Эпизод 2. Древнегреческий и древнеримский

Часть 1. Пересказ на новый лад "Одиссей" и "Иллиад"

Посвящается  Сергею  Николаевичу  Капустянскому   и  Игорю  Львовичу  Боровкову, моим  курсовым  офицерам, замечательным  педагогам.

Пролог:
Читали  в  детстве   мы   давно,
Как   греки   плыли   за  руном,
В  Колхиду, то  есть  в  сторону  Кавказа,
Достигли  крымских  берегов,
Воздвигли  много  городов ,
Что  не  туда  попали, поняли  не  сразу.
             Отрывок   из  поэмы  «История  Крыма  в  стихах».

Однажды, когда  трезвым   был   не  в  меру,
А   может   быть   немного   перепив,
Я  фолиант  перелистал   Гомера,
О  золотом   баране   древний   миф.

За   ворот   тоже   греки   заливали…
Пусть   я   не  видел  Спарты  и  Афин,
Но  сразу   понял, эллины   наврали,
И  как   всё  было, знаю  я  один.

За   молодым   вином, взаправду,
А   может   за  армянским   коньяком
Подались   до  Кавказа  алконавты,
Постой, постой, а  может   аргонавты…
Но,  в  общем,  ладно, сказка  не  о  том.

Ребята  греки, в  панцирях  из  стали,
Как  мифы  нам  не  уставали  врать,
Баранью  шкуру   у  царя  украли,
Ну,  тоже  мне, нашли  что  воровать!

Тут  зря  Гомер   понапускал  тумана
Я  не  слепой, меня  не  надурить,
Да   не  такие   греки  и   бараны,
В   чужие   страны   за   бараном   плыть.

В   кавказский   край  десантом  дерзновенным
Под   парусом, а  также   под   хмельком…
Когда, известно, море  по  колено,
Поплыли   за  армянским   коньяком.

Но   толи   врали   карты   Птоломея,
Географ   рисовал   их   сильно   пьян,
А   может, капитаны   окривели…
Факт   тот, что  не   добрались  до   армян.

И  обманувшись, банда  лиходеев,
Свои   чекушки,   осушив  до  дна,
Давай-ка    грабить   бедных   колхидеев,
Уволокли   волшебницу   Медею
И  тонну   кахетинского  вина.

Но   обмывая  славную  победу,
Так   напились  они   командой   всей,
Что   заблудились, и  по  белу  свету
Швыряло   алконавтов   как  газету,
Сквозь   дебри   трагедийного   сюжета,
Домой   добрался   только  Одиссей.

На   берег   неприветливой   Эллады
Его   случайно  бросила   волна,
И  как   в  издёвку, положила   рядом
Бурдюк   из   грязно-жёлтого  руна.

Чтоб   обелить  своих   друзей  злодеев
И  самому   отмыться   заодно,
Тот   сочинил  легенду   для   музеев,
Сдав   в  экспонат   злосчастное   руно.

Гомер, безденежный, как  все  поэты,
Сшибая  на  поллитру  и   на   хлеб,
Литературно   обтесал  всё  это,
Сам  прочитал, и   со  смеху  ослеп.

Но, с  той  поры   коварнейшие   греки
Долдонят   постоянно   об   ином,
Всё  утаить   пытаются   навеки,
Что   плыли   за  вином  не  за  руном.

Да   и  какой, скажите, представитель
Пусть  греческий, пусть  римский   или  наш,
Заявится   с  повинной  в  вытрезвитель
И   скажет: «Забирайте, я  алкаш!».
P.S.
Но   пред   своими   не   кривите, братцы,
Кому   угодно   пойте, но  не   мне…
Побасенками   глупо   прикрываться,
Ведь  я  то, знаю: «Истина  в   вине».
Весна 1986 года. Даугавпилс.
***
Часть 2. Баллада   о  цели.

Эпиграфы.

Золото и булат
«Всё  мое»,— сказало злато;
«Всё  мое»,— сказал булат.
«Всё  куплю»,— сказало злато;
«Всё  возьму»,— сказал булат.
                Александр   Сергеевич   Пушкин

«Единство, — возвестил  оракул  наших  дней, — 
Быть   может  спаяно  железом  лишь  и  кровью …»
Но  мы  попробуем  спаять  его   любовью, —
 А   там  увидим, что   прочней…
                Фёдор  Иванович  Тютчев
отрывок  из  стихотворения  «Два  единства», сентябрь 1870 г.

Пролог.

Пирр, Ганнибал  и  Митридат ,
Не  устояли, помнишь, брат,
Тысячелетия  назад   
Под  гнётом  Рима.

Сквозь  тьму  веков 
Направив  взгляд,
Окинув  взором  ряд  веков,
Увидим,  как  в  пыли   лежат
Меж  черепов  и  черепков,
На  землях  трёх   материков
Державы  гордые   в  руинах.

