Скоропостижный уход заслуженного деятеля культуры
В 1989-м, на волне перестройки, директор ДК Альфред Иоакимович Розенфельдинг инициировал собрание коллектива, на котором единогласно было принято отказаться от имени Маяковского, как запятнавшего себя сотрудничеством с большевиками, атеизмом и самоубийством. Хотя до сих пор средние верхненижнеколымцы по старой памяти называют свой единственный в городе Дом культуры - "Маяковкой". Они так и говорят, пойдем, мол, сегодня вечером в Маяковку, там будет дискотека, или новый американский фильм покажут "Развращение восставших мертвецов из зада".
Народный театр в Доме культуры до сих пор является популярным в городе учреждением, оказывающим услуги населению по приобщению к культурным ценностям цивилизованного мира. Регулярно в этот забытый богом медвежий угол приезжает все еще молодой и подающий надежды на "Золотую маску" режиссер из Москвы, ученица Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова Иродиада Варфоломеевна Кулдыгина. Она ставит спектакли, неизменно вызывающие культурный шок и священный ужас с трепетом промеж местных жителей. Спектакли эти исключительно фестивального формата, так как зрители теряют к ним интерес сразу после премьеры.
А чтобы хоть как-то отбить средства, вложенные в создание очередного шедевра Иродиады Варфоломеевны, нередко в соавторстве с ее отцом, заслуженным деятелем культуры Варфоломеем Идеозаровичем Кулдыгиным, районным управлением культуры, спектакли в административном порядке отправляют на все знаковые и значимые всероссийские и международные театральные фестивали, откуда они неизменно возвращаются с ворохом наград, кубков, статуэток, дипломов и самой благожелательной театральной критикой от столичных критиков. Именно эти победы и позволяют продолжать финансировать Народный театр Среднего Верхненижнеколымска из бюджета города, района и порой даже из областной казны. Не оставляют вниманием и грантами этот своеобычно самобытный коллектив и федеральные организации, а также частные фонды богатых меценатов.
Несмотря на то, что зрительская масса в городе остается оставляющей желать лучшего и предпочитает простые пролетарские развлечения, вроде дискотеки и жевания поп-корма на сеансах голливудских боевиков, руководство Дома культуры и Народного театра придумали оригинальный способ заполнять отчеты по 100% посещаемости и окупаемости спектаклей молодого, но очень перспективного режиссера из Москвы, которая уже пятнадцать лет ежегодно приезжает на постановки в Средний Верхненижнеколымск. Если первый свои спектакли она ставил в большом зале ДК, где посадочных мест ровно одна тысяча, согласитесь, трудно набить такое пространство зрителями, когда в городе проживает всего тридцать тысяч человек, из которых настоящих ценителей и почитателей искусства Мельпомены едва ли триста человек наберется.
Вот и была придумана гениальная схема - столичная мэтрка современного искусства стала ставить свои спектакли на альтернативных площадках. В бильярдной Дома культуры, в кафетерии "Алиса из Зазеркалья", в гардеробе фойе первого этажа. Конечно, все эти альтернативные площадки могут вместить весьма ограниченное количество зрителей. От пяти до пятнадцати человек. Городские острословы, упражняясь в злопыхательских испражнениях, стали говорить, что самой успешной постановкой мог бы стать экспериментальный спектакль на одного зрителя, он же исполнитель, в мужском клозете, а именно - драма "Чехов вытуживает из себя по капле раба".
Несмотря на то, что Народный театр в Доме культуры, как бы считался самодеятельностью, но у него был укомплектован целый штат сотрудников: директор театра, заместитель директора по хозчасти, главный режиссер, художественный руководитель, главный администратор, завлит, заведующий труппой, художник по свету, звукорежиссер. Артисты же все были непрофессионалами. Поэтому им зарплаты не полагалось. Все было бы хорошо. В 2019 году Варфоломей Идеозарович с дочерью в пятнадцатый раз приехал в Средний Верхненижнеколымск, чтобы поставить там трагедию "Зулейха раздвигает глаза". Этот спектакль получил специальный приз немецкого фонда имени Конрада Аденауэра за обличение сталинского тоталитаризма. К сожалению, в борьбе за "Золотую маску" в том году этот шедевр обошли другие, более столичные номинанты.
А в 2020 и 2021 году именитому режиссеру и его дочери было не до Среднего Верхненижнеколымска. В стране бушевала пандемия ковида. В 2022 году, после объявления президентом страны Специальной военоперации против киевского режима выдающегося кино и телеактера, к тому же умеющего виртуозно играть на фортепиано, режиссер Варфоломей Кулдыгин покинул страну в знак протеста. Его дочь Иродиада улетела в Майами. Оставшись без московского попечительства, дружный коллектив Народного театра в Доме культуры Среднего Верхненижнеколымска не уныл, а пригласил более молодого столичного театрального режиссера, неоднократного номинанта премии "Золотая маска" Мануила Феонтовизова. Тот согласился приехать в 2023 году на постановку "150 оттенков радужного". Но в последний момент совершил каминг-аут, что после принятия Госдумой закона о запрете каминг-аутов перед несовершеннолетней аудиторией, стало невозможным. И Мануил Феонтовизов спешно приобрел вид на жительство в Риге, получив перед этим израильский паспорт.
И вот летом 2024 года случилось непоправимое. Новый генерал-губернатор дал указание Средне-Верхненижнеколымскому градоначальнику оптимизировать учреждения в сфере ЖКХ и управления культуры города в патриотических целях. Сразу стали асфальтировать не только центральные, но и окраинные улицы, в городе вновь заработал закрытый тридцать лет назад патронный завод. Народному театру в ДК указом мэра возвратили имя Владимира Маяковского, одновременно установив скульптурную композицию на площади перед ДК - "Великий пролетарский поэт читает поэму "Облако в штанах" основателю СССР Владимиру Ленину". На базе Народного театра была учреждена артель - экспериментальная ткацкая фабрика имени В. Маяковского, где стали ткать на стахановских станках ленточки для маскировочных сетей. Все штатные сотрудники Народного театра были мобилизованы на эту работу. А самодеятельные артисты стали приходить после своей основной деятельности по вечерам и плести масксети из ленточек, сделанных руками своего руководства...
В этом моменте своего кошмарного сна директор Народного театра Дома культуры Среднего Верхненижнеколымска заслуженный работник культуры (засракуль) Арестотель Чавчавадзыевич Блокштурмвегавальтергештальтфюрер проснулся в холодном полу. Выпил прямо из горлышка теплую кока-колу, посмотрел в окно. В тусклом свете Луны, робко прячущейся меж рваных облаков на площади перед Домом культуры все еще стоял памятник Ельцину на танке, обстреливающему Белый дом. А значит, все хорошо, все нормально. Можно приглашать на постановку трагедии "Панк-молебен Пусси Райот в ХСС" Женю Беркович. Арестотель Чавчавадзыевич включил телевизор и в круглосуточных новостях телеканала Вести 24 увидел репортаж о приговоре суда Евгении Беркович и ее драматургини Светланы Петрийчук. И тут его, в точности, как у Чехова, хватил апоплексический удар. Затемнение
Занавес.
14. 07. 2024 г.
Свидетельство о публикации №124071400517