Как писать книгу. Простые советы в прозе о прозе

Cейчас говорили с одним автором как писать книги, я написала ему эти советы, но решила перенести их сюда, чтобы не писать каждый раз всем снова и снова одно и то же, как я делала до этого.
Если есть у вас идея, мысль написать книгу, а не знаете - как подступиться, эти советы могут помочь.

Сейчас люди спешат, вечно торопятся, потому лучше начинать сразу с СОБЫТИЯ - прямо в гущу самого страшного события и бросить своего героя. Буквально из огня да полымя кидать ГГ (главного героя). И НЕ ЖАЛЕТЬ его, чем больше ужасов на него навалится, тем лучше для сюжета и для интереса читателей. Погружайте ГГ в тигель, чтобы он в нём "горел" и морально, а то и физически, и чтобы не было возможности выбраться. А когда он выберется, то читатель будет готов затискать ГГ от восторга.

Конечно, можно не огорошивать читателя СОБЫТИЕМ сразу. А постепенно вводить читателя в суть дела. Но это зависит от жанра и от целевой аудитории. Если пишете некие философско-созерцательные размышлизмы, то можно потянуть кота за хвост и СОБЫТИЕ включить позже. Но тогда начало должно быть всё равно захватывающее, которое приятно/интересно читать, только не описание облаков или природы, я вас умоляю. Это никто не читает вначале! В середине для создания настроения и заднего плана - да, но в начале - нет, нет и нет!

Про структуру, конечно Вы знаете, но повторю для тех, кто совсем новоиспечёная булочка: в любом произведение должны обязательно быть
1. завязка, 2. кульминация и 3.развязка.

1. Завязка - герой сидит дома и ничего не предвещает (вспомните Фродо). Потом приходит инфа, что ГГ надо куда-то переться или что под ним пол сносит нахрен, а ему надо поднимать мягкую точку и что-то предпринимать. Это продолжение завязки, герой идёт решать эти проблемы. Но всё становится только хуже с каждым его поступком.

2. Когда ситуация достигает пика, ГГ оказывается как в небе без парашюта, он не знает - куда приземлится... И как. Но он всеми силами предпринимает последние попытки спасти ситуацию. И куда дальше повернёт сюжет. Это кульминация. Пик страстей и эмоций. ГГ борется  со всеми вызовами и побеждает.

3. Всё идёт к разрешению всех ситуаций - расплетаются все узлы, которые были до этого завязаны в сюжете. Все спасены, ГГ достиг чего хотел и даже больше, все подлецы получили по заслугам или раскаялись - развязка.

Про героя (ГГ)

Для хорошего восприятия героя читателем нужно, чтобы ГГ кому-то бескорыстно помог (это называют - спасать котиков)) Вот чтобы ГГ какого-то "котика спас" пусть даже и во вред себе. Он сразу станет у читателя любимчиком и его будут обожать и переживать за него.
Только это "спасение котика" не должно торчать из сюжета. Оно должно органично вписываться в сюжет и в характер ГГ. Если ГГ циник и эгоист, и вдруг помчался куда-то работать сутки бесплатно - в топку такой поворот, не прокатит. Но бабушку через дорогу может перевести. Например, чтобы спросить потом у неё дорогу)) Ну или спрятаться за неё от бывшей, которая в тот момент шла навстречу. Как вариант. В общем, "спасение котика" должно быть органично для характера ГГ.

И второе - из-за ГГ кто-то должен пострадать. А ГГ будет переживать иногда наедине с собой из-за этой своей промашки. Это сделает его живым в глазах читателя, приблизит его максимально к реальности, он перестанет казаться героической мраморной статуей на пьедестале. Поэтому у него должны случаться ошибки. Он может даже совершить подлость из-за малодушия и потом стараться исправить это. Это даст конфликт с естественной мотивацией, а не надуманной, как в голливудских фильмах часто делают конфликты на ровном месте.

ГГ должен к чему-то стремиться - иметь какое-то желание по жизни. Человеческое, обычное наше желание земное - встретить девушку, повышение по службе - что-то, к чему он будет стремиться. И чтобы был кто-то, кто будет иметь такое же желание или противостоять ГГ в исполнении этого желания. Такого противостоящего называют антогонист (ну Вы это знаете, я уверена, просто всё подряд пишу, что вспомнилось). Антогонист нужен обязательно, иначе всё превратится или в кисель, или сладенький компотик, где потонут и ГГ, и сюжет... Антогонист должен быть умный, знающий, быть в чём-то сильнее главного героя, чтобы сопротивляться антагонисту было трудно!

Нужно, чтобы на протяжении всей книги настроение ГГ мотало синусоидой - как в небе на воздушных ямах порой мотает самолёт. Чтобы всё повествование шло волнами как синусоида - от минуса, к плюсу. И только вам решать - на каком настроении закончится повествование. Есть вещи, где в финале всё плохо, значит синусоида пошла вниз. Это нормально, если вы хотите оставить читателя в размышлениях - а что было бы, если бы герой не сделал то, и не поступил так, может всё бы было хорошо и хорошо закончилось?

И чем чаще меняется настроение ГГ от минуса к плюсу (в зависимости от обстоятельств), тем динамичнее получится сюжет. Если, конечно, ГГ не псих, лежащий на диване, который просто накручивает себя сам, а внешне на него ничего не воздействует).
Чем реже меняется настроение ГГ, тем спокойнее сюжет. Таких перемен настроения ГГ может быть вообще три на всю книгу. Но, боюсь, тогда читатель уснёт, не дождавшись хоть каких-то перемен.

А! Ещё. Герой в начале книги и герой в финале - это два разных человека. ГГ должен измениться в ходе событий. Но эта "арка персонажа" должна быть гармоничной. Не может флегматик или меланхолик к финалу стать холериком! Всё должно вписываться в естественные рамки характера ГГ. Перемена должна быть естественной!

Флешбэк (инфа о прошлом ГГ)

Откручивать время назад - это называют теперь Флешбэк. Вполне можно вставлять эти флешбэки, когда герой отдыхает или едет куда-то, ждёт кого-то или бессонница его мучает, и он что-то вспоминает из прошлого. Главное - эти флешбэки не вставлять, когда идёт динамичная сцена! Надо дописать эту динамику, дать читателю выдохнуть и погрузить его в спокойный флешбэк. Ну или нервный флешбэк. НО. Чем меньше этих флешбэков, тем лучше!
Да, кстати, флешбэк тоже должен иметь структуру: завязка-кульминация-развязка. Как и всё ваше произведение.

Ещё рассказывать что-то о прошлом ГГ можно не этими воспоминаниями-флешбэками или речью от автора, а дать информацию о прошлом в диалогах. Для этого нужеен персонаж, которого называют "конфидент", ему ГГ может рассказывать что-то, отвечая на вопросы в диалоге. Конфидент может быть женщиной/бабушкой или ребёнком, чтобы мог задавать самые глупые вопросы. Или это друг, с которым они давно не виделись, чтобы ГГ мог раскрыться ему.

Если собираетесь писать о событиях из своей жизни, а начнёте писать, вдруг включится какая-то другая линия, которой не было в реальности - пишите всё! Всё, что идёт. Вырезать всегда успеете)

***
Это основное, что надо знать.
Остальное найдёте сами в книгах. Если хотите знать советы всех авторов, то читайте всех авторов!)) Подобных обучающих книг больше ста, и я их все прочитала. Плюс курсы сценаристов, написала бы ещё пару-тройку советов, но кто сейчас читает длинные тексты? А в короткое эссе все их советы просто не поместятся.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.