Уроки терпения и смирения - 2

     КАК ЖЕ ПРАВИЛЬНО ПЕРЕНОСИТЬ СТРАДАНИЯ?

     На этот вопрос священник Даниил Сысоев даёт исчерпывающий ответ в день "Поклонения веригам апостола Петра".
     Иерей Даниил Сысоев, кандидат богословия, известный миссионер и проповедник, был настоятелем храма апостола Фомы на Кантемировской в Москве. До этого он служил на Крутицком подворье, где служил и отец Николай.
     В ночь на 20 ноября 2009 года отец Даниил был застрелен в храме, приняв мученическую кончину, о которой мечтал, любя Господа всем сердцем и отдавая Ему все свои силы и способности. Донести благую Евангельскую весть как можно большему количеству людей было главным желанием и целью отца Даниила.
     Те, кто стрелял в него, хотели бросить вызов Церкви и Богу, но они просчитались, Бог поругаем не бывает, а кровь мучеников – это семя христианства.
     Отец Даниил взошел на свою Голгофу в храме, который строил, подобно древнему пророку, приняв смерть между алтарем и жертвенником. Несмотря на его безвременную кончину, его миссионерское дело продолжает жить и возрастать, принося свои плоды. Все новые и новые люди продолжают приходить к свету Христову, к источнику воды живой, хранимому в лоне Православной Церкви.
               
     «Священное писание рассказывает, что апостол Петр был неоднократно ввержен в темницы. Первый раз он был посажен в тюрьму в Иерусалиме, когда Ирод решил вывести на казнь. И, как говорят "Деяния апостолов", накануне казни апостол Петр лежал и мирно спал, прикованный двумя кандалами к стражам. "И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его" (Деян.12,7). Петр встал, надел сандалии, препоясался и пошел за ним. Пред ним открылись закрытые ворота, и он, пройдя несколько ступеней по улицам Иерусалима, вдруг увидел, что ангел исчез, и понял, что это не видение, он был действительно освобожден ангелом накануне своей собственной казни.
     После этого он отправился из Иерусалима проповедовать Евангелие Царствия Божия в Антиохию, потом на территории нынешней Турции. Закончилась его проповедь в Риме, где он был вновь ввержен императором Нероном в темницу Навертинской тюрьмы для особо опасных государственных преступников - в нижнее отделение, в каменный мешок, закованный в кандалы. Он обратил всех обитателей камеры в христианство. Там не было воды, он помолился Богу - и по его молитве из камня потекла вода, которая льется до сих пор из этой темницы, и в этом источнике он крестил всех обитателей этой тюрьмы. После этого он прославил Христа, будучи распят вниз головой по его собственной просьбе. В Риме вместе с ним были казнены его жена и его дочь - мученица Капитуя.

     Кандалы, которые носил апостол Петр, верующие сохранили, они выкупили их у стражников, и эти кандалы почитались как источник исцеления. Многие люди, на которых возлагались эти оковы, получали многочисленные исцеления, получали великую помощь благодати Божией. Эти оковы до сих пор находятся в Риме в великом приделе апостола Петра. Эти оковы являются зримыми следами страданий апостола. Часто бывало, что одежда, которую носили апостолы или святые, имела целительную силу, потому что
благодать Божия охватывала всего человека и все, что его окружало. Как в раю Адам, еще верный Богу, давал безсмертие всему миру, так и здесь наша одежда может быть причастна благодати Божией. Вериги являются свидетельством страданий апостола, и они являются для нас образцом не только почитания как некоторой святыни, но еще и образцом перенесения страданий.
     Как говорит апостол Павел, друг апостола Петра: «Верующий в Бога все поспешествует во благое». Надо правильно учиться переносить страдания, так, чтобы они приносили духовную пользу. Часто люди страдают и думают, что нужно только перетерпеть, скрипя зубами, тихо превращая в порошок все, что попадается на зубы, и все на этом заканчивается. Страдания не случайно посылаются Богом. Бог посылает страдания по трем причинам:
             1. Чтобы научить больше этот грех не делать.
             2. Чтобы предотвратить грех.
             3. Для того, чтобы человек, перенеся страдания, получил небесный венец (как святой Иов или как апостолы, которые страдали за имя Христово.
     В любой ситуации страдание имеет большое духовное значение. Как сказал один писатель, это некий духовный рупор, в который Бог кричит нам, если мы Его в обычной ситуации не слышим. Поэтому надо научиться слушать и понимать, зачем пришло к нам страдание. Нужно понять, для какой цели нам дано страдание.  Именно для какой цели, а не за что. Да, элемент воздаяния есть, но это не главный элемент. Главное то, что страдания могут нас чему-то научить. Это очень важно использовать.
     Например, у человека, страдающего привычкой к самохвальству, заболела голова – тут уже не до самохвальства. Ты думаешь, что у тебя все получится, а у тебя зуб заболел – и все, один больной зуб тебя всего этого лишает. Или человека предали друзья, он страдает, он надеялся счастье на земле построить, но у него не получилось, и Господь, таким образом, учит нас, чтобы мы к небесам стремились. Он нас отрывает от земли, к которой мы прилипли.
               
