Поляки-Майдан, которых больше нет. Глава 7
Ну и о Маланье (сохранено местное произношение). Это была местная колдунья, и мы все, от мала до велика, её боялись ужасно. На самом деле была она маленькой поджарой старушкой, и жила в полуразрушенной избушке в каком-то заросшем пустыре Больничного конца. Это улица села Поляки-Майдан, которая начиналась от Речки и вдоль больницы тянулась к Никольскому лесу. Я о ней мало что знал, ну колдунья – и колдунья, но могла она навести порчу на людей и животных, у нее был сглаз, она могла заговаривать, вправлять кости и еще она могла приворожить. Ничем особым она не пользовалась, собирала всё лето какие-то травки, мхи и грибы. Я так понимаю, к ней часто обращались по проблемам чисто медицинским, ну и если вы будете пить «Зверобой» и заваренную кору дуба, а водку пить перестанете, то и понос у вас пройдет. Эка невидаль и волшебство!
На этот раз мать вспомнила, что ещё до войны бабушка Маша (тогда совсем не бабушка) долго мучилась, а потом рассказала Якову, что стал к ней по ночам приходить кто-то: прижмет к кровати и держит, Домовой, наверное. Пошёл дед Яков к Маланье, он был быстрый на расправу, а та говорит, что это не её дела, и что надо разобраться. Маланья пришла к нам домой, всё разглядывала, заглядывала под все лавки и поднялась на чердак. Сказала только Марии: не боись. Приготовила она бабушке Маше какие-то растворы и настои, и пила баба Маша их некоторое время, и больше ни разу к ней Домовой, или кто ещё, не приходил. Бабка Маланья была видимо неплохим психоаналитиком, и стресс сняла. Но этого всего я тогда не знал. А знал я только один случай (это уже было, когда я приезжать стал в Поляки на лето), когда бабушка Маша ночью привела Маланью, чтобы она на корову посмотрела, что-то, мол, она сохнуть стала. Я не видел, что эта Маланья делала, но корова громко мычала, можно сказать – орала, а потом легла, и утром была вполне себе нормальная. Я по простоте своей спросил, как же её вылечили? Бабушка говорит, что это её кто-то сглазил, и объяснила, что это может быть не намеренно, а просто у человека глаз дурной. Вот и пойми их!
Маланья мне однажды подмигнула, а может мне померещилось.
К Маланье мы пошли с моим местным товарищем Ильей. Он был нашим соседом, отец его был Грошев, а мать – Грошиха (условно, называли её так). Вообще-то, они очень прижимистые были, и Илья был меня старше на год, а это большая разница в таком возрасте. В избе у них был порядок, я один раз зашел с Ильей, Грошев старший приказал нам разуться, и мы босиком уселись с Ильей на скамейке у печки, и стали молча ждать, зашли-то мы по просьбе Ильи, ему пить захотелось. Ясно было, что вся жизнь у них была в прихожей, а в горницу никто и не заходил. Я такое часто видел в разных областях России. Грошев старший отрезал нам по куску черного хлеба, посыпал его солью и полил подсолнечным маслом. Потом выдал каждому, и сказал: «Ну, бегите». Чёрт их разберет, странное семейство. Ну так вот, пошли мы к избушке Маланьи посмотреть, что там внутри. Это было чистое любопытство, не более. Подкрались, когда ее не было. Двери тогда вообще никто не закрывал, но вот то, что я тогда увидел – и сейчас в глазах стоит. Понимаете, пол земляной, одна иконка в красном углу, какой-то тюфяк и сухие цветочки в пол-литровых банках. Потолка нет, а сверху развешены пучки трав, много, я только зверобой знал. Совершенно нищая старушка была эта Маланья. Дальше что-то шевельнулось, и мы летели до больницы с Ильей кубарем. Нда… Посмотрели, называется.
По поводу сверхъестественных возможностей Маланьи: по-моему, это просто профессионализм плюс альтернативная медицина. Я бы сказал, что она была сельской знахаркой, но со своей словесной идеологией. Она всё лето ходила по лесам и оврагам, и по Королёву оврагу, и в Никитский лес, и в Заповедь, собирала всякие травки. В подборке я специально несколько фотографий этих местностей разместил. Вы вообще заметили, что на Руси не было ведьм, точнее ведьмы-то были, и есть исторические примеры, только на кострах их не сжигали, и охоты на ведьм вроде бы не было. Как-то уживались, ну знахарки и волшебницы, типа того. О том, что я думаю о Маланьи с точки зрения ее колдовства: воззрения такие называются магией, а между магией и религией – большая разница. В рамках любой религии вы можете только попросить или помолиться высшему существу о чем-то, в магии не так: вы можете и договориться о чем-то, а то и потребовать, можете и пошантажировать чем-нибудь высшее существо. Для атеиста - и то, и другое – одинаковый бред, но смотреть на буйство наших серых клеточек – сущее удовольствие. Была ли Маланья язычницей, и были ли у нее другие боги, думаю, что нет. И тут дело не в старенькой ее иконке в красном углу, может это она на всякий случай, дальновидно так поставила? Но нет, в ней было очень много настоящего христианского, побольше, чем у наших попов в золоченых балахонах.