А  как  же  злато  и  булат,
Науки, игры, храмы, театр?
Нет  «византий», и  нет  «эллад»,
Остался  лишь   культурный  вклад…
Сегодня   жители  Афин, Стамбула, Рима
На  древних   языках  не  говорят.

Но  не  погиб   народ  Ирусалима,
Потомки  Урарту   глядят
До  сей  поры  на  гору  Арарат.
Выходит, брат, что  в  аккурат,
Не  на  булате  и  крови,
И  не  на   злате,… на   любви
Нам  царство  Божие 
Создать   необходимо!
Иначе, всё  впустую, мимо… 
P.S.
Как  ратный  подвиг  не  велик,
И  не  весом  культурный  вклад,
Важнее, Слово, совесть  и  язык!
И  с  этим  не  поспоришь, брат!
***
Давно, когда   был  молод  мир,
И  очень   неспокоен,
Эпирским  царством  правил  Пирр ,
Лихой   рубака   воин.

Отважен   и  безбашен  Пирр
И  план  его  нескромен:
Пойти  войной   на   Древний  Рим,
А   Древний   Рим  огромен.

И   вот  горнист   поход  трубит,
И  строй  пылит  за   строем,
Но  вдруг  один  седой  гоплит
Спросил  царя-героя:

«Давай-ка, парень, без  обид
Пути  наметим  наши,
Допустим, гордый  Рим  разбит,
Что  будем   делать  дальше?» 

В  те  заповедные   года,
Где  лили  кровь  как   воду,
Цари, не  часто,  иногда,
Глас  слышали  народа.

А   Пирр   был  грамотным  вождём
И  в   жажде  бранной  славы,
Изрёк: «А  мы  тогда  пойдём
В   парфянскую   державу!»

Но  старый  конь  для  новых  битв
Не   лучшая  подмога,
Гоплит  опять  своё  твердит:
«Сынок, побойся  Бога!
А  стоит   Азию  громить,
Ведь  наши  бабы  краше?
Ну, ладно, скиф  и  перс  побит,
Что  будем  делать  дальше?»

Но   Пирр  не  просто  так  решил
Гулять по свету  с  войском:
«Я  завоюю  целый   мир,
Как  дядя Македонский !»

Ох, так   не  просто  уходить
От  отчего  порога,
Гоплит  устало  говорит:
«Сынок, побойся  Бога!
А  может  нам  сады  садить,
Пахать, да  сеять  пашни?
Вот  мир  у  ног, и  враг  разбит.
Что  будем  делать  дальше?»

Заулыбался  смелый  Пирр,
Вообразив   такое:
«Я  закачу  великий  пир
И  буду  жить  в  покое».

Тогда  старик  подвёл  итог,
Не  в  бровь, а  в  глаз   ответив:
«А  кто   мешает  нам, дружок,
Сейчас  заняться  этим?»

В  те  заповедные  года,
Где  лили  кровь  как   воду,
Цари, привычно, как  всегда,
Не   слышали   народа.

Не  внял   безумно-смелый   Пирр
Хорошему   совету,
Пошёл  войной  на  Древний  Рим,
И  после  сгинул   где-то.

Но  всё  же,  помним  мы  о  нём,
Так,  иногда  в  беседе,
Нет, эрудицией  блеснём 
О  «пирровой  победе».

Когда  неверно  цель  стоит,
Успеха  не  добиться.
Старухой  грозный  царь  убит
Обломком  черепицы .

Ему  слоны  не  помогли
В  Италии  остаться…
А  после  римляне  ушли,
А  раньше  них   спартанцы.

Лишь  горы  вечные  встают
И  реки  плещут  воды…
Когда-то  обитали  тут
Не  мирные  народы.

И  в  уцелевших  городах,
Из  тех  времён  давнишних,
Найдёшь  руины  без  труда,
Но  речь  другую  слышишь.

Веками  трудно  преуспеть
На  поле  ратной  брани,
А  вот  сумели  уцелеть
Евреи  и  армяне!

Их  путь – причудливая  нить,
Как  и  судьба  России,
Нас  били, бьют  и  будут  бить,
А  мы, глядишь, живые!

Отпор  врагу  умеем  дать
Сурово  и  жестоко,
Но  больше  любим  созидать,
И  видно,  верим  в  Бога.

Как  ратный  подвиг  не  велик,
Не  он  корням  основа!
Важнее  совесть  и  язык,
«Вначале  было  слово».

Свирепому   недолго  жить,
Сломает  сила  силу.
Без  песен, сказок, без  души
Возможна  ли  Россия?

Но, к  сожаленью, грешный  Мир
Почти  забыл  про   Бога,
И  мы, как  неудачник  Пирр
Бредём  не  той   дорогой.

В  надежде  тщетной  покорить
Моря  и  континенты,
Привыкли  время  торопить,
Грешить, спешить  и  мельтешить,
И  знай,  стремимся  угодить 
В  цари  и  президенты.

С  недоброй  жаждой  сокрушить
Проклятых  конкурентов,
Мы  разом  разучились  жить
И  радость  добрую  ценить
Текущего  момента.

