Дармо на печи - фельетон

                Фельетон А.И.Завалишина
 (Газета «Магнитогорский рабочий» №127 от 30 августа 1930 г.)

Как строились известково-обжигательные печи?
– Очень интересно.
– Почему интересно?
– Потому что в результате получились кое-какие уроки:
Пожар, остановка печей, убытки, срыв в темпах работы и т.д. и т.п.
Некий гениальный производитель работ К.Л. Дармо делал кладку печей на растворе глины с примесью шамота около 20 процентов. Между тем кладка должна производиться с шамотом до 80%.
Глина даёт большую усадку при высыхании и растрескивании, не представляя механической прочности. Поэтому огнеупорность и механическая прочность швов огнеупорной кладки определяется процентным содержанием шамота в растворе. Это относится к особенности  известково-обжигательной печи, работающей на  высокой температуре в 1200 градусов и на давлении.
В результате такого «энтузиазма» прораба Дармо сейчас в каждой топке печей – швы около загрузочных коробок прорваны газами, топки выложены впритык к печи, тогда как они должны  представлять одно целое с телом печи. Дальше: между огнеупорной футеровкой и телом печи (красный кирпич) должен быть температурный шов в 15мм, – но он почему-то увеличен до 50мм и засыпан вместо изоляционного материала, – нечистым сырым песком. В увеличении размеров шва нет никакой надобности, засыпка песком, кроме вреда, ибо является хорошим проводником тепла и обладает значительным коэффициентом кубического расширения, отчего печь распирает.
– Почему же поступил так вредительски прораб Дармо?
– Потому, что так приказал Силикатный отдел Магнитостроя.
Но это во-первых.
А главное: прорабу Дармо никогда в жизни не приходилось строить печей! Он  рассматривал постройку печей, как обыкновенные строительные работы и в раствор клал шамота столько, сколько успевали натолочь поденные работницы.
Дармо всю жизнь свою проработал на изысканиях железных дорог и по железнодорожному строительству.
И потому вместо печи у Дармо получилось обыковенное дерьмо!
Мы требуем взгреть кого следует за такую «антисанитарию».
Алек.Завалишин.


Рецензии