Конкурс - Метаморфозы жанра в июле 2024

Друзья! Июль - и хочется расслабиться. Например, написать что-нибудь без рифмы. А почему нет? Есть белые стихи. Но это широкое понятие, мы стараемся войти в рамки жанра, а он определяется или темой или формой. Остановимся на этот раз на последнем...


         Итак, ИЮЛЬ - 2024 объявляется месяцем жанра:

                СИНКВЕЙН

   Синкве;йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

   В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Но мы оставим педагогику, а обратимся к поэзии и её истокам. Изначально, считается, что в синквейне не должно быть рифмы от слова совсем. Считается, что эта поэтическая форма сродни белым стихам. С них и начнём забираться.

    Практически одновременно с закреплением в русской поэзии силлабо-тоники стали появляться и всё активнее внедряться разновидности её формы, хорошо известные в  современном русском стихе, отличающиеся меньшей степенью урегулированности и не вписывающиеся в канонические схемы силлабо-тоники. Прежде всего это сказалось на использовании рифмы и поэтической метрики. Сегодня широко используются так называемые белые и холостые стихи.

   Белый стих стал прямым потомком безрифменных стихов, к которым относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример античного безрифменного стиха:

О том, что ждёт нас, брось размышления,

Прими, как прибыль, день нам дарованный

Судьбой, и не чуждайся, друг мой,

ни хороводов, ни ласк любовных.
                (Гораций)

    Белые стихи, в отличие от безрифменных, - это сознательное отступление от сформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём. В этом отношении белому стиху подобен свободный стих (верлибр), но он отказался не только от рифмы, но и от ритмики, размерности. То есть верлибр скорее проза в стихах, чем стих.

     Можно сказать, что изначально русская поэзия в отличие от западноевропейской и американской характерна особенным вниманием поэтов к рифме. Но уже В. Тредиаковский (старший современник М. Ломоносова), увидев основу стиха не в рифме, а в ритме, метре, пренебрежительно назвал рифму "детинской сопелкой". Он первый стал писать гекзаметры - белые шестистопные стихи. Вслед за ним А. Кантемир перевёл "Анакреонтовы песни" и "Письма" Квинта Горация Флакса". Этот факт свидетельствовал о том, что поэты-силлабисты считали главным в стихе не рифму, а, как писал Кантемир, "некое мерное согласие и некой приятной звон", т.е. метрический ритм, стопный размер. Если белый стих гекзаметра и других античных размеров были приняты в русской книжной поэзии без спора, то белые стихи в других размерах не сразу привились в практике поэтов. Наиболее решительным защитником белого стиха в начале 19-го века был В. Жуковский. Его поддержали А. Пушкин, А. Кольцов, отчасти М. Лермонтов. Далее белый стих перестаёт быть редким явлением в русской поэзии. Отсутствие рифмы не лишает белый стих поэтических достоинств. Основные компоненты стиха - ритм, образность языка, клаузула (окончание строки) и пр. в белом стихе сохраняются.

    Хотя строки белого стиха и лишены рифм, они нисколько не хуже рифмованных. В европейской поэзии созвучия лишь подчёркивают края стихов, ритмических рядов. Произведение, написанное белым стихом, не имеет той композиции звуковых повторов внутри строфы, которую мы обычно называем "рифмовкой". Но оно может иметь повторяющуюся в строфах последовательность клаузул (стиховых окончаний).

В теории стихосложения установлено четыре типа стиховых окончаний - клаузул: мужские, женские, дактилические и супердактилические. Их отличие заключается в числе безударных слогов в окончании строки после последнего ударного слога.

   Как и в рифмованном стихе, все строки белого стиха могут оканчиваться только мужскими, только женскими или дактилическими клаузулами; в другом случае клаузулы разных типов могут следовать попарно, либо тем или иным образом чередоваться.
Белый стих преимущественно используется в силлабо-тонике. Он невозможен в такой разновидности тоники, как акцентный стих, по сути являющийся рифмованным верлибром.

   В русской литературе отчётливо различаются оформившиеся традиции: во-первых, использования белого стиха в первую очередь в лирических и драматических жанрах, а во-вторых, его применением в произведениях с определённым силлабо-тоническом размером. Так, белый 5-стопный ямб пришёл в Россию из Англии, от исторических хроник и трагедий Шекспира. Подобным образом написаны А. Пушкиным "Борис Годунов" и "Маленькие трагедии", А.К. Толстым - "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Фёдор Иоаннович" и "Царь Борис". Уже в первой половине 19 века эта форма распространилась на лирику и укоренилась в элегиях.

  Белый 4-стопный хорей, напротив, применялся в эпических жанрах, начиная с переводов В.А. Жуковского. В конце 19 века И.А. Бунин перевёл этим размером "Песнь о Гайавате" Лонгфелло, а вскоре эта "героическая" форма определила метризацию прозаической "Песни о Буревестнике" М. Горького.

