Кто кого обманул

Нартский эпос

Часть V Сырдон

Хитер Сырдон*, но иже мудрым,
Он мог любого обмануть.
Случилось то однажды утром,
Пришли все старшие к нему.

Дом, помните, был за селеньем,
Где речка, сделав поворот,
Уносит воды с вдохновеньем
В долину, взрезав жизни ход.

И там в долине в сочных травах
Сырдон барана враз взрастил.
Огромным стал тот, величавым,
Глаза всем нартам он застил.

Собрались как-то на нихасе**,
И стали думать и рядить.
Как обмануть его в проказе,
Барана съесть, не пощадить.

Сырдон был тут же, но в сторонке,
Как подобает ранг его.
Хамыц*** позвал его для «ломки»:
«ГатАга**** сын, иди, ракло*****».

Сырдон ответно торопливо:
«Хотят что Старшие сейчас?!»

Хамыц, прищурившись, пытливо:
«Ты, верно, знаешь в этот раз.
Грядет, приходит день потопа,
И не спасется там никто.
Давай барана в три прихлопа
Зарежем и съедим за то.
Вон берег речки, мы в потребе
Зарежем, сжарим шашлыки.
Пусть Бог любуется на небе,
Ты ж благодарству, волоки».
Уставясь твердо взглядом в землю
Сырдон ответил, не таясь:
«Пусть все болезни ваши съем я,
Ну, раз потоп, то не щадясь
Пусть мой баран лишится жизни,
Съедим его на берегу.
На этом жизни катаклизмы
Пускай закончатся в бегу».

В день солнечный собрались нарты
На берегу реки, волок
Сырдон барана, всё с азартом
Невольно-вольно приволок.

И там под деревом чинарой
Разделал быстро без прорух.
И, взгляд, укрыв свой вдрызг лукавый
Сел, обратившись в зримый слух…

А нарты, не подозревая,
Сидят и травят байки там.
Глаза слипаться стали, бают:
«Что ж освежимся мы к шутам».

«Отлична мысль!», - полезли в воду,
Не зная, что Сырдон… не тронь.
Одежду всю их в ту субботу
Сберёт и бросит враз в огонь.

Вот освежились и на берег…
И руки трут - ждут шашлыки…
Хотят одеться без истерик,
Но нет одежды у реки.

«Одежда где?!» - гул взвыл в вопросе,
«Не видел, кто её унес?!».

Сырдон в ответ: «В огонь подбросил
Её я сам без дум и слёз!
Конец же мира! Вам не сложно
Понять настает пусть на раз. 
Его ведь голым встретить можно,
Вот и встречайте здесь сейчас».

Переглянулись нарты бегу
Той мысли правильной, скрипя:
«Кто козни строит человеку,
Тот строит козни для себя!»

*)Сырдон  (диг. Сирдон) - герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы, в котором переплелись черты характерные для трикстера и культурного героя. Особенность его эпического образа в нартиаде заключается в том, что он развивался не в героическом, а комическом и бытовом плане. Нарты назвали Сырдона коварством неба и хитростью земли
**)нихас – ныхас или нихас (осет. Ныхас - буквально «беседа, речь, разговор») - название места собраний, игравшее роль общественной самоорганизации осетинского общества. В нартском эпосе ныхас обозначает место общих собраний нартов. В общественной жизни осетин с древнейших времен нихас играл важную роль. Термин «нихас» в буквальном смысле значит «разговор»
***)Хамыц (осет. Х;мыц) - герой осетинского нартского эпоса, близнечный брат Урызмага; часто его называют «булатноусый». Хамыц происходил из рода Ахсартагката. Хамыц не совершал подвигов, был легкомысленен
****) Гатаг или другой вариант - Батаг - водный дух, отец Сырдона из нартского эпоса. Гатаг, будучи владыкой вод, мог лишить нартов доступа к воде. Но он был благосклонен к нартам и вёл с ними дружбу. Он подарил им мельницы на своих реках. Нарты почитали Гатага больше всех из водяных духов.
*****)ракло - тж. собир., жарг. мелкий воришка; босяк


Рецензии
интересно рассказано о бытие маленького и гордого народа Кавказа

твой цикл достоин внимания каждого читателя, Игорь

vvt

Вадим Тишин   23.07.2024 01:18     Заявить о нарушении
Очень рад был услышать твою оценку, Вадим. Спасибо. С уважением, Игорь

Игорь Апрельский   29.07.2024 05:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 60 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.