Тройка Перова

Изможденные, несчастные дети тянут повозку. На санях бочка с водой. Кто эти дети? Как их зовут? Что ждет их, какое будущее? Есть ли оно вообще?
Сюжет картины отсылает нас к другим детям Валеку и Маруси. Дети подземелья того времени. Они  вынуждены страдать жить в нечеловеческих условиях:

– Серый камень высосал из нее жизнь, – пояснил опять Валек, по-прежнему смотря на небо.

 И там и здесь дети не радуются жизни, не бегают и не играют, как должны бы были. Они живут  в нищите, в холоде и в голоде.  Каждый день вынуждены своими тоненькими ручками, изрезанными  ремнями от повозки, тащить жесткое бремя - веревки жизни.
Тёмные тона, детский труд, одежда не по погоде. Зима. Пустая стужа улицы.  Старые башмаки, ситцевое платье у девочки справа, и голая шея у мальчика. Верный пёс скалит зубы от холодного пронизывающего  ветра.
Дети тащат повозку в гору. У них есть отец, который толкает её  из последних сил. Это его ноша. Сколько  этих самых сил осталось у  мужчины, избитого  тяжестью жизни? Трагизм, безысходность и боль.

Чистые и замученные лица детей. Стеклянные от стужи   и отстраненные от жизни глаза смотрят вперед, но не в будущее. Они смотрят в темень, холод и мрак. Тоненькие пальчики девочки крепко сжимают грубую и грязную веревку. Может быть в другой раз, в другой жизни и судьбе эти изящные руки писали бы картины, или играли бы на фортепиано? Но  почему судьба распорядилась раздать им верёвки? Кто даст ответ на этот вопрос?
Где их мать? Что случилось с ней? Дай бог, если она жива и ждёт их с горячим чаем и крестьянским ужином где-то уже за углом, тогда не всё потеряно. 

На дворе далёкий 1866 год. Тройка детей, как тройка ломовых лошадей, которых можно гнать, а если умрут - то и не жалко, всегда найдутся другие…
 
Василий Григорьевич Перов.
«Тройка. Ученики мастеровые везут воду».
Критический реализм.
Третьяковская галерея.
1866


Рецензии