    И, наконец, белый стих в русской поэзии традиционно связан с интонацией философствования, с изображением внутренней душевной рефлексии. В начале 20 века с этой целью к форме белого стиха обращался А. Блок ("Вольные мысли"). Практически все поэты "серебряного века" не обошли своим вниманием белый стих.

   Именно на этой философской ноте мы остановимся и вернёмся к нашему жанру
                СИНКВЕЙН.

   Он возник в США в начале двадцатого века под влиянием японской поэзии. Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси,  опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка.

       Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

В каждой строке заранее определены количество слов и даже возможные части речи:

1. Герой стихотворения (или его тема) — одно существительное (допускается использование местоимения);

2. Описание героя (темы) — состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих её. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

3. Действия героя — три глагола;

4. Фраза о герое (4 слова, но не обязательно) — любые части речи; это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой автор высказывает свое отношение к теме.

5. Заключение (ассоциация с первым словом) - обычно одно существительное.

    Союзы, предлоги и междометия можно использовать свободно в любой строке.

1.    Синквейн может быть абсолютно БЕЗ РИФМЫ, но при этом, подобно белому стиху, необходима чёткая ритмическая организация, включая организацию клаузул, строчных окончаний, о чём сообщалось выше.

2.    Есть другой вариант - РИФМОВАННЫЙ СИНКВЕЙН. В синквейне может быть либо одна рифма на все пять строк, либо две (тогда возникают варианты рифмовки), но нерифмующихся строк в таком случае быть не должно.

   События проходят только в настоящем времени. Пунктуация минимальна. В этом нам в помощь восточная поэзия. Проект "Лепестки сакуры"  - в помощь.

Пример:

Синквейны
Легки и затейны.
Плетут, расшивают и нижут...
В рисунке их и настроенье
Кусочек Парижа.
                (автор — Немой берег)


Существуют более сложные варианты синквейнов:

 -  Обратный синквейн (Reverse cinquain) — с обратной последовательностью стихов;
 - Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
 - Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;
 - Корона синквейнов (Crown cinquain) — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;
 - Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) — аналог венка, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.

    Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на различном количестве слогов в каждой строке: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, общее количество слогов — 22 (в хайку — 17, в танка — 31).

   Обратный синквейн (Reverse cinquain) — с обратной последовательностью стихов (2—8—6—4—2);
Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;

  Уделим немного внимания и тематике. Она может быть любой. Но мы остановились на философской ноте не зря. Жанр применяется в дидактической литературе, где предполагается, что пишущий синквейн знает предмет, о котором пишет, и обладает достаточным набором слов. Таким образом, можно писать очень красивые синквейны на знакомую тематику. Лаконичность, чёткое формирование характеристики, образного восприятия, умение делать выводы, находить удачное сравнение. Каждое слово на вес золота! И эта практика для поэта очень полезна.

   Как видим, подходы могут быть разными - от традиционных, имеющих большое влияние восточной поэзии, до рифмованных текстов. Жанр находится в развитии. А это то, что надо для нашего проекта "Метаморфозы жанра". Давайте и мы поучаствуем в этом!

ИТАК, постараемся выявить некоторые  особенности ЖАНРА ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ СИНКВЕЙН:

• представляет собой ПЯТИСТИШИЕ, как основу, но могут быть различные комбинации
• тема может быть любой, но философская направленность прослеживается из возникающего ассоциативного ряда, когда автор пропускает информацию через своё восприятие, укладываясь в чёткое формирование характеристики и мысли, делая выводы об описываемом
• настоящее время, что характерно для восточной поэзии ассоциаций здесь и сейчас
• длина строк (строгое чёткое количество строк), наличие рифм или их полное отсутствие - есть разные подходы к жанру
• силлабо-тоническая система стихосложения - ритмическая организация обязательна, что свойственно для белого стиха, без рифмы
• Предельный лаконизм: определены части речи и количество слов заранее по схеме. Предлоги и служебные части речи обычно не считаются.
• никакого сюжета, только описание и авторская оценка описываемого
• использование идиом, пословиц, аллюзий и прочих речевых находок, особенно в в 4 строке - приветствуется
• скудные средства выразительности, но вот образная линия, сравнения предпочтительны


Удачи и вдохновения!

   По объёму никаких ограничений! Но не забываем, что речь идёт о 5-ти строчной миниатюре, как основе.
               
******************************************************

   Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в ИЮЛЕ 2024-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к РАЗДЕЛУ "ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ - ЗАПАД, СОНЕТЫ, КАНЦОНЫ, РОНДО"

   Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения, которое можно отнести к  ЖАНРУ СИНКВЕЙН, ОПУБЛИКОВАННОГО В ИЮЛЕ, и  не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.

  Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение опубликованное в ИЮЛЕ 2024 года. Будем внимательны! Принимаются стихи ИЮЛЯ, написанные до начала открытия статьи конкурса, если автор уверен в соответствии требуемому жанру.

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

   Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!

Порядок заявки:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца ИЮЛЯ. Затем 1 АВГУСТА 2024 года будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)

Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!
_______________

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   01.08.2024 02:14     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.