Как филологи разбирают стихи

Попался мне тут интересный разбор стихотворений одного поэта Александром Мурашко. И мне он понравился, предоставляю его и вам почитать.

ПОЭЗИЯ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ ГЛУБИННЫХ СМЫСЛОВ БЫТИЯ
(Беглые заметки по мотивам произведений Юрия Корчагина)

Люди познают окружающий мир органами чувств и разумом. Однако только наблюдениями, экспериментами и рациональным мышлением невозможно до конца постичь внутреннюю суть многих предметов, событий, явлений, поскольку некоторые аспекты действительности не укладываются в рамки привычного опыта и формальной логики. Зато подсознание, скорее всего, как-то связано с основополагающими смыслами бытия и отражает их в ирреальных видениях, символических предчувствиях, интуитивных озарениях. Испытывать подобные состояния способны истинно творческие личности – такие, как наш современник, замечательный литератор Ю. Корчагин. По профессии он архитектор. Стихами увлёкся после выхода на пенсию в 2021 году и на лавры профессионального поэта не претендует. А по-моему, Юрий зря скромничает: пишет-то он как профессионал. Вот одно из его произведений:

Предчувствие…

Нет, осень быть не может молодой…
Она роскошна в грусти увяданья,
Ей нравится быть ветреной, хмельной
В багряном платье страстного свиданья…

Распутница – с распутицей дорог,
Обманщица - с холодными ночами,
Лжив слез её раскаянья поток
И обнаженье дерзкое ветрами…

Всё прах и тлен… И снова с нею мы
Впадём в озноб предчувствия зимы,
Чтоб ждать с небес пушистый снежный саван -
Хрустально - чистый, белый, самый - самый…

Свидетельствую как специалист, регулярно просматривающий в интернете значительные объёмы поэтического контента: здесь не часто встречаются творения такого уровня - высокохудожественные, почти безукоризненные с точки зрения содержания и формы.

Наверное, я не сильно согрешу против истины, если скажу, что об осени писали и пишут все стихотворцы: уж больно колоритное, богатое на ассоциации это время года. К сожалению, весьма многие произведения данной тематики не отличаются оригинальностью. Оно и понятно: из-за огромного количества таких произведений избежать повторов почти невозможно. Вот и кочуют чужие художественные находки от автора к автору. А разбираемое творение блещет новизной - у Юрия осень своя, ни на чью не похожая. Это дорогого стоит.

Осень в стихотворении хоть и «роскошная», но «ветреная» (в смысле поведения), «хмельная», к тому же ещё и лживая «обманщица», «распутница». Какие самобытные, образные характеристики! И очень ёмкие по своей художественной сути.

Читаю об осени, а в воображении сей образ замещается образом женщины немолодого возраста, знающей, что её бабий век на излёте. Она всё ещё привлекательна и даже «роскошна в грусти увяданья» и хочет сполна использовать время, отпущенное ей для плотских радостей. И потому ведёт себя «ветрено» - порой как «распутница» и «обманщица», нередко бывает «хмельной», в вызывающем наряде («багряном платье») бегает на «страстные свиданья» и позволяет поклонникам («ветрам») «обнажать» себя…

В жизни каждого человека рано или поздно наступает осень. Что она значит для нас? У автора нет ясного ответа на этот вопрос. Но предчувствие, воплощённое в образе савана, ненавязчиво понуждает читателей к поискам истины.

Небесный «саван – хрустально-чистый, белый, самый-самый…» в моём понимании – это символ посмертного таинства, завершающего процесс очищения и просветления души. Очень важно не дожидаться перехода в иной мир, а прямо сейчас искренне раскаяться в грехах и попытаться, насколько это возможно, исправить допущенные ошибки. И не надо панически бояться смерти, запрещать себе думать о ней, ведь она – естественный и неизбежный процесс. Так что приготовиться к ней совсем не лишне. А ещё хорошо бы перестроить оставшуюся жизнь с учётом открывшихся смыслов.

Богатое содержание облечено здесь в изысканную форму. Словно драгоценные камни, сверкают неповторимой красотой метафоры, сравнения, эпитеты и другие художественные тропы. Язык выверенный, грамотный. Соблюдено стилевое единство. Ритм нигде не нарушен. Приемлемого качества рифмы. Всё это свидетельствует о высоком литературном мастерстве поэта.

