А14. Конкурс Дольник. Приём заявок закончен

Здравствуйте, дорогие друзья, авторы и гости конкурсной площадки «Сетевой Клуб Поэтов»!

С вами ведущая Елена Чалиева.

Этот конкурс по ритму я планировала провести давно, но никак не могла решиться, так как он довольно сложный –  подходит авторам, которые владеют поэтической техникой, хорошо чувствуют ритм, умеют составлять ритмическую схему стихов. Не удивлюсь, если далеко не все стихи пройдут этап приёмки произведений на первый этап конкурса. Но, как говорится в народе, не боги стишки зажигают.

СНАЧАЛА  НЕМНОГО  ТЕОРИИ.

Знаю по себе, что у авторов, которые обычно пишут в силлабо-тонике, рано или поздно наступает момент, когда надоедает писать стихи в обычном размере (метре). Самых употребительных метров, как известно, всего пять: хорей и ямб (двусложные), дактиль, амфибрахий и анапест (трёхсложные). Когда они полностью освоены, душа начинает требовать чего-то новенького в ритме стиха. Выходом из этого обычно становятся логаэды, в которых в одной строке сочетаются двухсложные и трёхсложные стопы. Сочетание это не хаотичное, а строго определённое и сохраняется во всём стихотворении, поэтому, хоть ритм логаэда и более сложен, чем в обычном метре, но он достаточно стабилен. Это позволяет считать логаэд всё ещё силлабо-тоникой. Наверное, стоило начать наши конкурсы по усложнению ритма именно с логаэдов, но я уже проводила конкурс «Логаэд» на своей старой площадке «Литературный конкурс Чалиевой Елены» и повторяться мне не хочется. Поэтому для тех, кому интересно, просто даю ссылку на этот конкурс: http://stihi.ru/2022/09/20/3538.

А мы с вами в этот раз пойдём дальше в расшатывании ритма, и это будут дольники. Дольники – уже не силлабо-тоника, они занимают промежуточное положение между силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. Правда, некоторые литературоведы считают дольники уже тоникой. Но суть не в этом – главное, понять этот вид стихотворного ритма. Формулировка этого понятия тоже различна в разных словарях. Я приведу здесь то, что даёт «Словарь литературных терминов», что мне кажется наиболее понятным:

ДОЛЬНИК — форма тонического стихосложения, при которой объём интервалов между сильными (ударными) слогами (иктами) колеблется в диапазоне от нуля до двух слогов.
Если количество безударных слогов между ударными (иктами) равно нулю, то читателю приходится делать паузу между ударными слогами, поэтому дольник ещё называют паузником.

Главное, что отличает дольники от логаэдов – количество слогов между иктами меняется от нуля до двух совершенно хаотично из строки в строку, что делает ритм ещё более рваным. А вот количество иктов во всех строках одинаковое. Ритм в дольнике «держится» на иктах, что и характерно для тонического стихосложения. Пример трёхиктного (наиболее распространённого) дольника, который вы видите на картинке к этой публикации, – начало стихотворения Анны Ахматовой «Настоящую нежность не спутаешь…». На картинке также нарисована метрическая схема этого отрывка.

Знаю, что тем из вас, кто не писал дольники, всё это может показаться сложным, поэтому попробую рассказать, как можно легко написать свой первый дольник. Когда-то я сама так и написала, и сразу всё стало понятно с дольником. Можно попробовать вот такой простой способ. Берёте (или специально пишете) своё стихотворение в обычном трёхсложном метре, т.е. написанное или дактилем, или амфибрахием, или анапестом. Затем начинаете в каждой строке заменять некоторые слова на более короткие, так, чтобы какие-то слоги «выбросить». Тем самым какие-то трёхсложные стопы будут превращаться в двусложные. Главное – удалять строки в разных местах в разных строках, чтобы двусложные стопы появлялись хаотично.

