Усадьба Архангельское. Минерва!
Что жили все пред нами среди себе равных,
Кто получил свой титул от своих же граждан полноправных!
Минерва (лат. Minerva) — древнеримская богиня мудрости и войны, покровительница ремесленников, писателей, актёров, поэтов, художников, учителей, учащихся и врачей. Входила в триаду наиболее почитаемых богов Древнего Рима, вместе со своим отцом Юпитером и его женой Юноной.
Её культ имеет этрусское происхождение и ведёт историю от местной (этрусской*) богини Менрвы, которая в свою очередь взяла многое от древнегреческой Афины.
В III веке до н. э. после эллинизации римской религии Минерву стали отождествлять с Афиной Палладой.
Основным праздником в честь богини были квинкватрии, которые ежегодно отмечали с 19 по 23 марта. В эти дни ученики освобождались от учёбы и вносили плату учителям. Праздничные торжества сопровождались гладиаторскими боями.
Римская Минерва имеет этрусское происхождение. Возможно, культ этрусской Минервы сначала был воспринят сабинами*, а затем от них римлянами. В свою очередь Минерва имеет много общего с греческой Афиной. Это свидетельствует о том, что возникновение культа этрусской богини произошло под влиянием образа древнегреческой.
Минерва вместе со своим отцом Тинией и его женой Уни входила в этрусскую триаду богов.
В её ведении находились все мирные ремёсла, а также оборона городов от врагов. Одновременно покровительствовала роженицам, могла излечивать от болезней, из-за чего считается старейшим материнским божеством эгейско-анатолийского ареала. Исключительно этрусскими, отличными от греческих и римских, атрибутами образа Мнервы являлись супруг Херкле и сын Марис, а также сосуд с богиней бессмертия, который охраняла богиня, не давая людям получить свойственную только для богов вечную жизнь.
В III веке до н. э. интенсифицировалась деятельность коллегии понтификов по определению и описанию основ римской религии. В частности, обсуждался вопрос о том, какие божества, кроме Юпитера, могут бросать молнию. В их число вместе с Вулканом и Юноной вошла и Минерва. Тогда же произошла эллинизация римской религии. Минерву отождествили с Афиной, что проявилось в появлении у неё новых функций богини мудрости и войны. Впоследствии, когда Римская империя распространила свою власть на громадные территории от Британии до Персидского залива, Минерву стали отождествлять и с местными божествами завоёванных провинций, такими как Суль в Британии и Сулевия в Галлии.
В 207 году до н. э. при содействии поэта и драматурга Ливия Андроника при храме организовали коллегию писателей и актёров, покровительницей которых стала Минерва. Впоследствии её стали почитать также учителя, врачи и музыканты. По мере развития Римского государства его население всё более разделялось на сельское и городское. И если в городе Минерва стала покровительницей различных ремёсел, то в сельских общинах её призывали в качестве богини, ответственной за урожай оливок и овощей
На определённом этапе истории Древнего Рима, в период противостояния патрициев и плебеев, одновременно существовали культы как для знати, так и для низших классов. Капитолийская троица богов, в которую входила Минерва, была патрицианской и противопоставлялась плебейской Авентинской триаде — Церере, Либеру и Либере.
После примирения патрициев и плебеев Минерва, исходя из своих функций, была особо почитаема среди ремесленников. Согласно верованиям древних римлян, без её покровительства невозможно было заниматься ткачеством или прядением, построить дом и т. п. За содействием в своих начинаниях к ней обращались также поэты, живописцы, скульпторы и врачи. Лечащая Минерва получила эпитет лат. Medica. Ещё одним эпитетом Минервы была «Капитальная», что имело отсылки к греческому мифу о рождении Афины из головы (лат. caput) Зевса.
Главный праздник в честь Минервы — квинкватрии — проходил с 19 по 23 марта. В первый день торжественно отмечали рождение богини. Предположительный день рождения Минервы был «бескровным». Ей приносили жертвы лепёшками, мёдом и маслом. В последующие дни устраивали гладиаторские бои. В празднествах принимали участие все те, чьим профессиям покровительствовала Минерва, а именно вязальщицы, прядильщицы, различного рода ремесленники, художники, учащиеся и учителя, а также поэты. В эти дни по традиции ученики или их родители вносили плату своим учителям. Квинкватрии справляли не только представители тех или иных профессий. В книге Гая Светония Транквилла имеются указания на то, что в праздничных мероприятиях участвовали как минимум два императора - Октавиан Август и Домициан.
С 13 июня музыканты, играющие на авлосе (аналог современного гобоя), который по преданию создала Афина, устраивали малые квинкватрии в течение трёх дней.
Культ Минервы имел истоки в этрусских верованиях о Менрве, которая в свою очередь сформировалась под влиянием древнегреческой Афины. Впоследствии Минерву отождествили с древнегреческой богиней. Истории об Афине экстраполировали на Минерву. Римские писатели, в тех или иных вариациях, пересказывают древнегреческую мифологию, называя Афину Минервой. Так, к примеру, согласно Гигину, Минерва помогает Геркулесу, участвует вместе с Юноной и Венерой в суде Париса.
Мифы об Афине, которые экстраполировали на Минерву, в статье не дублируются. Приведён лишь исключительно римский миф, описанный у Овидия, который не встречается в древнегреческих литературных произведениях. Минерву возжелал бог войны Марс. Он обратился к престарелой Анне Перенне с просьбой помочь в осуществлении его желания. Взамен Марс пообещал разделить со сводницей посвящённый ему месяц март. Анна пообещала оказать содействие и долго мучила бога войны надеждами на встречу. В конечном итоге она назначила день, когда в чертог Марса должна была бы прийти Минерва. Когда ночью в его покои зашла женщина в наряде невесты, то Марс бросился к ней. И только сорвав с неё фату, чтобы поцеловать, он узнал в пришедшей Анну Перенну. Вид одураченного бога повеселил наблюдавших за сценой Минерву и Венеру.
После того как произошло слияние представлений о римской Минерве и греческой Афине, богиню изображали в виде стройной молодой девушки со щитом и копьём, в доспехах, зачастую рядом с её священной птицей совой.
____
* Этруски (итал. Etruschi; лат. Etrusci, Tusci; др.-греч.; самоназв. Rasenna, Ra;na) — древняя цивилизация, населявшая в I тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибром.
* Сабины, или сабиняне (лат. Sabini — ед. число Sabinus), или южные пицены — народ италийской группы (италики), язык которых находился в ближайшем родстве с оскским и умбрским языками, и в более отдалённом — с латинским языком.
____
// Минерва на схеме парковой скульптуры усадьбы – 21; 54. //
Свидетельство о публикации №124072002789