О сновидениях или о касаниях невидимого мира

ПРЕДВАРЕНИЕ:
К Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов с радостью от Феофила.
С праздником всех нас!

«… сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения совершенно то же, что подобие лица против (самого – Г.Х.) лица».
[Сир.34:1-3]

Как-то во сне пришли ко мне три служителя Кармы [1]. Глаза их были полны ненависти... Но поскольку я был смирен сердцем и спокоен, они отнеслись ко мне благосклонно.

Да не прельстимся прельщением увиденного во снах или подобием правды против самой Правды. Последуем мудрому совету: «… верь только тем сновидениям, которые возвещают тебе муку и суд, а если приводят тебя в отчаяние [2], то они от бесов» [Преп. Иоанн Лествичник. Слово 4. О сновидениях, бывающих новоначальным, §28].

———————
[1] Карма или закон кармы – понятие восточного мистицизма. В данном случае «служители Кармы» разумеем как ангелы, исполняющие Волю Божию: «Помысли, душе моя, горький час смерти и страшный суд Творца твоего и Бога: «Ангели бо грознии поймут тя, душе, и в вечный огнь введут: убо прежде смерти покайся, вопиющи: Господи, помилуй мя грешнаго» [Святитель преп. Андрей Критский. Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу. Глас 6. Песнь 6. Кондак].
[2] Отчаяние – это "худшее из страданий» [С. Кьеркегор], поскольку оно является предвещанием гибели, в том случае, если Я все же решится на неравное противоборство с внешними обстоятельствами. Есть отчаяние неверия и религиозное отчаяние или отчаяние человека «верующего» в Бога. Отчаяние веры только кажется безысходным. Человек – это своего рода смертный бог. Он умирает телом, но не душой. Душа бессмертна, если не разлучена со своим Творцом. И, таким образом, наше Я остаётся, не смотря на разочарование в самом себе или в своём бытии. В этом смысле человек не может не существовать. Быть или не быть – это именно то, что не зависит от нас, но зависит от Бога. Поэтому "не всякое желание смерти достойно одобрения" [преп. Иоанн Лествичник]. В крайнем отчаянии отчаявшийся бывает готов отделить свое существование от Бога, хотя само такое движение души противоположно Вере. "Нет ничего равного милости Божией; нет ничего больше ее. Посему отчаявающийся сам себя губит". [преп. Иоанн Лествичник]. Подробнее см. мою заметку: «Страх: феноменология страха, вины и отчаяния-1» на этом сайте.


Рецензии