Совершенно откровенно 105

В древности умеющих читать было очень мало, не говоря уже об умеющих читать и писать. Массовая, или почти такая грамотность римлян или иудеев – миф, который может быть опровергнуть даже логически.

Тяжёлый физический труд являлся не просто основным видом деятельности для подавляющего большинства людей, но вся их жизнь, фактически, была наполнена этими тяжкими трудами – причём, с раннего возраста.

Это сегодня можно одиннадцать лет пинать слонопотамов в школе, потом пять лет учиться на педагога, чтобы в итоге пойти работать в какой-нибудь массажный или маникюрный салон, после прохождения двухнедельных курсов.

А тогда детство у большинства заканчивалось уже к семи годам, а нередко – и к пяти. Учёба в те времена – мало того, что трата времени и денег, но и очевидная бессмысленность с практической точки зрения - для кожевника, виноградаря, пахаря, воина…

«Город, в котором читает только один – пусть он встаёт и читает Тору, садится и встаёт, и читает, и так до семи раз» - этот фрагмент из древнееврейского «Трактата писцов», говорит о том, что в небольшом городе мог быть только один грамотный человек, умеющий читать Священные Тексты.

И это среди тех, для кого объектом поклонения были не статуи, а Книга и прописанный в ней Закон. А те, для кого объектом поклонения были именно статуи – Зевса, Афродиты, Императора Рима, им вообще незачем было учить какие-то буквы, им нужно было только знать, в какой день какой статуе принести жертву, и всё.

Под словом «грамотность» я имею в виду только умение читать, а про умение писать даже не упоминаю, поскольку, в отличие от сегодняшних времен, это были разные умения.

Читать учились по уже готовым информационным источникам – книгам. А чтобы научится писать – нужны индивидуальные письменные принадлежности, стоившие тогда немалых денег.

Впрочем, и умение писать могло быть различным: одно дело научиться понимать и записывать числа, чтобы иметь представление о доходах- расходах, и совсем другое дело – уметь составить связный литературный текст.

Таких людей, в прямом смысле слова, были единицы. Основная масса обладала только одним умением – слушать, без возможности потом своими глазами пробежаться по источнику, чтобы получше вникнуть и проникнуться его смыслами более основательно.

Зато, фактически, никто не имел возможности что-либо в этом тексте прокомментировать, интерпретировать, тем более – письменно, прежде всего, по причине отсутствия необходимых навыков, которыми обладали немногие - исключительные, избранные люди.

А сейчас это доступно любому, начиная с самого раннего возраста. Все умеют - и читать, и писать, очень любят интерпретировать, а уж насчёт прокомментировать – это святое, можно сказать, самое любимое действо. Не зря же учили эти буковки понимать, складывать их в предложения – вот и пригодилось.


Рецензии