Семёнов день

14 сентября (1 сентября по старому стилю) - день преподобного Симеона Столпника.
Наши предки особенно любили чествовать его как Летопроводца. Известно, что Борис
Годунов, желая ознаменовать новолетие вступлением своим на престол русский,
соорудил в память Симеона Летопроводца храм в Москве. Очевидно, что название
Летопроводца преподобный Симеон получил у нас оттого, что в день его памяти
предки наши провожали лето. В Мирском Потребнике 1639 года уже находим чин
летопровождения. Сей чин, или обряд, состоял в следующем: местом его совершения
обыкновенно назначалась Ивановская площадь в Москве, между Архангельским и
Благовещенским соборами. Здесь в торжественной обстановке патриарх в присутствии
царя и народа совершал молитословие о благословении наступающего лета (года), и
затем все присутствовавшие взаимно приветствовали друг друга с началом года. После
этого молитвенного торжества предки наши старались ознаменовать начало года делами
благотворительными. Люди богатые считали долгом посылать нужное для призрения
живущим в странноприимных домах. Другие, менее достаточные, раздавали милостыню.
На Симеона Летопроводца государи русские давали свой личный суд всем имеющим на
кого - либо жалобы.
Кроме того, в старину на Летопроводца в сельском быту наши предки оканчивали все
торговые и хозяйственные условия и сделки.
С этим же днём в былое время у нас связан был один частный, но тем не менее
довольно важный обряд - так называемые постриги и сажание на коня при переходе из
младенчества по четвёртому году. О нём весьма часто упоминают наши летописи
начиная с 1191 года. Совершение этого чисто семейного обряда в старину (особенно
это нужно сказать о роде княжеском) имело характер церковный.
В день Симеона Летопроводца (14 сентября) в былое время совершался обряд, сам по
себе довольно странный и несколько смешной, так называемые ПОХОРОНЫ МУХ И
ТАРАКАНОВ. Происхождение этого обряда объясняется тем, что с наступлением осени
насекомые эти сами гибли от холода.
Ныне с Семёнова дня в простонародье начинаются так называемые засидки, то есть
начинают засиживаться над разными работами при огне, который для этого особенным
образом вытирают ( то есть добывают трением) в настоящий день из дерева и называют обыкновенно НОВЫМ ОГНЁМ.
Нередко день Симеона простой люд называет БАБЬИМ ЛЕТОМ, так как теперь
начинаются разные работы, например, трепание пеньки, мочение льна, которые
обыкновенно производятся женщинами на открытом воздухе и составляют для них
сравнительно со страдными летними днями довольно лёгкое занятие.


Рецензии