmRYIk
Свидетельство о публикации №124072105918