Человек со сломанным носом для салона отверженных

Но прежде всего Огюсту было нужно зарабатывать на жизнь, и в течение последующих нескольких лет Роден берется за любую работу ради денег, испытывает материальную нужду, выполняет различные заказы, не приносящие ни славы, ни солидного заработка: отливает фигуры в металле, обтесывает мрамор, изготавливает модели, гипсовую лепнину, декоративные орнаменты, реставрирует общественные монументы.
Он по протекции Лекока поступает к декоратору месье Крюше за пять франков в день лепит орнаменты. После неудачной попытки поступить в Большую школу Роден полностью утрачивает веру в возможность работы скульптором, считая, бюст его отца будет последней скульптурной работой.       
Наполеон III официально заявил, что до него дошло известие о том, что Парижский салон отвергает оригинальные работы, вызывающие общественные протесты. В целях проверки обоснованности подобных слухов и домыслов Его величество дает разрешение выставить отвергнутые Салоном работы на публике во Дворце промышленности. Открытие выставки этих работ запланировано в мае 1863 года.         
И действительно, так называемый «Салон Отверженных» начал свою работу 15 мая, в то время как официальный салон открылся двумя неделями раньше - 1 мая. С самого начала экспозиция притягивала большое число посетителей. По воскресеньям число посетителей достигало четырёх тысяч. Выставка оказалась зрелищем куда более увлекательным, чем официальный Парижский салон. Пресса посвящала живописцам, выставленным в «Салоне Отверженных», все более обширные статьи, так что в прессе курсировала шутка о том, что художники, выставленные в официальном салоне, надеются в следующем году быть отвергнутыми жюри и привлечь тем самым к себе особое внимание.
Посетив выставку Наполеон III объявил ее художественный уровень представленных на ней работ вульгарным, скандально низким и даже оскорбительным, но продолжал гордиться открытием салона, как актом собственного великодушия.   
Результатом устремлений Родена к познанию и отражению природы человека, а главное натуралистичности, явился тот самый «Человек со сломанным носом», которого сам Роден считал единственно достойной работой раннего периода.
Совершенно естественно, что денег для приглашения профессиональных натурщиков у Родена, перебивающегося разовыми и временными заработками, не было. Поэтому зимой 1863 года он взялся лепить бюст местного бродяги, по прозвищу Биби, постоянного завсегдатая злачных мест и частенько забредавшего в мастерскую Лекока в надежде согреться и, если повезет, перехватить стаканчик дешевого вина. Биби согласился позировать за приемлемую для Родена плату — тарелку супа и стакан вина. При кажущейся простоте задачи, поиск нужного образа продолжался ровно год. Именно этот бюст был впервые подписан авторским именем «О. Роден» для представления в Салоне.      
Работа над бюстом Биби отличалась от всех предыдущих необычайной экспрессией. Странное лицо с глубокими морщинами на лбу и горькими складками у рта несло печать страдания и одновременно достоинства, столь свойственного представителям парижского дна. Сломанный нос только усиливал выражение внутренних мучений. Созданный Роденом образ вызвал единодушное одобрение его друзей. Они говорили, что портрет «прекрасен, и не уступит античному». И Огюст уверился, что работа настолько хороша, что ее можно представить Салону 1864 года.
Но однажды, когда выдался необычайно морозный день, в конюшне-мастерской, которую Роден снимал на те последние 120 франков в год, которые шитьем заработала для него Роза Бере, стоял такой ледяной холод, что бюст дал трещину и раскололся: задняя часть головы отвалилась, а на постаменте фактически осталась только маска.
В результате этого погодного воздействия экспрессия образа значительно усилилась.
И все же Роден набрался смелости представить работу в таком виде Парижскому салону, аффилированному со Школой изящных искусств, который не смотря на всю критику в его адрес, являлся с XVII века по сути единственной художественной выставкой Франции.
Совершенно очевидно, что консервативное Жюри, отбиравшее произведения для Салона, было ориентировано на традиционные академические вкусы и стили, преподававшиеся в то время в школах изящных искусств. Внутри жюри разыгрывались бесконечные интриги из-за принятия работ определенных художников, ибо презентация работ на Парижском салоне и положительные отклики прессы давали возможность не только быть отмеченным премией, но служили важным шагом к финансовому успеху и благополучию художника. Отвергнутые работы редко находили покупателя и даже некоторое время отмечались печатью «R» (фр. Refus;) — отказано.
Скульптура Родена, выражавшая восхищение скульптора мужественным, некрасивым, покрытым морщинами и шрамами лицом в качестве уникального явления, достойного стать предметом искусства, и бросившая вызов академическим канонам красоты, по понятным причинам была единогласно отклонена.
Не ясно, ставил ли целью Роден подняться до широкого обобщения и выразить этим изуродованным лицом типичную драматическую судьбу большинства простых французов первой половины XIX века, но сам скульптор считал эту работу настолько удачной, что спустя десять лет в 1875 году снова представил «Человека со сломанным носом» Салону.
На этот раз работа была выполнена в качестве полноценного мраморного античного бюста, и что не удивительно, была благосклонно принята жюри. Вот и верь после этого изысканному французскому вкусу.
Сам Роден часто повторял:
— Обыватель воображает, что то, что ему кажется безобразным, не может занять художника. Он охотно наложил бы запрет на все, что ему не нравится и шокирует его в природе. Это глубокое заблуждение с его стороны. Так называемое безобразное в природе может сделаться прекрасным в искусстве.
Существенное дополнение к сказанному выше: для осуществления такой метаморфозы всего-то необходимы воля, руки и талант настоящего гения.   


Рецензии