Чья земля, того и вера

 — К бою, храбрецы. К бою.
Народ и Франция — едины.
Ребенка, заслонив собою,
Упала мать. Стреляют в спину.
Погиб отец.
Похоже, в чем-то виноватый.
Мертвее-мертвого юнец.
Всё поле бранное в солдатах.
Вот-вот и воцарится Мир.
В тиши предсмертно стонут люди.
Взирает безучастно Сфинкс
На Триумфальную прелюдию.
Сын Человеческий кружил-кружил,
Да выдохся под вечер.
В коротких тенях от мортир
Мир наступал. Вочеловечен.
Один. Один. Живой один.
Земля да примет все останки.
 — Ты знаешь, Сфинкс, я оценил
Твое Всемирное закланье.
Но для чего сгубил ты их?
Ведь я уже принес здесь жертву.
 — Крылом от бабочки, Жених,
Кого укрыл ты? Совершенству
Тягаться с пылью у дорог —
Твоих людей — мне было б нелицеприятно.
МЫ оба знаем — Свят лишь Бог.
Расходимся... Пора обратно.


«L'Еnigme» — картина маслом на холсте, написанная в 1871 году французским художником Гюставом Доре ("Загадка"), посвящена разгрому Франции, военному конфликту, развязанному Наполеоном III и закончившемуся поражением и крахом Франции, в результате чего Пруссия сумела преобразовать Северогерманский союз в единое Германское государство под своим контролем, приобрести Эльзас и Лотарингию, а также получить контрибуцию от агрессора.

Таинственность замысла художника трактуется следующим образом:

На фоне разрушенных и горящих на горизонте французских городов, убитого мирного семейства (отец, мать и прижатый к груди младенец-сын), разгромленной армии в центральной части помещены две трансцендентные фигуры, которые появились на месте битвы, когда их уже не смогут видеть люди, а даже заметив, примут за предсмертные видения: Ангел Человечества или, возможно, Интуиции-Сознания (в русском - Души) и Сфинкс (Страж Мертвых Египта).

Страдающий от нечеловеческой боли за произошедшее Ангел (учитывая любовь Доре к иллюстрациям Священного Писания, вероятно, олицетворяет собой  Евангелие от Матфея),   в слезах стоит на коленях перед Сфинксом, умоляя открыть ему причину вечной загадки, которая толкает людей друг убивать друга.

Эпиграф к картине Доре взят из "Триумфальной арки" Виктора  Гюго.

« О зрелище! так умирает то, что делают люди!
Какая глубокая пропасть – такое прошлое для души! »


Рецензии
Подозреваю, что Артур Шербиус так восхитился полотном Гюстава Доре, что через полвека назвал свою переносную шифровальную машину именно "Энигма")))

Татьяна Ульянина-Васта   14.07.2024 08:30     Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →