Из полыньи 1983-1989 - стихи разных лет - 138

___________________

"ИЗ ПОЛЫНЬИ" (1983-1989)
___________________

ЛЕВ ГУНИН


    СТИХИ
РАЗНЫХ ЛЕТ

   избранное


Стихотворения, сборники, циклы
Памяти моего дорогого брата Виталия


  ИЗДАНИЕ 2019

  © СТИХИ РАЗНЫХ ЛЕТ.

______________
Возможны ошибки в передаче текста везде, где использована автоматизация. Тем, кого интересует творчество этого автора, можно порекомендовать альтернативную версию (с обложкой, иллюстрациями, авторской вёрсткой) -

В это собрание вошли избранные стихотворения разных лет. Если нет географической ссылки, то (это касается стихов 1970-1991), скорее всего, стихотворение было написано в Бобруйске (Беларусь). Разножанровость, характерная для автора, и очень разные (по тематике, по образности, по типу) стихи в одном цикле или сборнике: это - широкий охват явлений, "вариантность личности", артистическая "смена" персонажей "первого лица".
___________________________

© Лев Гунин: автор стихов; дизайн обложки; вёрстка; и др.
© Фотопортрет Виталия Гунина на первой заглавной странице.
© Михаил Гунин (отец Льва, фотограф): фото на первой заглавной странице.
© 2018 – Lev Gunin [Лев Гунин]
© ИЗ НЕ ОПУБЛИКОВАННОГО - 17 - ИЗ ПОЛЫНЬИ (1983-1989) – стихотворения: Лев Гунин
© L';diteur | Edutor : Lev Gunin | Издатель: Лев ГУНИН
© La couverture du livre et le design | cover and book design: Lev Gunin |
© Layout and Design: Lev Gunin
© Electronic (computer) versions and conversion: Lev Gunin
© Электронные (компьютерные) версии и конверсия: Лев Гунин
© Вёрстка и цифровой текст, вёрстка для печати и дизайн: Лев Гунин
ISBN:
____________________________

ИЗ НЕ ОПУБЛИКОВАННОГО: 1981-1989
циклы и сборники стихов - 17

ИЗ ПОЛЫНЬИ (из сборника стихов) (1983-1989)
____________________________________
Из конфискованного томика номер 9 до-эмиграционной поэзии (сохранившиеся черновые версии, поначалу не вошедшие в собрание стихов разных лет).

(См. комментарий автора ниже)

____________________________________


ОТ АВТОРА

В 2007-м году случилось одно - трагическое для меня - событие, которое негативно сказалось на всём моём поэтическом творчестве последующих лет: пропал 9-й (в другой версии - 6-й) томик машинописного собрания, которое я подготовил ещё на Родине, в Беларуси, до фактической депортации из родной страны (которую покинул навсегда (и, вероятно, никогда больше не увижу (в Канаде я "невыездной"; не говоря уже о невесёлой социально-экономической ситуации). (Надо добавить, что некоторые мои друзья, упоминая эту пропажу, путают даты, ошибочно называя то 2006, то 2008 год).

Всего было 3 копии 9-томного собрания ("главная" и две отпечатанные под копирку). Томики были переплетены в виде книг с картонной обложкой. Одна копия хранилась у меня дома. Вторая - у моей мамы. Третья - у одного из приятелей.

Когда я спохватился, что 9-го тома (самого объёмного, охватывавшего наиболее широкий - хронологически - период) нет на месте, я сразу бросился к моей маме, у которой всё собрание (2-й экземпляр) хранилось на полке в тёмной комнате (кладовке). 8 томиков оказались на месте, но последнего недоставало ...

9-й том пропал СРАЗУ же после того, как я прочитал по телефону примерно 10 стихотворений (из 3-х последних томиков) своему близкому другу, культовому кинорежиссёру Юрию Белянскому. Не исключено, что все разговоры с Юрием (а то и все мои разговоры по телефону) "мониторятся", и пропажа 9-го тома каким-то образом связана с политической деятельностью Д. (сына Юрия).

Вот отрывок из моего письма моему близкому другу (и другу моего покойного брата Виталия) - поэту, фотографу, гениальному художнику, резчику по дереву и чеканщику, мастеру червления по металлу, автору получивших европейские призы работ, искусствоведу Евгению Алмаеву:

От кого: Лев Гунин <leon987654321@mail.ru>
Кому: Евгений Алмаев <aeg7@mail.ru>
Дата: 31 Дек 2007 20:25:56
Тема: Re[3]: -------- ctixi ==================

(отрывок)
========
еще одно несчастье
со мной приключилось:
пропал 9-й томик моих стихов.

еще в Беларуси я когда-то
отпечатал на машинке, на
добротной бумаге, свои
избранные стишки, переплел,
получилось в виде аккуратных
книжек - 9 пузатеньких
томиков.

(...)

примерно полгода восстанавливаю
"изначальные" версии ранних
стихов по черновикам,
постепенно выкладывая вот сюда:

www.gunin.artlaboratory.org

когда дошел до 9-го тома, оказалось,
что его нет! надо сказать, что
во всем, что касается книжек и тетрадок,
я человек предельно - педантично,
фанатично - аккуратный: у меня все
на своих местах, и, если что-то
не там, меня это бесит.

