Кансона на Ходу

Однажды я песни с собой приведу
К далекой подруге моей,
Горлан соловей
Приумолкнет в саду.
Во всем ей признаюсь сполна.
Награды не жду,
Но пусть подивится она.

Когда в незапамятном давнем году
Октябрь горевал у дверей,
Улыбкой своей
У толпы на виду
Сказала, лукава, нежна,
Что мне на роду,
Как сумрак и свет суждена.

И листья, промокшие в черном пруду,
И капли печальных огней -
Все горше ночей
Привечать череду -
И сирой любви письмена
В блаженном бреду
Неслышно прядет тишина.

С сумою моих упований приду,
Возникну из вешних теней.
Но жарких речей
Я себе на беду
Опять не промолвлю. Вольна
Умножить нужду,
Надежду вдохнуть ты одна.

Скитаюсь, с мечтой злополучной в ладу,
И цель мне порой не видна.

Я краткую песню сложу на ходу
О том, как дорога длинна.


Рецензии
Тут в прежние времена Ваши Кансоны читали знающие люди. И они в один голос признавали: великолепно! Такие тонкие стилизации редко кому удаются. Вы мастер куртуазной поэзии. Можно подумать, что это - не стилизация, а переводы на современный русский подлинных Трубадуров...

Я - конечно же, не знаток тех времён и той поэзии. Поэтому скажу просто: Ваши кансоны мне тоже очень нравятся, сэр.

...И сирой любви письмена
В блаженном бреду
Неслышно прядет тишина.

...Я краткую песню сложу на ходу
О том, как дорога длинна.

Эти строки по-настоящему трогают душу. На память приходит заключительная строфа из "Заострённые вехи безлистых деревьев":

В башне - царевна,
Над пропастью - всадник,
Безмолвный, недвижный,
Увидевший нас во сне.

И ещё одно стихотворение приходит мне на память: его Вы не публикуете сейчас. А для меня оно - божественное. Вместо него Вы поставили в цикл "Чужестранцы" совсем другое...

У "Кансоны на Ходу" сложная форма. Схема рифмовки такая:
на "-ду" рифмуются строки 1, 4, 6,
на "-ей" - строки 2, 3,
на "-на" - строки 5, 7.
При этом короткие строки 3 и 4 напрашивается объединить в одну, но тут появляется ещё короткая строчка - 6-я.
И такая вот форма точно повторяется в строфах 1-4. А последние двустрочные строфы - это как бы урезанные предыдущие строфы, они состоят только из 1-й и 7-й строк. Они закрепляют рифму "-на", которая раньше казалась несколько посторонней.
Высший класс, сэр!..

Марина Андреева 10   19.07.2024 14:40     Заявить о нарушении
Мариночка, могу, наконец, ответить.
Уверен, что почти никому на Stihi.ru подобные опусы не интересны. Я и поместил эти 2 кансоны лишь для того, чтобы оправдать верлибры: дескать, умею рифмовать, не сомневайтесь.
Тем не менее, вы преодолели анахронизм сих творений, спасибо!
Форма подлинная, трубадурская, вариация кансоны с двойной посылкой. Только, пожалуй, в XIII веке в стихотворении было бы больше строф.
Ну, и наивное признание напоследок. Для того чтобы удавались подобные затеи, необходимо оказаться в состоянии определённой настроенности, войти в некие волны бытия.
Я ведь во время написания много месяцев слушал только Средневековье, переводил с голоса биографии трубадуров, разо, произносимые на тогдашнем языке, сверяя их с русскими переводами.
То есть, необходимо что-то сродни подвижничеству давних иконописцев. И тогда, возможно, придёт вдохновение, и появятся строфы, которые будут традиционны и современны, но здесь уже не нужны.

Tranquil   19.07.2024 19:09   Заявить о нарушении
Грустно мне от Ваших ответов. Мои доводы Вас не убедят, ясное дело, но я скажу, потом ещё кто-то скажет...

Tranquil, вот совсем недавно Вы сами говорили: "Прошлое и будущее всегда у меня часть настоящего". Я интересуюсь мистикой и немножечко понимаю в ней. Наш Мир - сложная штука, в нём действительно есть всё сразу: и прошлое, и настоящее, и будущее. Только люди умеют воспринимать время линейно. А вот у Вас психика мощная... Что я хочу сказать: то, что Вы создали Кансоны (был обширный цикл), - это было нужно самим трубадурам. Вся информация, когда-либо вышедшая из мышления людей, попадает в единое поле. И тот, кому это важно, непременно найдёт в информационном поле своё - то, что ему близко, интересно. Сами трубадуры благодарят Вас. Они Вас приманили и приняли в своё сообщество.

И ещё: если Вы свершили "что-то сродни подвижничеству давних иконописцев" (а это на самом деле так), - всё было не просто так. Столько сил и таланта было направлено к этой цели, к циклу Кансон, - значит, Вы верили, что это нужно. И значит, это действительно нужно. В Мире ничего не происходит просто так.

И наконец, вот Ваши собственные слова: "Но нет, она - всего лишь московская девушка, ставшая источником, поводом и причиной пространного корпуса текстовых разнообразных заметок, а также нескольких часов инструментальной музыки и стилизованных средневековых кансон под общим названием: "Прибытие Киприды"".
Всё - Ваши дары, сложенные к ЕЁ ногам. Одно дополняет другое. И всё - не должно уйти в никуда. Когда-а ещё я попаду "на тот свет" и отыщу в информационном поле сотворённое Вами (смайлик)... На данный момент мне бы хотелось приходить на Вашу страницу и потихоньку читать с неё.

Да, на Стихире вкусы у публики другие, и читателей сейчас у Вас не так уж много. Но кто-то есть и кто-то придёт ещё. Просто сайт удобен для публикации.

Простите, сэр, если я надоела уже Вам этим комментом...

Марина Андреева 10   19.07.2024 21:25   Заявить о нарушении
Абсолютно с Мариной солидарна!)

Виктория Тамарина   29.07.2024 14:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.