Ноты Сюита 2023 - Стихи разных лет - 154

___________________

"НОТЫ" (2023)
___________________

ЛЕВ ГУНИН


    СТИХИ
РАЗНЫХ ЛЕТ

   избранное


Стихотворения, сборники, циклы
Памяти моего дорогого брата Виталия


-------------------------------

  © СТИХИ РАЗНЫХ ЛЕТ.

______________
Возможны ошибки в передаче текста везде, где использована автоматизация. Тем, кого интересует творчество этого автора, можно порекомендовать альтернативную версию (с обложкой, иллюстрациями, авторской вёрсткой) -

В это собрание вошли избранные стихотворения разных лет. Если нет географической ссылки, то, как правило (это касается стихов 1970-1991), стихотворение написано в Бобруйске (Беларусь). Разножанровость, характерная для автора, и очень разные (по тематике, по образности, по типу) стихи в одном цикле или сборнике: это - широкий охват явлений, "вариантность личности", артистическая "смена" персонажей "первого лица".
___________________________
© Лев Гунин: автор стихов; дизайн обложки; вёрстка; и др.
© Лев Гунин: рисунки.
© Фотопортрет Виталия Гунина на первой заглавной странице.
© Михаил Гунин (отец Льва, фотограф): фото на первой заглавной странице.
© 2018 – Lev Gunin [Лев Гунин]
© НОТЫ – стихотворения: Лев Гунин
© L';diteur | Edutor : Lev Gunin | Издатель: Лев ГУНИН
© La couverture du livre et le design | cover and book design: Lev Gunin |
© Layout and Design: Lev Gunin
© Electronic (computer) versions and conversion: Lev Gunin
© Электронные (компьютерные) версии и конверсия: Лев Гунин
© Вёрстка и цифровой текст, вёрстка для печати и дизайн: Лев Гунин
___________________________


© НОТЫ. Сюита. Цикл стихов, январь, 2023.


НОТЫ (цикл стихов, посвящённый Ирине Морих): "Невидимая" сущность нотной тайнописи. Связь времён. Секреты, идущие цельным стержнем сквозь века. Символическая кодировка высших сущностей доступным посвящённым языком звукописи. Невидимые опоры и контрфорсы, пронзающие нотный текст в идеальном мире. Высшая природа музыкального языка, помещённого в низменную земную атмосферу. Избранность умеющих идти на жертвы музыкантов. Рыцарская природа высшего искусства.
________________

Ирина Борисовна Морих - брестская поэтесса, автор нескольких стихотворных сборников, широко известная в Беларуси преподавательница теоретических музыкальных дисциплин, руководитель курса композиции для юных музыкантов, автор получивших всеобщее признание учебников по теории музыки и сопутствующим дисциплинам. 
Ирина Борисовна, вместе с композитором Марком Александровичем Русиным (любимым учеником Хачатуряна), преподавала группе студентов, среди которых был и Лев Гунин.
_______________




Лев Гунин
НОТЫ. СЮИТА.

  (цикл стихов)


Ирине Б. Морих
Ноты в чёрных колпачках —
Гномы времени в пространстве —
С неизбежным постоянством
Держат строй, живут в веках.

Охраняют дух творца
И встречают нас с опаской —
В недоступных чёрных масках,
Или — в белых башмачках. (…)
Ирина Морих


  *  *  *
Чуткие, дивные сны;
жёлтый туман от причала;
вечностью разделены
знаки иного портала.

Знаки иной пелены,
недостижимого света:
словно бесплотной струны
эхо от эха ответа.

Связь истончается в них
с тайным источником знаний
в мире тяжёлом живых,
в грузном парламенте зданий.


*  *  *
Рукокрылые созданья,
параллельные миры,
сотворенья-созиданья
изумительной игры.

Птицы, севшие на строки
параллельных проводов -
ноты тянут звук высокий
вверх до самых облаков,

или звук ниспровергают
в пропасть тёмную низин,
и оттуда исторгают
рык ужасных образин.

Дихотомия начала,
дихотомия конца,
днём - структуры покрывало,
ночью - тёмный створ кольца.


*  *  *
Совместить в одном,
переплавить в нём
равенство эпох
с протуберанцем -
может под углом
бестелесный гном
метра в ритме
мирозданья танца.

Двойственность во всём,
тройственность в углах,
гроздьями нанизанных
на звёзды.
И искрят огнём
волны на колках,
истончая
вдохновенья роздых.


