Хлебным солнцем в золоте картина

               
                Написано для «Годового марафона»:
                http://stihi.ru/2024/07/16/1882


Чистый лист бумаги… Ручка… Размышляю…
В голове неожиданно возникает слова  песни: «Стеной стоит пшеница золотая»… И даже мелодия вспоминается. Подхватываю и пою…
А память уводит в школу, в начальные мои классы.
В руках держу голубого цвета учебник «Родная речь» - самую любимую книгу в первом классе. В верхней части обложки – хлебным солнцем в золоте картина «Рожь» Ивана Шишкина.
Почему? Почему она всплыла именно сейчас – эта обложка?! Как и песня?!
Сразу понимаю, что сигналом к этому послужила тема конкурсной миниатюры «Настоящее золото».
Именно эта картина с детства соотносится у меня с красотой «золота» - настоящего, хлебного. А ещё с золотым человеком – моей первой учительницей Анной Сергеевной Будаковой. Много хорошего вспоминается. В связи с упомянутой выше картиной на обложке учебника памятны открытые уроки, когда в класс приезжали гости, учителя из других школ. Анна Сергеевна просила накануне «Придите завтра в школу нарядными (значит, мальчики с белыми подворотничками, девочки в белых фартучках), у нас на уроке будут гости». Учительница никогда не натаскивала на этот урок, не определяла, кто и о чём будет говорить. Ответственность за свой класс у учителя мы как-то внутренне понимали, старались соответствовать этому.
В классе третьем  - темой урока: «Сочинение по картине И. Шишкина «Рожь». Большая репродукция размещена на классной доске. Беседа по содержанию картины, вопросы понятны и логичны. Запись простого плана сочинения. Далее следовала сама письменная работа, когда каждый писал то, что думал, как воспринимал сюжет этого художественного полотна.
Помню, как старательно подбирал слова, убирал повторы, пытался найти доступные взаимосвязи, чтобы сложилось нечто особенное. В силу возраста, конечно. Но тогда ощущалась особая важность работы на открытом уроке.
А именно по этой теме, помню, что в сочинении пристальное внимание обращал на рожь, хлебное поле, красоту всего этого и на умение художника передать изображённое нам, перенести на видимый кусочек картинного пространства природы.
Название картины, авторство художника запомнилось на всю жизнь.
В конце урока отбирались и прочитывались Анной Сергеевной вслух некоторые лучшие сочинения. Как хотелось, чтобы твою тетрадь учительница взяла обязательно! Такое счастье бывало!
Случилось так, что Анна Сергеевна своим примером вселила в меня любовь к профессии учителя. После школы поступаю в пединститут, и моя учительница радуется в письме, что я «остался верен своей мечте»:
«Коля, письмо твоё меня обрадовало. Я полистала ребячьи сочинения. Да, ты верен остался своей заветной мечте, пронёс её все годы учёбы. Ты правильно решил, лучше иметь профессию по душе, тогда жизнь будет интересной и содержательной»
 Моя любимица выслала подарок – моё сочинение  «Моя мечта»:
«Сейчас я учусь в школе. Но, когда я вырасту, я хочу быть учителем. Я хочу, чтобы дети всего мира учились грамоте. Моя мечта возникла во мне, когда я учился в первом классе. Я буду стараться, чтобы моя мечта сбылась. Ученик 3 класса средней школы № 13 Вершинин Николай».
Получив профессию, начал работу в школе одного из северных районов Иркутской области. Стал продолжать дело своей любимой первой учительницы.
А вот рассказать сейчас  хочу не о работе, а о хлебе, который был там необычайно вкусным и несказанно привлекательным на вид. Двухкилограммовые булки – пропечённые, с красивой хрустящей корочкой, удивительным вкусом и сейчас перед глазами.
Хлеб приобретали по вечерам - прямо в пекарне. Мастером-хлебопёком там был мужчина с большим опытом работы. Всё у него находилось в идеальном состоянии – и оборудование, и рабочее место, и сама работа, и его доброжелательность по отношению к нам, покупателям-односельчанам.
Но… была одна проблема. Покажу её в этой жизненной картинке: приходим в пекарню, и сразу же понимаем, что сегодня хлеба не будет… Дежа - полна теста, оно переползает через края, опускается на пол, где спит крепким сном наш пекарь…
Именно там я научился ценить хлеб, делать хлебные запасы – сухарями, замороженным хлебом в зимнее время. И радоваться, когда с хлебом не было никаких проблем!
Мастера-хлебопёка увольняли, ставили на его место женщину, имеющую диплом. Но у неё хлеб не поднимался, был солоделым, абсолютно не вкусным. И опять шли на поклон к мастеровитому умельцу.
Вот такая получается связь картины из моего школьного детства, изображающей хлебное поле, и словом о конечном  результате сельскохозяйственного процесса – вкусном хлебе, без которого жизни нет, ведь «хлеб – всему голова»!
И слова – золотые, и тема – золотая!

19.07.24 г.

Фото из сети Интернет.


Рецензии
Добрый вечер! Замечательный, очень интересный, жизненный, откровенный, забавный, трогательный и душевный рассказ! С солнечной:) и самыми светлыми, добрыми пожеланиями, Валерий.

Валерий Денисов   20.09.2024 17:13     Заявить о нарушении
Красиво и доброжелательно!
Валерий, рад Вам!
С добром,

Николай Вершинин 2   21.09.2024 07:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.