От Чачора до Чечера

В продолжение темы "Преображение Господне". http://stihi.ru/2024/07/20/4436

Отчего-то все время внушается, что вся величественная храмово-соборная архитектура не имела никакого практического применения, кроме как молельные дома. НА службу собираются верующие, возносят единую энерго-молитву на Небеса и чем больше отдано человеческой энергии при этом (а собор специально построен так, чтобы концентрировать и аккумулировать энергопоток, дабы он пробивал купол Земли до "9 неба"), тем быстрее Бог "услышит" просьбы и поможет в делах мирских просиящим.

Почему же тогда все молельные дома - церкви - настолько отличаются друг от друга? Логичнее было бы, чтобы в таком случае существовало единое архитектурное решение, примерно как в театре для  формирования акустических пространств оперных театров.

Однако! Не тут то было!

Чечерскую Церковь "Храм Преображения Господня" отличает всё. Она уникальна для православных церквей с точки зрения критериев хорошей архитектуры, как я предполагаю, более практического назначения. Точнее с точки зрения заявленного создателями назначения - Преображения. Преобразования! - говоря современным языком.

И икона там удивительная в своем роде: Стена с Дверью Света (как это видят обычно люди прошедшие кому и световой туннель), из Двери к страждущим человекам снисходит Христос (Икона "Сошествие Христа во ад"). Указанная икона перенесена в Преображенскую Церковь из утраченной чечерской церкви Воскресения Христова.

То есть, реальный функционал Церкви Преображения был в Преображении людей, здесь, при жизни. Можно предположить: входящий под своды преОбразовывался душой и телом.

Как это работало мы, разумеется, уже не узнаем. Был какой-то Конец Света, разрушивший цельный комплекс зданий (пять или шесть), которые составляли с Церковью Преображения единый функциональный комплекс на момент окончания строительства в конце 18-го века.

В разных исторических справочниках Церковь Преображения Господня сегодня именуется по разному:

Кулагин А. Православные церкви Беларуси: Энциклика. гид. — Минск : Белорусская энциклопедия, 2007. — Название памятнику архитектуры "Церковь Спаса" согласно белорусской исторической традиции. Официальное название Московского Патриархата : «Церковь Преображения Господня» или «Спаса-Преображенская церковь», также Спасская церковь.

Спасо-Преображенская церковь на сайте «Достопримечательности Беларуси и Литвы».


***   



В эту "церковь Преображения", думаю, когда она еще функционировала по прямому назначению, а не как церковь приезжал Пушкин.
И они еще будут говорить, что Пушкин не бал масоном!
Значит, в годы жизни Пушкина до 1837 г. Преображенская церковь стояла на месте цела и невредима.
А через 60 лет превратилась в ветхое здание. Где нельзя было и службу церковную проводить. И думается, что попы не смогли после катастрофы воссоздать в изначальном функционале этот Звездный Храм и стали использовать как простой молельный дом.
Но не преминут недобрым словом помянуть советскую власть, которая у них что-то там отняла.

Татьяна Ульянина-Васта   20.07.2024 19:15



К слову у заказчика постройки церкви - генерал-фельдмаршала Захария Чернышёва, который владел Чечерском, возник серьезный конфликт со всемогущим Потемкиным, именно во время его генерал-губернаторства Белорусской губернии, что привело в дальнейшем к опале Чернышёва.

Светлейший Г.А. Потемкин поручил Захарию Григорьевичу самолично передать местному епископу Георгию (Георгий Конисский) награду Её Императорского Величества Екатерины Второй за деятельность по переводу униатских приходов и священников в православные приходы и священников после Первого раздела Речи Посполитой. Владыка Георгий во времена гражданской войны в Польше вынужден был бежать в Смоленск, вернувшись в Могилёв лишь после первого раздела Речи Посполитой в 1772 году, в числе других выдающихся исторических личностей изображён на барельефе памятника 1000-летия России, возведённого в Новгороде в 1862 году.

И вот граф Захарий Чернышёв наотрез отказался вручать награду архиепископу Могилёвскому, Мстиславскому и Оршанскому, отговорившись тем, что «У вас есть на то адъютанты, а я уж стар для рассылок!». При освещении данного факта принято ссылаться на непростительную гордость и надменность графа Чернышёва. Тем не менее, отдавая дань здравому смыслу проблема с "Награждением" заключалась не в личных симпатиях и антипатиях, а в области наделения полномочиями представителя светской власти - генерал-фельдмаршала Чернышёва и духовой власти - епископа Георгия на новой российской территории - Белорусской губернии. Ясно, что с распределением ролей граф Чернышёв не согласился.

Вот генерал-фельдмаршала и нет на том памятнике, на котором помещен был епископ Могилевский Георгий, хотя именно  фельдмаршалу - военному министру Империи -  принадлежит заслуга разгрома австрийцев в сражении под Бюркерсдорфом 21 июля 1762 г. прусской армией Фридриха Великого. Что дало Российской Империи карт-бланш при разделе Польши в пользу поддержки принцем Генрихом Прусским в 1771 году присоединения к России  Ливонии и части Белоруссии!

Оказанная услуга ничего не стоит. Со временем...



Чачора (бел.) и Чечера - реки, одна под Чечереском, другая в Подмостковье



 


Рецензии