Гофмансталь, Гельдерлин с цитатами и комментариями

Изо: несёт лимоны - пока ее муж на авто по делам мотается







Гофмансталь

 "Притча о женщине под вуалью":
"Молодая женщина, жена шахтёра, подошла к окну в дальней комнате, чтобы посмотреть, не заходит ли солнце за вершину горы. Но солнце стояло ещё высоко, гвоздики на подоконнике отбрасывали очень короткие тени, а снизу от ручья заметно веяло прохладой." -  "солнце стояло ещё высоко " - ну, очень интересно.... "Очень короткие тени " - полдень, видимо; и поэтому проверка нервно-бредовая...

"На другой стороне изогнувшегося моста он сделал неверный шаг и сильно ударился щиколоткой о камень. Когда он почувствовал боль, в нём прозвучало:
— Человек, только что прошедший здесь сейчас, и ударивший ногу о камень — это вовсе не ты. Ты — тот, кому место на том свете." - комедия...  Витает в облаках, ударяется о камень, легко отрекается от себя и врёт себе при неудачах....

"Письмо лорда Чэндоса" - чушь

----

"Терцины о бренности" :
Цитировать его нет смысла, он весь бессмысленный и состоит из наборов возвышенных слов и туманностей . Всюду сны, мечты, тайны и прочие любовные ароматы...
(Хотя всё же вот: "в мое же собственное “я”
Взамен ребенка чистого незримо
Проникла отчуждения змея" - т.е. и он просто играл в возвышенного поэта, а внутри у него была обычная змея...
 Ещё "сросся с праотцами жилами" - т.е. такой же, как они...)

Если  учить, можно овладеть иностранным языком - подобным поэтическим языком овладеть ещё легче, просто мало охотников до иностранщины такого типа...

Большинство строчек можно в произвольном порядке переставить, перемешать -  общий туман позволяет, смысла останется примерно столько же...



Гельдерлин

"Гиперион":
Типичный, обычный романтик, глупый, трескучий, напыщенный

"Прекрасный незнакомец шагал, как молодой титан среди племени карликов, которые боязливо-восторженно взирали на его красоту, отдавая должное его силе и росту, и украдкой, словно запретным плодом, любовались римским профилем его обожженного солнцем лица" - без комментариев (тоже как юмориста читать?)

----

"Дела людей стремятся к новой цели, Как знак, что чудеса земли не оскудели" - чудеса рифм не оскудели...
Дела людей стремятся к новой паскудной цели и это знак, что чудеса земли от их предыдущих паскудств ещё не оскудели... Оптимизм наших бравых идиотов... (Время было молодое, оскудевать было ещё совсем  рано... Природа земли оскудевает только от расчерчивания ее по линейке... Прочие паскудства - это  мусор, спиливание деревьев, убийство зверей, выкапывание огромных котлованов... И всё равно, даже сейчас чудес полно ещё осталось, дебилы могли бы дальше гарцевать, но слишком уж сгрудились в  городах и муравейниках...)

"Мы любим молодость, только когда она уже прошла" - я люблю природу - и каждый свой день, проведенный на ней в любой период жизни. К сожалению, в детстве  и молодости под предлогом  "учебы" заставляли торчать  в помещениях, утыкаться в безумные книги. И дальше  тоже, конечно,    всячески уродовали жизнь, отчего и больше ценишь детство - ещё не так сильно был изуродован и  больше было счастливого неведения... (Люблю также ум и душу, но их самому приходилось производить, в цивилизации они всегда в огромном дефиците; все души отравлены ядами, а все умы запутаны обманками...)

" Человек — солнце, всевидящее, всепреображающее, если он любит" - на природе мы солнца, а в помещениях - настольные лампы (тоже совсем неплохо, кстати; любить стоит всегда...)

"С пустым сердцем и ограниченным умом, право же, очень легко быть счастливым, спокойным" -  с пустым сердцем счастливым? И смутное осознание своей ограниченности по идее тоже должно вызывать беспокойство...
Просто ограниченному легче заполнить своё сердце (завел себе клушу, деток, заимел работку оплачиваемую и уже хорошо. Вообще, вся жизнь заточена под таких , поэтому у них много всяких немудреных возможностей  и удовольствий... И считают они себя не столько ограниченными, сколько упорядоченными, нормальными, простыми и т.д.)
С другой стороны, все мы одинаковы - и пустоты с ограниченностью у всех выше крыши. Но: поэт Гельдерлин сталкивается с тем , что механик Шмидт  смотрит на него с пустым сердцем, а у механика Шмидта относительно Гельдерлина обратная ситуация. Все спецы могут сетовать на людей других специализаций...