Человек, как существо социальное, способен выжить только в сообществе себе подобных. И потому призывы ставить общественные интересы выше личных – не прихоть сторонников государственности, а насущная необходимость, фундаментальная основа нашего существования. Об этом – стихотворение Юрия «Я помню день…»:

Я помню день, когда скончался дед.
Из раскулаченных. В прорыве к Ленинграду
В *Мясном бору убит был, но воскрес,
Спасибо доктору! Вернулся в сорок пятом…

Крестьянская закваска плюс семьЯ,
Хоть мертвый, но вставай, иди работай…
Двухжильным был, но лишь на трудоднях
Дом не поднять никак без огорода.

Как наждаки, мозоли на руках,
Дед усыхал, старел, но не сдавался…
Он в этот день хотел косить в лугах,
Отбил литовку, до зари поднялся,

Чтоб по росе… сподручней как-никак,
В котомке хлеб, бутылка молока,
Брусочек. Он с косою на плечах
Шел на восход… но вышло - на закат...

А я проспал, еще был слишком мал -
Совсем сопля... А нынче - старше деда.
Он о войне мне слова не сказал…

Осколочек трофейный, как торпеда,
Родное сердце на заре догнал…

(*Мясной бор – самое страшное место ВОВ, здесь при попытке прорыва блокады Ленинграда погибло не менее 200 000 наших солдат. - Примечание автора).

В этом небольшом произведении, как справедливо отметила Елена Курчатова в комментарии к нему, отражена судьба не только отдельно взятого россиянина, но и всего нашего народа.

Рассказчик поведал, что семья его деда в период коллективизации, то есть в тридцатые годы прошлого века, была раскулачена. В то время не только зажиточные крестьяне, но и многие другие граждане незаслуженно пострадали от массовых репрессий. Скорее всего, они испытывали сильную обиду на тогдашнюю власть. Но грянула Великая Отечественная война, и все обиды, разногласия ушли на задний план: нужно было сообща защищать родную землю, свои семьи.

Дед рассказчика мужественно сражался с фашистами. Был тяжело ранен и еле выжил. Домой вернулся в сорок пятом с «трофейным» осколком в груди. В колхозе его ждал тяжёлый труд, за который почти не платили: страна остро нуждалась в средствах на восстановление разрушенного войной хозяйства. Семью деда, как и всех тогдашних крестьян, выручал огород, который тоже требовал много времени и сил. Приходилось работать не покладая рук от зари до зари. Изнурительный труд окончательно подорвал здоровье раненого фронтовика, и он умер прямо по пути в луга, куда спозаранку отправился на сенокос.

Лирический герой – человек простой, плоть от плоти своего народа. Было бы странно, если бы автор нарисовал его портрет, используя экзотическое сочетание словесных красок, усложнённую образность. Форма произведения, как и сам герой, весьма простая. И это в данном случае совершенно оправдано, потому что витиеватые красивости, заумная метафоричность здесь просто не к месту.

В предыдущих абзацах я попытался своими словами изложить событийную основу разбираемого творения. Как ни старался, получилось высокопарно, слащаво, излишне пафосно – одним словом, не очень убедительно. Юрий сумел избежать пропагандистского уклона, прибегнув пусть и к простым, но исключительно художественным средствам выразительности. И потому его рассказу безоговорочно веришь.

Прокомментирую хотя бы несколько художественных троп. Например, вот эту гиперболу: «…Убит был, но воскрес». Мы с вами, скорее всего, сказали бы «Был ранен, но выжил», так нам привычнее. Не надо быть специалистом, чтобы сделать вывод: вариант Юрия куда экспрессивнее нашего и более богат ассоциациями. Но на то он и поэт, чтобы писать образно.

Лаконично и в то же время очень выпукло, ярко автор изобразил физический и духовно-нравственный облик «двужильного» мужика (так в народе называли и называют людей, которые много и тяжело трудятся). Герой произведения находился в таких условиях, что будь ты «хоть мёртвый, но вставай, иди работай», иначе семье не выжить. И он работал - на пределе сил, до изнеможения. И потому «усыхал, старел, но не сдавался». Боже мой, какая у него сила духа и какая высокая ответственность за судьбы ближних! Ну чем не пример для подражания?!

Отдельно хочу остановиться на следующем отрывке:

Он в этот день хотел косить в лугах,
Отбил литовку, до зари поднялся,
Чтоб по росе… сподручней как-никак,
В котомке хлеб, бутылка молока,
Брусочек...