*  *  *
вечно бессмертные линии
тайны бездонные синие
скрытый орёл в небесах

воды сакральные лилии
потусторонности длинные
всплески коротких "ах"

корку и зёрна делящие
меры длины проводящие
доли судьбы на весах

и за мембраной тонкою
как наковальней звонкою
времени тёмный страх


*  *  *
симметрия из зазеркалья -
метричность написанья нот
в ней заколдованные знанья
и занесённый глиной рот

себя собою порождая
не расплетённые значки
усеяли дорожки рая
как многоногие жучки

игра слепого порожденья
природных сил случайных грёз
они как саженцы мгновений
в пространства каменный обоз…


*  *  *
птицы на проводах -
ноты на чёрных швах
чёрные жмутся друг к дружке
белые спят на подушке
в комнатах без дверей
где нет ни ламп ни теней


*  *  *
тайнописью для непосвящённых
нотные седые письмена
под свои они зовут знамёна
не открыв заветного лица
только чародейства рокового
требуют от тех кто присягнёт
верностью мечте своей суровой
и недостижимой как исход

гением становится не каждый
только ими признанный поэт:
только тот кто в бой идёт отважно
ничего не требуя в ответ
только тот кого не задевают
ни интриги смертных ни бойкот
тайну мироздания познает
выше смерти став на эшафот


* * *
расплата поджидает
за добрые дела
из-за угла стреляет
и в белого орла
пробоины пространства -
следы от рваных пуль -
на нотоносце страстном
живую плоть дерут

не тривиальной драмы
хранят кровавый след
секвенции и гаммы
всех пережитых лет
на огненном насесте
значки судьбы сидят
и собираясь вместе
проводят свой обряд

лишь избранным вверяют
секрет своих узлов
хранителям их тайны
защитникам миров


*  *  *
Мне видится загадочная вязь
в узлах и петлях чудных нотных знаков,
поверхность водная, и птиц иконостас
в раздольях безопорных Зодиака.

Нетленные сокровища миров,
тончайшего из всех эфирных слоя
создания, они - следы шагов
железной волей скованного строя.

Там, где мечты и грёзы без удил
свободно скачут, носятся, резвятся,
они - бесплотный вихрь высших сил,
в котором запечатаны остаться.

Но, в дымную среду извлечены,
в земную юдоль бедствий и страданий,
они как в плен захваченные сны,
не мыслимые здесь без понуканий.

И только в связке, твёрдою рукой
сплочённые для смысловой основы,
они идут единым строем в бой,
чтоб наши и свои сорвать оковы.


*  *  *
Вихри и всплески на белом полу стены.
Тени в щелях амбразур как пучки вины.
Пики, мечи и забрала иных миров,
нотные знаки как след бессловесных слов,
танец в доспехи одетых сов.

Каждая линия радуги стала прямой,
переходящей в галактики стрел прибой.
И, за стеною рядясь стеной,
горсть высыпает осколочных кнопок рой,
чтоб приколоть их на строки чужой рукой.

Магия танца на шахматном дне дворцов.
Бряцанье рыцарей о ноосфер покров.
Каждая нота как точечный координат
звёзд гороскопов в короне блестящих лат.
Времени стрелка, бегущая в бег назад.

Соотношения разных частей длины
через вселенные магией проведены,
через зеркальный порог - и вскользь,
миром миров искрошив купорос -
им наполняя земную ось.


*  *  *
Их заново открывшие жевала
их выпустили в чуждую среду,
чтоб странниками вечными Портала
они скитались - на свою беду.

Как бабочки, на крыльях чёрно-белых
они порхают с вешки на шесток,
и стонут, и скорбят в руках умелых,
и смехом дразнят лунный голосок.

И каждый, прикоснувшийся к их тайне,
становится тоскующим рабом
стенаний по утерянному раю
чего-то за пределами столбов,

чего-то за пределами вселенных,
нам перекрывших Времени Портал,
нас отделивших от миров нетленных,
которые когда-то каждый знал.

И говорят они своим бессменным,
бесплотно-бестелесным языком,
из запахов - не-звуков - сотворенным,
арбитром ароматов и послом,

посланцем неземного хризолита,
поставившего разуму предел, -
туда, где твари лижут из корыта,
влача в отбросах свой земной удел.
  ……………………………….

Из не вошедших в сборники
стихов 1984-1985; 2006-2018-2023.
_________________________
 


Рецензии