"В жизни искусству учись, в искусстве – правильной жизни, Если постигнешь одно, то преуспеешь в другом" - я может быть и соглашусь, если будут даны правильные определения того, что такое "жизнь " и что такое "искусство". Сплошь и рядом эти вещи трактуются так, что никакой дружбы быть не может, напротив, неизбежна смертельная война. Короче, заменить надо слово "искусство" словом "творчество". "Искусство" - это "искусность" и ничего более. "Искусность" - это техничность и ловкость. Для техничности нужна мертвая техника, а для ловкости тупой тренинг и эксплуатация качеств своих предков, которые ещё жили на природе и дружили с жизнью... "Искусство" - это всегда объект для идольского, не рассуждающего восхищения и поклонения, в нем не должно быть ни сучка ни задоринки - а настоящая жизнь шершава, в ней нет ни одной прямой линии...
С другой стороны, вполне можно сказать, что я занимаюсь именно взаимопроникновением искусства и жизни...

"Высь над тобою и даль пред тобою, конечно, мертвы и пустынны, потому что мертво и пусто внутри тебя" - бывает всё-таки серая погода...

"Отгонять мух — вот отныне вся наша работа; пережевывать события в нашем мире, как дети жуют сухой фиалковый корень, — вот к чему свелись наши радости" - пережевывание событий через ютуб и телеграмм - это действительно моё проклятие в последние военные годы (жалею, что не жевал фиалковый корень!
"Отгонять мух" - имеет в виду, что всё есть и надо только вяло охранять своё имущество.
Вообще, ощущение в этот раз гораздо более положительное от Гельдерлина - и понятен и благонамерен; и даже актуален (есть что комментировать)

"Разве можно быть довольным оттого, что принял решение, хотя ты еще не приступил к действию, разве бывает спокойствие перед победой?" - хаос и нервозность в его голове и душе, а не уверенность в победе - хотя на победах он всё равно зациклен и это и нездорово и наивно одновременно....

"Быть им — значит жить. А мы? Мы прочие? Мы — только сновиденье жизни той." - кто чьё сновиденье?! В общем, ясно только, что в чахлом, вялом, сонном виде мечтает о геройских подвигах.... Как  только человек входит в комнаты, он сразу становится призраком - и поэтому начинает самоутверждаться, определяться и прочее - бороться с прозрачностью. Но стены лбом не прошибешь и цветы на окнах жизнь не заменят.... Героем в комнатах никак не стать, ограничение и удушение будет действовать каждую секунду...

"Ах, отчего душа способна быть и всегда полной стремлений, и такой робкой!" - душа слаба, она как вода и мотылек - и как вода, стремится вниз, а как мотылек - вверх, к свету.  "Полной стремлений" она может ощущать себя только в стакане своей комнаты - или как часть большой стаи и толпы. Это всегда во многом обман и иллюзия...

"Присутствие Гегеля действует на меня благотворно. Я люблю спокойных и рассудительных людей, потому что по ним можно хорошо ориентироваться в мире, когда толком не знаешь, в какую ловушку попался ты сам и твой мир. (p. 366)" - говорит о самом Гегеле, а не о его писанине, в которой , разумеется, невозможно ориентироваться?! В более поздние времена  многих дебилов  утешало само наличие бородатой Карлы, например (или Ленина со Сталиным)
Ему нравился рассудительный тон? На тех же ютубах немало таких рассудительных и с хорошими голосами  - хотя бы их аргументы и были написаны вилами на воде и ровным счетом ничего не значили....

"Великая скорбь и великая радость лучше всего воспитывают людей. А вот жизнь сапожника, когда человек изо дня в день сидит на сво;м стуле и делает то, что можно делать даже не просыпаясь, — вот это безвеменно сводит дух в могилу. (p. 354)" - смотрю на ютубе путешественников и нередко вижу в тех бедных странах невероятно прекрасных людей - но они обречены на самую тупую и тяжёлую работу, на  прозябание!  Хотя с другой стороны, трудоголизм спасает от многих проблем, ведь люди и со свободой никогда не могут справиться.... Гельдерлин просто был молод и эмоционален, а так никаких великих скорбей и радостей у него тоже не наблюдается (кто из молодых хочет горбатиться?! А горбатиться над письменным столом приходится и многим учёным-писателям; или учителям...)
И труд укрепляет дух, а не сводит его в могилу, просто однообразный, ограниченный труд ограничивает  ум, мысли... (Хотя он у всех неизбежно ограничен привычным образом жизни - человек, как трамвай, не может жить без какой-то колеи...)
"Не просыпаясь" - вот в таких деталях видно, что он был остроумен, это ценно (хотя и остроумничать можно не просыпаясь, и стихи писать! И тут навык и привычка...)