Если взять для примера ассирийскую магию, то там знание будущего было столь значимо, а обыкновенному человеку приписывалась власть изменять ход событий при помощи жестов или слов, поэтому магия занимала важное место в жизни общества. А главными были предзнаменования и заклинания. Колдуны и ведьмы жили в уединенных местах, ассирийцы больше боялись ведьм. Тут главное, что сами боги вынуждены служить замыслам ведьмы, божества-покровители под воздействием ее чар, могут стать враждебными по отношению к тому, кому прежде благоволили. На мой взгляд, Маланья – типичный маг: под действием своих чар она могла победить или перенаправить недуг, а сам недуг вызывался другим духом, например Домовым.
Бабка Поля никогда не сказала ни единого недоброго слова о Маланье, хотя по ее иезуитской сущности должна была бы её осудить, но видно рассказы бабушки Маши подействовали. Да и что с них всех было взять? Церкви нет, все неграмотные, старые книги перелистывали тайком, и не забывайте, это всё при советах было. Абсолютная беспросветная тьма. По сути, мои разговоры с верующими бабульками были ни о чём, знал я тогда не больше того, что знали они, Библию я прочитал лет через восемь, уже в универе, в Иностранке. Надо сказать, что очень неправильно прочитал, евангелия я воспринял как замечательный литературный памятник, особенно первые три. А в спорах с бабульками тогда я опирался на чистую логику, к примеру, спрашивал их после рассказа о бабушке Маше и Домовом, ну кто вам сказал, что это Домовой? В Библии есть про Домового, вы же в единого бога верите? А они мне: а кто же тогда? Черт, или бес, кто же ещё. Честно говоря, я тогда не очень понимал разницу между магией и религией, да это собственно характерно и для иудаизма, и для христианства. Если уж Моисей уговорил отменить решение Господа об уничтожении евреев и о создании другого избранного народа от Моисея? Он же Всемудрый и Всезнающий, а ошибается, да ещё и решения свои меняет. Я уж молчу о случае с царем Езекией, хотя с ним связано много бреда, но особо выдающийся, это о чудесном передвижении тени солнечных часов назад на 10 ступеней в знак того, что Господь действительно спасет жизнь Езекии (4 Цар. 20:1–11). Это страшный бред, который очень мешает серьезно читать тексты, ну действительно, будет Господь, Создатель мира, Всемогущий и Всезнающий заниматься такой ерундой!?
«Вот, я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило». Здесь просто несёт мистикой и магией за версту. Но тогда-то ничего этого я не знал, тем не менее это вызвало интерес, и я много лет, в свободное от работы время, читал о магии, ведьмах, тайнах Вуду и прочей такой хрени, во всяком случае на всё это у меня есть квалифицированная точка зрения. Хотя и витает над человечеством до сих пор туман и интерес к такой ерунде. Совсем недавно я писал очерк о Сомерсете Моэме, и перечитал его рассказ «Заклятье», так вот, там некоего мистера Галлахера заговорили, что он никогда не вернется в родную Ирландия, малайская девушка его заговорила, с которой он прожил лет десять. Так вот, он и не вернулся, умер на корабле от икоты. О культах вуду (на Гаити), в Бразилии – кан-домбль, на Кубе сантерия, на Ямайке – обеизм я начитался много чего, но по большей мере это кровавый бред. Но сельская жизнь, близость к животным и растениям, вызывает несомненно спорные ситуации. Исправила бы церковь ситуацию? Сомневаюсь, поскольку это такое же мракобесие и заблуждение.
О церкви в Поляках могу только сказать, что как в действующем храме я в ней ни разу не был. Называлась она «Церковь Троицы Живоначальной», и в ней находился колхозный склад, сюда свозили всё: ячмень, рожь, гречиху, и всё это лежало на полу кучами. В углу стояли остатки икон, но в основном поп в начале пошлого века увёз всё в Сасово. В одном крыле за проволочным забором хранились товары из магазина, непродовольственные и крупногабаритные, велосипеды и т.д. Никаких сторожей не было, закрывалось всё это на амбарный замок. Мы туда залезали и искали старинные монеты, как не странно – находили. Потом церковь разобрали, стало опасно, сложили останки в три зиккурата, фото сохранились. В главе о трудоднях я ещё вернусь к этой теме.
Я потом еще ни раз видел обыкновенное одинокое человеческое несчастье, всегда женское. Никому-то не нужна была эта бабка Маланья со своими колдовскими штучками. Умирали такие люди в полной нищете и одиночестве, и воды им никто не подносил в последний час. Люди просто сходили с ума, и это был способ прекратить мучения, я такое видел. А в то время еще больница была, и доктор был очень стоящий, войну всю прошел. Но он не мог держать вечно у себя просто состарившихся бабулек, это было невозможно: их было много, а больница – одна.
Но были в Поляках и учителя, очень знающие и разумные люди, об этом в следующей главе.
По тексту: прошу учесть, что история с Маланьей произошла, когда мне было не больше 8 лет.
По Вуду рекомендую: Лаэнек Юрбон. «Тайны Вуду». АСТ. М., 2003
По ведьмам: не начинайте с «Молота ведьм», есть проще, например, Жан-Мишель Сальман. «Ведьмы – невесты дьявола», АСТ, М., 2003
На фото:
Церковь Троицы Живоначальной. Поляки-Майдан. 1980 г.
(Предыдущие главы повести "Я и Озеро" см. в разделе "Повесть Я и Озеро")
17.7.2024
Свидетельство о публикации №124071800762
Римма Феклистова-Руссакова 18.07.2024 07:46 Заявить о нарушении
Юрий Сенин 2 19.07.2024 01:17 Заявить о нарушении