Ничто  не  вечно  под  луной,
Но  далеко  не  ново,
И  юный  вождь  в  стране  иной
В  поход  идти  готовый.

Собравшись,  мир  поднять  на  щит,
Сперва, подумай, мальчик,
Вот,  мир  у  ног, и  враг  разбит.
Что  будем   делать  дальше?»

В  Лозанне  в  банке   счёт  открыт,
Бумажник  зеленью  набит,
В  Барвихе  особняк   стоит,
Жена –  почти  Бордо  Брижит 
Снаружи  вроде  всё  блестит,
Внутри  всё  больше  фальши,
Что  будем  делать  дальше?
P.S.1.
Необходимо  вспоминать
О  днях  давно  забытых,
И  может,  не  захочет  стать
Дурной  юнец  бандитом.

Когда  твоя  неверна  цель –
В  итоге,  жди  облома.
Я – не  учёный, офицер,
С  историей  знакомый.

Когда  твоя  неверна  цель –
Однажды  жди  разгрома,
Я  не  священник, офицер,
С  религией  знакомый.

Служу  за  совесть, не  за страх,
Не  ожидая   счастья…
Бандиты  глупые – в  гробах,
А  умные – при  власти.

Коттеджи  как  грибы  растут
Повсюду  для  элиты…
Две  тысячи  тридцатый  год,

Нам  говорит  экскурсовод:
«Когда-то  обитали  тут
Премудрые  бандиты!»
P.S. 2.
Армения – первая  из  стран, принявшая христианство на  государственном  уровне.  Армяне, евреи и  ассирийцы (и  они  живы!)  сохранили веру, язык, обычаи,  находясь  часто  во  враждебной среде, тысячи  лет  не  имея  защиты  от  титульных  наций  государств,  в  которых  они  проживали. Ассимилировать эти  народы  не  сумели  за  тысячи  лет. Их  разнообразные  соседи и  «хозяева»  мертвы. Нынешние  соседи  и  «старшие  братья» – более  молодые  народы. К  сожалению, русскую  аристократию  в  разные  столетия  удавалось  ополячить, онемечить, офранцузить  и  не  так  давно  американизировать. Православная  церковь,  народ  и  лучшие  из  аристократов   справились  с  явными  угрозами  в  Смутное  время  и  при    нашествии  Наполеона. С  немцами: Бироном  и  Анной  Иоанновной, Петром III, Павлом I  русские  дворяне  разобрались  самостоятельно. Но  вернёмся  к   четырём  народам. В  20  веке  именно  эти  три   народа, как  и  русские,  были  подвержены  самому  страшному  геноциду   со   стороны  Германии  и   Турции. Русскому  народу в Смутное  время и  в  20 веке , досталось  дополнительно  от  своих и   до  сих пор  достаётся  уже  в  21 от  компрадорской  и  бесчеловечной  власти.  Феномен  живучести  этих  народов  удивительно  прост: вера  в  Единого  Бога и соблюдение  десяти  заповедей  в  обычной  жизни, даже  в  мелочах (хотя  бы  среди  своих), то  есть  личная  забота  каждого  о  совести  и  нравственности, не  исключая  религиозных  обрядов, а  внося их  в  повседневную  жизнь (старообрядцы). Нравственность, зацементированная  тысячелетними  обычаями, вспомним  наших  бабушек и  дедушек до 80-ых  и  лихих  90-ых   (войну  выиграли  и  отстроили  фундамент  для  всех  наших прошлых  и  нынешних  достижений верующие и  высоконравственные люди, верующие  обязательно внутренне  и  не  обязательно  внешне). Общие  прекрасные черты  перечисленных  народов: общинность, единство (у  евреев  не  было,  и  нет  аристократии), отсутствие  глубинной  внутренней  агрессии и  воинственности, чувство  юмора, чувство стыда, милосердие  и  сострадание, тяга  к  созидательному  труду  и   умственному,  и  физическому, врождённые  таланты  и способности,  как  к  ремёслам, так  и  к   научной  и  творческой  деятельности. Обратная сторона медали – гордыня, чувство богоизбранности. Революции, войны, геноцид, террор, Чернобыль, Спитак – последствия  гордыни. Дали много, спросят строго. Наблюдая  особенно  за  современной  Европой, очень  легко  назвать  «мёртвые» страны  и  народы. Но  плохих  и  тупых рас,  народов, наций, национальностей, стран  не  существует. Пока  ещё  есть  отдельные  не  очень  воспитанные  люди  среди  всех  рас, народов, стран   без  исключения.
Автор.
Я  поделился  переработанной  информацией  из  книг  моих замечательных  учителей,  наших  современников: Лазарева  Сергея  Николаевича  и  Щедровицкого Дмитрия Владимировича. Очень  всем  рекомендую  познакомиться  с  их  творчеством.
Автор
 январь 1998 года Камчатка, Елизово – ноябрь 2015 года.  Крым, Саки.


Рецензии