"Если у тебя оста;тся хоть один час в день для свободной деятельности ума, когда ты можешь удовлетворить свои насущнейшие и благороднейшие потребности, это очень много, во всяком случае достаточно, чтобы набраться сил и бодрости на прочее время.
Брат! Береги от уныния лучшую часть своего существа, не падай духом ни при каких обстоятельствах — ни при каких! (p. 315)" - "свободная, благороднейшая деятельность" - ишь ты; самомнение каково. Один час - это только отдушина;  не может человек вдруг стать совсем свободным и благородным - может только помечтать, выпустить пар, поорать, поплясать; может придти в себя или наоборот отвлечься... А призыв к бодрости часто означает тупость броневика - выше говорил о великих скорбях, а теперь и поунывать не хочет...

"Тоскую я по небу вдохновенья,
В зелёный край, где зреет жизнь стремлюсь;
Вы мертвецы, останьтесь с мертвецами,
Среди могил земной удел кляня! (p. 269)" - тягу к небу и зелени приветствую, мертвецов осуждаю, но всё это у него неопределенно и неосознанно и может быть только для красного поэтического словца

В земном аду вы явно преуспели,
И, вашим пеньем заворожены,
Ужель гребцы свернут на ваши мели,
Плывя в страну надежды и весны? (p. 268)" - примерно то же самое, за всё хорошее, против всех плохих. Действительно, цивилизация - это красиво прикрытые мели, это попса, поверхность без глубины, покрывало... матриархат и не  может быть иным...

"и, как луч солнца опаляет им же
вызванные к жизни земные растения, так человек сам губит прелестные цветы, распустившиеся в его сердце, — радости родства и любви." - нужна троица, не одно солнце:  нужны ещё вода и земля... (Солнце разума, вода души и земля тела) Вне троицы они все легко могут губить или оказаться бесполезными... И в  человеке так же лучшее  гибнет  только потому, что  синтез его личной троицы оказался кратковременным...

"Ибо ограниченные способности разлиты по членам (нашего организма), и множество скверн поражает и притупляет (наши) думы. Рассмотрев (лишь) малую часть жалкого (человеческого) существования, кратковечные (люди) исчезают, рассеявшись подобно дыму, уверовав только в то, на что каждый наткнулся, метаясь туда и сюда; а между тем всякий кичится постичь целое. Таким образом, оно ни зримо для людей, ни слышимо, ни умопостижимо. Итак ты, желавший столь страстно (этого познания), узнаешь не более, чем (сколько) прозревает смертная мысль." - благое и разумное уныние, походу, им всё-таки овладело. Ещё в библии про "прах" написано... Без понимания Троицы наши мысли всегда будут бессильными клочками дыма...

"Тщетно иные пытались радостно выразить радость, Слышу ее наконец, высказанной через печаль." - без баховского контрапункта, оттенения белого черным и наоборот, никуда

"Мы жалеем мертвых, как будто они чувствуют смерть, а ведь мертвые покоятся в мире." - в жалости к мертвым сомнение в том, что они попали в рай!

"Кто лишь о смертном печется, тот в бренную землю уходит,
Но до эфирных высот, к свету возносится тот,
Чтит кто и тайны любви и высотам божественным верен,
Тот, кто в надежде живя, тихо смиряет судьбу. (p. 293)" - будем надеяться, что он действительно смиренно возносится до своих эфирных высот (смиренные книжек про это не пишут. А если пишут, то не издают. А если издают, то не оцениваются дьявольскими князьями мира сего и цивилизации...)

"— О, тогда ты для меня все! — ответил я.
— Все? Лукавый притворщик! А человечество? Ведь, в сущности, ты только его и любишь!" - юношество: максимализм и наивность (причем, по отдельности?)

