7. Что вы чувствуете в слове Одесса?
Вопрос был нередким в прошлом веке… Он звучал даже в союзной печати, литкружках, обсуждался на диспутах.
Активно в 80-х прошлого века на известной одесской «книжке», в Горсаду, где собирались живописцы, продавали свои картины, обменивались…
В связи с бумом популярности одесской команды «Что? Где? Когда?» на Центральном ТВ.
Её молодёжной и детской лигой в городе. Родители детей активно играли в отгадывание на разные трудные вопросы из жизни, истории, искусства…
Вопрос вопросов с подвохом: «Что вы чувствуете в слове Одесса?»
Знали про времена античности, пояснить, мало кто отваживался.
Сложнейший вопрос, явно запущен в пространство под метод флеш-моб, то есть, разгадать «толпой» и с умыслом…
Религиозная составляющая, без неё не обойтись, а религия в Союзе… табу!
Разгадать слово ОДЕССА, а оно постоянно на слуху… Жители города одесситы, это КАК? На Привозе, базаре играют торговцы с покупателями в игру, «Что вы чувствуете в слове Одесса?»
Сложно. Истоки названия нужны. Литература ограничена, в ней нет деталей.
Ветераны города, старожилы, но крупицы услышанного, старики помнили 1917-1918 год, хоть что-то.
Историческое, документальное, нам внимательно вдуматься.
В тексте всё есть, но НЕТ того важнейшего, КЛЮЧа к разгадке, о чём старожилы города поведали поисковикам истории города Одессы.
В сокращении, фрагментарно.
«С 1795 года город стали называть Одессой, однако официального указа о переименовании Хаджибея не было».
Казуистика свершилась! О каком переименовании речь? Или безграмотная запись?
Была турецкая крепость, турки её так называли, официально или нет, неведомо и не узнать. Российское управление этими землями, стало после заключения мира с Османской империей, передел земель. Воины де Рибаса, армии Суворова, силой захватили, крепость стала трофеем, по законам войны.
Переименовывать крепость в название – Одесса… Нарочно не придумаешь!
19-й век… История возведения памятника, старожилы города, ветераны в целом были согласны с текстом такого содержания…
«В 1890 году на совместном заседании городской управы под руководством Григория Маразли и комиссии по вопросу о праздновании 100-летия Одессы было принято решение объявить конкурс на возведение памятника, посвященного основанию города. С этим предложением к городским властям обратился общественный деятель Константин Минчиаки.
Был объявлен конкурс, первую премию на котором получил проект "Одесский порт" архитектора Юрия Дмитренко. Он представлял собой памятник Екатерине II и ее сподвижникам - князю Григорию Потемкину, Иосифу де Рибасу, Францу де Волану и Платону Зубову. В январе 1893 года император Александр III дал соизволение на возведение монумента.
… Закладка монумента состоялась в рамках празднования 100-летия Одессы 2 сентября (22 августа) 1894 года.
… Открытие памятника основателям Одессы состоялось 19 (6) мая 1900 года и было приурочено к 100-летию со дня смерти Александра Суворова. Памятник был установлен на Екатерининской площади, имеющей форму треугольника.
Десятиметровый монумент представлял собой бронзовую фигуру Екатерины II, водруженную на гранитный постамент (круглая колонна на двухъярусном пьедестале). У ног императрицы лежало знамя поверженного неприятеля. В правой руке Екатерина держала рескрипт со словами: "Повелеваем быть порту и городу", а левой рукой указывала на место основания города. Вокруг пьедестала были расположены бронзовые скульптуры Григория Потемкина, Иосифа де Рибаса, Платона Зубова и Франца де Волана. Каменное основание всей композиции было выполнено с двумя полукруглыми всходами из ступеней, что напоминало портовую набережную.
… После Февральской революции 1917 года памятник был закрыт тканью. Рассматривался вопрос о его сносе, однако против выступил писатель Максим Горький, возглавлявший петроградскую художественную комиссию. В 1918 году во время австро-немецкой оккупации Одессы памятник был открыт заново».
Та, деталь, огромная, которая была в редкой литературе, о чём судачили, обратили внимание поисковиков, старики города…
Для чего, «В 1918 году во время австро-немецкой оккупации Одессы памятник был открыт заново». Памятник инициировали греческое правление города, головы Маразли.
Зачем оккупационным войскам надо было чтить основателей Одессы?
Совсем нет…
Нужно было австро-немцам торжество католической религии над православием. Представления устраивали религиозными знамёнами, демонстрировали сцены Наполеона, танцы, топтание на православных святынях, разграбили церкви.
Демонстрация Рима над Афинами, «вечная» победа единобожия над греческим многобожием.
Оккупировали Одессу, сцены низложения города… Внимание!
Слепили, сколотили «Троянского коня», играли сцены, как обдурили, завоевали легко и ловко Одессу… В отместку античности города, Одесса от Одиссея.
Войска постоянно демонстрировали, как они любят свою соотечественницу, немку Екатерину II, памятник… Крутили немое кино, обнимали, целовали камень.
Австрийцы и немцы демонстрировали плакатами в 1918 году…
Выкрики, призывы, лозунги, «Одесс наш», «Одесс взят», «Одесс немецкий», другие, на русском, немецком, других языках.
Та огромная деталь, о чём говорили старожилы… Совсем не немецкая транскрипция.
Не только оккупанты, часть горожан (дало направление насторожиться), называли ЗАГАДОЧНО город, названием Одесс.
Окончание «а» не было.
От такого фармазона, нивелировалась надпись на памятнике, что он в честь основателей Одессы!!!
Со временем придало таинственности, разгадке не поддавалось,
забыто…
Забыто ли?
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №124071803132