     Смысл человека – иметь лицо, устремленное в вечность. И в страдании надо ставить вопрос «для чего?». Не поставив этого вопроса, мы рискуем получить повторный урок. После страдания, как продышались, нужно сказать: «Слава Богу за всё!», потому что, не поблагодарив Бога, мы не сможем найти выход, понять, зачем все это нужно. Сказать нужно даже тогда, когда не хочется говорить, когда кажется, что это лицемерие.
     Нам дьявол голову заморочил тем, что мы должны благодарить Бога только тогда, когда мы чувствуем к Нему благодарность. Это чушь. Чувствуем благодарность или не чувствуем – это вопрос второй. Мы должны заставить себя благодарить Бога, и постепенно благодарность Богу придет, потому что мы увидим смысл того, что произошло. Поблагодарив Бога, нужно сказать «для чего?».  «Не «за что?» — это надо отложить в сторону, кроме очевидных безобразий, в которых нужно прийти и покаяться, священника пригласить, если болеете и покаяться.
     А так нужно задавать вопрос: «Что нам Бог хочет показать? Что Он хочет найти?
     Например, бабушка почти ослепла в последние годы своей жизни и спрашивала, зачем она живет, что в предыдущих грехах она покаялась, все свои грехи вспомнила, больше так не делает, всю свою жизнь по Евангелию проанализировала и не понимает смысла ей дальше жить слепой. Но Бог хотел научить эту женщину богообщению, не просто очиститься, а научить её молитвам. И человек вскоре понял, зачем ему страдания, и ушел из этого мира спокойным и радостным.
     Нужно найти, для чего сейчас страдания. Ни в коем случае нельзя пытаться мыслить шаблонно. Бог абсолютно одинаковыми страданиями может лечить разные беззакония, может учить разным добродетелям. Один человек может заболеть проказой в наказание за какой-то грех, а другой может получить проказу, чтобы победить дьявола. А третий может заболеть проказой, чтобы явилась на нём слава Божия, как над прокаженным в Евангелии.
     Нам надо найти не вообще причину, потому что вообще причин нет, есть частная причина, точка зрения Бога на конкретного человека, потому что Бог управляет каждым человеком лично. Он вступает в личный контакт, у Него нет масс. Если сектанты говорят, что им нужны толпы, которые они хотят покрестить, то Богу нужны личности. Он общается лицом к лицу с каждым отдельным человеком. Поэтому надо искать смысл страдания в конкретном случае.
     Как искать? Углубляясь в слово Божие, углубляясь в молитву, и при этом обязательно набраться терпения. Потому что терпение — это обязательное условие понимания страдания. Если я бушую, кричу, кидаюсь на всех окружающих в меру своих возможностей, то, как я могу что-то услышать. Во время страданий недопустимо говорить, что страдаю и поэтому имею право на скандал. На скандал человек не имеет права никогда, это уловка дьявола, который хочет нас не допустить получить пользу от страданий.
               
     Давайте учиться пользоваться, будучи в терпении, уметь успокоиться, уметь за всё благодарить Бога, молиться Богу, и об облегчении страданий в том числе, потому что Бог не требует от нас в обязательном порядке молиться о том, чтобы мы продолжали находиться в том же состоянии. Мы можем молиться и об исцелении, нам дано такое право Богом. Если мы болеем, мы должны пособороваться. Если страдаем душевной болезнью, мы должны излечивать душу при помощи Таинства Причастия в частности, которое утоляет страдания души человека.
     Но главное, при этом мы должны искать еще и смысл: «зачем?», а не «почему?». При этом мы должны в течение всего этого процесса не забывать благодарить Бога до того, как поняли; во время того, как поняли; в тот момент, как поняли, зачем и как это произошло. А поняв, нужно реализовать то, что Бог хотел. Понял – сделай.
     Это всегда было в христианстве, есть заповедь, изволь исполнить. Есть воля Божия – изволь подчиниться. Есть повеление Создателя – изволь его реализовать.  «Царство Божие не в слове, а в силе» (1Кор.4,20), как говорит апостол Павел. Давайте учиться этому, тогда и наши страдания станут столь же чудотворными, как страдания апостола Петра, бывшего в темнице и при этом победившего грех, дьявола и прославившего Бога через страдания.   
     Господь, предсказывая страдания апостола Петра, сказал, что он таким образом прославит Бога. Так и произошло, он прославил Бога своими кандалами, которые переполнены славой Божией, благодатью Божией. И наши страдания тоже могут наполниться ею, если мы за них поблагодарим. Да поможет нам в этом Бог Всемогущий. Спаси Господи!».


Рецензии