Поясню этот способ на примере, взятом в одной из публикаций на Стихире у автора Антиквар. Представьте себе строку, написанную силлабо-тоническим трехсложным метром, например, дактилем:

Девушка пела в молитвенном хоре

Это чистый четырехстопный дактиль: +-- +-- +-- +-
А что случится, если мы сделаем один из безударных интервалов этой строки короче на один слог?

Девушка пела в церковном хоре (Блок, 1905):
+-- +-- +- +-
На схеме видно, что третий интервал укорочен. Можно попробовать укоротить еще один из безударных интервалов, вот что получится:

Дева пела в церковном хоре
+- +-- +- +-
Укорочены оказались первый и третий интервалы.

Упомянутое стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре» написано так называемым четырехиктным дольником на трехсложной основе. Четырехиктным он называется потому, что в каждой строке есть четыре икта, сильных места, на которые, как правило, приходятся ударения. Почему «на трехсложной основе»? Дольник блоковского стихотворения воспринимается как метр, образованный на основе трехсложника и немного отклоняющийся от него.

Думаю, что вам, друзья, стало понятнее. И ещё считаю очень важным напомнить, что рваный ритм дольника годится не для всякого стихотворного замысла. Содержание стихотворения тоже должно быть порывистым, резким, тогда нервный ритм дольника будет вам хорошим помощником в осуществлении нужного воздействия на читателя. Для описания мирного, спокойного пейзажа, например, дольник явно не годится. А вот грозу или бурю можно написать дольником.


Итак, объявляется конкурс «ДОЛЬНИК».
ЗАДАНИЕ КОНКУРСА:

Присылайте свои старые или новые стихотворения (кроме поэтических переводов), написанные дольником. Тема стихов любая.
Есть запреты, обычные на нашей площадке: стихи о политике и СВО, а также содержащие нецензурщину, порнографию, пошлость, побуждающие к суициду.

Объём текста – не более 40 строк, а для стихов формата А4 – не более 1500 знаков без учёта пробелов, включая название, эпиграфы и сноски.
От одного автора принимается только одно произведение. Возможна одна замена стихотворения, но только на этапе приёма ведущей.

К участию и голосованию приглашаются ВСЕ АВТОРЫ сайта Стихи.ру, зарегистрированные на сайте не позднее 01.01.24.

ЗАЯВКА оформляется отдельной рецензией к этому анонсу конкурса по следующей форме:

— НАЗВАНИЕ стихотворения;
— ССЫЛКА на публикацию на авторской странице;
— ТЕКСТ стихотворения.

Представляя произведение на конкурс, автор может сделать ремарку «Без обсуждения». В этом случае в ходе конкурса, в том числе при голосовании, это стихотворение обсуждаться другими авторами не будет. Особо чувствительных к критике и ранимых авторов призываю воспользоваться ремаркой непременно, а то потом не жалуйтесь. Стоит воспользоваться ремаркой и тем, кто полностью доволен своим произведением и ничего исправлять в нём не собирается.

ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ две недели, т.е. до 21:00 мск 04 августа 2024 года.

Этот конкурс будет проходить по правилам наших тематических конкурсов в ДВА ЭТАПА.
На ПЕРВОМ этапе (борьба за право попасть в лонг-лист конкурса) осуществляется приём заявок ведущей (т.е. мной), которая следит за формальной стороной: правильностью оформления заявок, за тем, чтобы представленные на конкурс стихи не нарушали запреты нашей площадки (см. выше), ограничения по объёму текста и соответствовали заданию конкурса. Дальше со стихами начинают работу ПРИНИМАЮЩИЕ РЕДАКТОРЫ. В этот раз в связи со сложностью конкурса на приёме стихов задействованы не просто резиденты, а члены редакции нашего Клуба:

Илина Гумер – http://stihi.ru/avtor/ilimara  ;
Лев Щукин – http://stihi.ru/avtor/levshukin  .