Здесь нет броских эпитетов, сравнений, метафор и других художественных троп – наоборот, речь почти обыденная. Но выстроена так, что в целом текст воспринимается как высокохудожественная словесная картина. В чём тут секрет? В наличии множества конкретных деталей, описанных предельно реалистично. Их совокупность и рождает в воображении яркие ассоциации. Словно наяву видишь деда, который собирается на сенокос в лугах. Вот он старательно отбивает косу-литовку. Кладёт в котомку краюху хлеба, бутылку молока, брусок для заточки косы. И пораньше ложится спать, чтобы подняться до зари: по росе косить сподручней… Образы сотканы из привычных бытовых подробностей. Умение так писать ещё раз подтверждает незаурядный талант автора.

Герой стихотворения «Я помню день…» всего себя отдал служению семье, обществу, Родине. Сам он, конечно же, никогда не думал о себе столь высокопарно. Но всегда чувствовал, что жить в трудах и заботах – честно и правильно. История его жизни, очень убедительно описанная поэтом, рождает в сердцах читателей такое же ощущение.

Многие стихи Ю. Корчагина стали песнями в результате сотрудничества поэта с композиторами и исполнителями. Считаю уместным познакомить читателей с текстом нижеследующей песни на слова Юрия:

Мелодия для дудочки…
(Сны лета)

Замок на песке,
песни в рюкзаке
наши...
Но без нас в реке
ветер в челноке
пляшет…

Угасает день,
вырастая, тень
хочет
до тебя достать,
чтобы общей стать
к ночи…

Клочьями с небес
с дождиком и без
осень…
Солнышка желток
гасит фитилек
оземь…

В омуте луны
часто вижу сны
лета,
где поет прибой
для меня с тобой
где - то...

Перед нами – великолепный образец утончённой любовной лирики. Здесь буквально каждая фраза расцвечена самобытными поэтическими находками, причём все они самой высокой пробы. Например, метафора «Солнышка желток гасит фитилёк оземь» в художественном отношении умопомрачительно красива. Закатное солнце по цвету и форме действительно похоже на желток сваренного яйца. И одновременно - на пламя зажжённого фитилька. Когда солнце медленно уходит за горизонт, кажется, что кто-то гасит фитиль о землю. Не знаю, как кто, а я этот образ ощущаю почти физически.

Хороши и остальные художественные находки: «ветер», пляшущий «в челноке»; растущая «тень», которая «хочет… общей стать»; «осень», свисающая «клочьями с небес»; «сны лета» «в омуте луны»… Свежо и завораживающе красиво. Такой и должна быть настоящая поэзия.

Приглашаю читателей обратить также внимание на строение строф в данном произведении. Они здесь шестистрочные, причём третья и шестая строчки короче остальных, как бы обрублены. Благодаря этому сложилась оригинальная ритмика, весьма располагающая к написанию музыки. Ну и о рифмах непременно следует сказать хотя бы несколько слов. Многие из них достойны похвалы. Мне лично понравились, в частности, такие созвучия, как «день – тень», «хочет – к ночи» и особенно «осень – оземь», «лето – где-то».

Выше я прокомментировал некоторые особенности художественной формы анализируемого творения. С содержанием и смыслами здесь тоже всё в порядке. Лирический герой осенью вспоминает о летнем времени, проведённом с избранницей сердца в заветном месте у реки, где для них пел прибой. Там они строили замки на песке, катались в челноке, беззаботно пели и любили друг друга. Но по какой-то причине влюблённым пришлось расстаться. Мужчина часто приходит на это место, словно надеясь на встречу, и разочарованно убеждается, что любимой здесь нет - их совместные песни остались в рюкзаке, а в челноке без них лишь ветер пляшет.

Лунными ночами в омуте небесного светила нашему герою чудятся сны лета, и он снова переживает счастливые часы бывших реальных встреч. Потому что любовь даже в воспоминаниях – лучшее из человеческих чувств. Сия истина открылась мужчине в форме ирреальных видений.

Александр МУРАШКО, филолог.


Рецензии
Такое ощущение, что снова, как в двадцать лет, на семинар курса поэтики попала) Но не об’яснение поэзии запомнилось как основа, а вовремя остановленный поток слов(хотя здесь и вправду - поэзия). А вот мне запомнился образец рецензии к стихотворению «Вы сорвали розу под моим окном»: «Великолепно! Емко и образно: вы сорвали розу под моим окном... Достаточно, товарищи. Остальное убрать. Пересказ этого стихотворения одной строки - дело не благодарное - будет похоже на то, что следует за гениальной строкой. Расшифровка поэзии уничтожает поэзию. Хотя, может, для кого-то - единственный способ перевода на человечий.

Бобровская   11.11.2024 22:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.