"Ничто живое не способно так бурно расти и так безвременно увянуть, как человек." - разные есть человеки, не все похожи на Гельдерлина, у которого всё легко всходит, но и быстро вянет, как в известной притче

"лучше умереть, потому что ты жил, чем жить, потому что никогда еще не жил! Не завидуй не знающим скорби, тем, кто не страдал, этим истуканам, которым ничего не нужно, ибо они нищи душой; они не спросят, идет ли дождь, светит ли солнце, ибо у них нет ничего, что надо бы возделывать." - кажется, Вертер у Гёте нес такую же экзальтированную пургу. Я и сам на изобличение обывателей, "мещан" , возможно, по сию пору излишне налегаю. Изобличать истуканов абсолютно бесполезно, а грешником и слабаком и сам являюсь в полной мере...
Но он прав: действительно, полно технарей ,  бесчувственных к природе, никак с ней не связанных (даже родной брат таков - уже и вместе с племянниками)

Комментировать его удобно, но большой ценности в нем всё равно нет - типичный относительно развитый молодой человек своего времени.

----

В цитатах, видимо, собрано, всё относительно осмысленное, но вот его стихи как они есть:
"…и по вечному кругу
С тихой своей улыбкой шли в славе вожди
Мира: солнце, луна и звезды. И всполохи — молний
Дети твои, о миг! — дивно играли вокруг нас.
Но в глубинах сознанья, двойник держителей неба,
Равный им в славе, всходил вечный бог нашей любви.
И, как легкий эфир, вихрил он кроткую душу
Так, что, дыханьем весны преполнясь, она
Быстрой плескала струей прочь, в море полдневного света,
В кровь вечерней зари, в теплую ночи волну.
Как свободно жилось нам в этих замкнутых сферах,
На стихиях души кроткий познав идеал,
Беспечально, легко, то к взору взор, то, порою,
В далях мечты, но всегда в светлом единстве своем.
Древо любви и счастья! Как долго мог бы я слушать
Твой немолчный напев, петь возле кроны твоей…
Но кто бродит в тумане? В полях, в платьях как марево? — Девы…
Чует сердце, средь них есть и подруга моя.
Так позволь мне теперь выбрать тропу, что дороже
Кроткому сердцу, искать милый,томительный след,
Но и ты до конца, брате, пребудешь со мною —
В мыслях ли о тебе, образе милой моей.
И, чрез время, когда буду с единственной, с нею
Как же мы жадно войдем вместе под дружеский кров!
Примешь безгневно двоих, ровною сенью одаришь,
Песнь блаженных сердец тихо нам прошелестишь." - тихий ужас! С ума сошел он вовсе не случайно...

Ещё:
"Из садов поднялся я к вам, о дети нагорий!
Из садов, где, привычна ярму, покорно природа
Делит заботу с людьми, их лелея, взлелеяна ими.
Но вы, вы — державные! Как древле племя титанов,
Робкий прокляли мир и верны себе лишь и небу,
Здесь взрастившему вас, и земле, что вас породила.
Горд, средь вас ни один не выбрал людские уроки,
Но — брат меж братьев своих — поднялся, почуяв подмогу
Сильных корней, над долиной, и воздух, что кречет — добычу,
Сжал когтями ветвей исполинских, направив навстречу
Тучам мужество кроны мощной, пронизанной солнцем.
Целый мир зрю в каждом из вас. Как звезды эфира,
Боги, длитесь в веках, сплетясь в свободном союзе!
Если сносить ярмо я мог бы, то к вольной дубраве
Зависти горькой не знал, тогда я сжился легко бы
С общим миром людским. Ах, когда б, как цепями, любовью
Не был прикован к нему, вольный, жил бы я с вами!" - совершенно невозможно всерьез читать этот бред... Очень видно, что это ведь современник нашего Державина... Он поклонялся Антике и подражал ей, но это Антика самая муровая и дурдомная, в которой  пафос кувалдой бьёт по голове ... Любая цивилизация - это неизбежное сумасшествие, дикие выдумки, фантастический бред, хождение на голове. Гельдерлин - это лабораторный эксперимент на эту тему...  Цивилизация плодит не героев, а конформистов и  сумасшедших....

Чёрт, как трудно разбираться в людях, как легко ошибиться в них... Причем, возможно, он был и таким и эдаким попеременно... - но не в равных пропорциях... Сам с ним с ума сойду! Хочется стереть все свои комментарии, потому что человечек этот всё-таки провальный... Или считать , что они имеют хоть какую-то ценность и безотносительно Гельдерлина?
... Сошествие с ума в середине жизни - это всё-таки всегда сложный случай... (Обычно или в детстве и юности  ломаются или в старости выживают из ума... Я, кстати, тоже боюсь почувствовать себя окончательным банкротом.... опустошенным и разочарованным...)


Рецензии