Принимающие редакторы и ведущая могут, но не обязаны, высказывать своё мнение о конкурсных стихах, давать советы авторам по их улучшению. Авторы, прочитав советы, могут, но не обязаны, воспользоваться ими и отредактировать стихи, поданные на конкурс. РЕДАКТИРОВАНИЕ осуществляется прямо В РЕЦЕНЗИЯХ с конкурсной заявкой (и на авторских страницах соответственно), но только до окончания приёма заявок. Задача принимающих редакторов – помочь авторам при необходимости доработать поданные на конкурс стихи, чтобы они могли пройти во второй этап конкурса (попасть в лонг конкурса).

ВАЖНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Хочу напомнить авторам, которые любят обсосать каждое слово в своём детище, что в ленте приёма конкурса никаких «простыней» с обсуждением быть не должно: принимающие редакторы кратко пишут свои впечатления и советы, а авторы САМОСТОЯТЕЛЬНО при необходимости и желании корректируют свои стихи.

После прочтения всех стихов и окончания приёма заявок принимающие редакторы составляют СПИСОК СТИХОВ (ЛОНГ) для народного голосования. Традиционно на наши конкурсы поступает много стихов с высоким художественным уровнем, но из-за ограниченного объёма лонга не все они смогут в него войти, а только лучшие из лучших. То, какие произведения войдут, и их общее количество в лонге будут определять принимающие редакторы на основании результатов их непубличного голосования.

У каждого из голосующих редакторов есть право на одну квоту, по которой он может дополнить лонг конкурса любым стихотворением на своё усмотрение, в том числе своим. Если редактор захочет использовать квоту для стихотворения, которого не было в конкурсных заявках, то должно быть получено письменное согласие автора этого произведения в рецензиях.

После формирования и публикации лонга начинается ВТОРОЙ этап (борьба за призовые места конкурса) – будет объявлено НАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ (с участием эксперта) по принципу «один голос – один балл» (голос эксперта – 10 баллов). Голосование добровольное.
Подробнее о порядке голосования будет написано в анонсе голосования, в котором также будет объявлено имя эксперта этого конкурса.

ПРИЗЫ:
1 место – 2000 стихобаллов;
2 место – 1500 с/б;
3 место – 1000 с/б;
4 место – 500 с/б.

Все авторы, занявшие призовые места, становятся резидентами «Сетевого Клуба Поэтов» и включаются в список «Избранные авторы» нашей площадки (если до конкурса они не являлись резидентами). Резиденты имеют право быть принимающими редакторами и делать отбор произведений в лонги, участвовать в конкурсах с пометкой «только для резидентов СКП», а также представлять по два своих стихотворения на нашем главном конкурсе, Чемпионате "Стихирские звёзды", ближайший из которых откроется 12 октября этого года.

Участие в конкурсе бесплатное. Но редакция СКП благодарна за любую вашу поддержку нашей площадки стихобаллами, которые мы используем для проведения конкурсов. Их можно перечислить на логин omut902.

Итак, жду заявки с вашими дольниками.

А пока – пока!
Ведущая конкурса Елена Чалиева, моя страница – http://stihi.ru/avtor/chalieva.
Картинка из интернета.


Рецензии
Друзья!
Время на подачу заявок истекло, заявки больше не принимаются. Завтра объявлю голосование отдельным постом. Благодарю всех авторов, кто прислал свои стихи на этот сложный технический конкурс. Надеюсь, что он был вам полезен.

Ведущая конкурса Елена Чалиева.

Сетевой Клуб Поэтов   04.08.2024 21:06     Заявить о нарушении
Елена, мне казалось, что в начале конкурса голос эксперта был 5 баллов. А теперь стал 10. Это правила изменились по ходу игры? Или я ошибся? В любом случае, если мнение каждого эксперта оценивается в 10 баллов, всех победителей назначает редакция, а "народное голосование" - профанация и может повлиять лишь на распределение призовых мест между теми, кого выберут оба эксперта.
С уважением,

Николай Юрьевич Юрьев   07.08.2024 04:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.