Формировние цифровой личности

Галина Владимировна Солдатова-доктор психологических наук, профессор. Академик РАО. Профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Директор Фонда развития Интернет. Главный редактор журнала «Дети в информационном обществе»




В контексте цифровых трансформаций возникает особый интерес к феномену детства. Изменившаяся социальная ситуация развития ребенка приводит к тому, что за его зону развития конкурирует не только значимый взрослый, но и онлайн-среда.

«Мы начинаем говорить о новом историческом типе детства — о цифровом детстве» И  возникает вопрос о применении норм доцифрового детства к современному ребенку. «В связи с этим мы посчитали важным и необходимым введение понятия “цифровая социализация”», — отмечает Галина Солдатова.

Цифровая социализация соседствует с традиционной. Эти формы совмещаются, конкурируют, вытесняют, замещают друг друга.

Выделены следующие ключевые измерения цифровой социализации современного человека, современного ребенка: гиперподключенность, смешанная (совмещенная) реальность, расширенная личность, новая социальность.

Каждый второй ребенок в возрасте 14–17 лет может быть внесен в категорию гиперподключенных и  живут в смешанной реальности

Еще одним измерением цифровой социализации является «новая социальность».

Сознание, расширяясь, сращивается с внешними орудиями (различными цифровыми устройствами) и онлайн-пространствами знаковой реальности, которые опосредуют не только психические процессы, но и новые виды взаимодействия, форматы деятельности, социальный порядок, социальные и культурные практики, а также динамику их постоянных изменений.

Цифровое «расширение» происходит по нескольким направлениям:

    память и знания (Википедия, Google, облачные хранилища, папки с файлами на компьютере, электронные «связки ключей», фото, контакты);
    саморегуляция (приложения для контроля времени, напоминания смартфона, чат-боты с напоминаниями, приложения по отслеживанию трат);
    здоровье (приложения, отслеживающие физическую активность, цикл, вес, сон, питание);
    самопрезентация и коммуникация (профили в соцсетях, посты, сторис, лайки / дизлайки, комментарии, список френдов, переписка в мессенджерах);
    профессиональная идентичность (программы и приложения для работы, индивидуальные настройки, профили в профессиональных соцсетях).


Значимость цифрового мира проявляется в возникновении новых страхов. Номофобию (страх остаться без телефона) называет каждый третий подросток, страх репутационных потерь в соцсетях — каждый второй, страх остаться без доступа к социальным сетям — более 70%.


Рецензии