несколько дней назад томик был
на месте.

элементарно изъяли.... уроды...

звоню приятелю, которому
отдал на хранение 2-й, менее
притязательный, вариант тех же
9 томиков. звоню, спрашиваю,
не выбросил ли он
еще мои тетрадки в
мусорку.

нет, говорит, и смеется. все
на месте. на кухне, в шкафчике,
где им и положено быть.

идет, не отключаясь, с трубкой
на кухню, вот, говорит, все
в порядке. я прошу его вспомнить,
сколько было томиков. а у него
очень хорошая, математическая,
память. он отвечает: 9. я его
прошу пересчитать. и вот те на!
9-го томика нет!

уроды!.. другого слова нет!
_______________________
Трагична судьба Жени Алмаева (который был примерно на 12 лет младше меня). Именно в 2007-м году он повредил руку при несколько подозрительных обстоятельствах, и - вскоре - у него развилось урологическое онкологическое заболевание. Врачи запустили болезнь (судя по обстоятельствам - возможно, умышленно), и, когда, наконец, Жене объявили диагноз, опухоль была уже на неоперабельной стадии. (Кстати, мой раздел gunin.artlaboratory.org был уничтожен, и все выложенные туда стихи пропали).

В любом случае, исчезновение самого объёмного тома собрания моей до-эмиграционной поэзии именно в то время представляется неслучайным. Именно тогда (после периода "затишья") возобновилась компания шельмования, когда целая команда русскоязычных участников поэтической "тусовки" с израильскими паспортами вновь пошла в атаку, распространяя обо мне порочащие слухи, подвергая мои работы (в том числе и стихи) необоснованным ярым нападкам, изображая меня примитивным (на уровне дебилизма) "одноклеточным червём". Ставилось под сомнение моё высшее музыкальное образование (даже мои дипломы за музыкальную школу и музыкальное училище объявлялись "выдуманными"); утверждалось, что я "никогда и нигде не работал" (и т.п.). Понятно, что возможность появления в Сети моих стихов, которые "не соответствуют" такому "портрету", не устраивало тех персонажей, что стояли за компанией шельмования: их сильно раздражали мои исторические, философские, теологические работы.

Ряд стихотворений (которые входили в 9-й том) я восстановил по сохранившимся черновикам (примерно 40 процентов стихов из того же тома (в отличие от предыдущих томиков) "не имело" черновиков). Эту работу затрудняли следующие обстоятельства. 1) несколько рукописных тетрадей: у себя на родине я переписывал одни и те же стихи из одной тетради в другую - по мере накопления объёма; и, бывало, изменял одну-две строки. 2) в самых первых черновиках на клочках бумаги (или в блокнотах с отрывными листками) - иногда давалось до 5-ти версий какого-нибудь слова или строки. 3) после пропажи 9-го тома я стал хранить свои тетради у разных друзей, и это - опять-таки - затрудняло пересмотр.

Уже после того (примерно в 2012-м) как предпринятая работа была в основном завершена - я наткнулся (в 2014-м) на рукописную тетрадь, где обнаружил циклы и версии, которых раньше не заметил. Я отсканировал эту тетрадь, пропустил текст через специальную программу (которую - как программист-любитель - сам написал (точнее: модифицировал одну из "официальных" программ OCR-распознавания), переведя текст в цифровой формат, и записал на один из "бесчисленных" DVD.

Через какое-то время отыскать эти файлы среди океана других оказалось не так-то просто. Только теперь, когда уже составлено множество книжек собрания разных лет (121 сборник), я случайно наткнулся на "потерю". Пришлось нарушить хронологию - и "вставить" (после 121-го сборника) несколько циклов из уже далёких (сегодня) лет.

"Из полыньи"... Название многозначительно и многозначно... То, на что все закрывают глаза... Темы, которых никто не хочет касаться... Ханжество. Идиотизм. Усреднённость мыслей и чувств. Зависть, жадность, несправедливость. Заговор против тех, кто говорит правду. Стихи этого цикла вращаются вокруг трёх центров - по трём автономным орбитам. Это "общечеловеческая" тематика, абстрагированная от места и времени; эмоции и размышления, связанные с безжалостной травлей, которой я подвергался в своём родном городе Бобруйске; и контрастная (противоположная) сфера, связанная с хорошим отношением ко мне в столице республики - Минске, - где меня уважали, ценили мои профессиональные качества, и относились ко мне по-человечески. (В Минске я работал два раза в неделю - на четверть ставки в одном месте, и на полставки в другом; учился в Минском Институте Культуры (не получив (из-за происков "органов") диплома за консерваторию (где ко мне также относились - в принципе - справедливо).
Слава Зельский - мой соученик по Институту Культуры (с которым мы дружили), руководитель хорового коллектива в Западной Беларуси.
Нина Алексеевна Рылькова - очень требовательная, но справедливая преподавательница, которую мы со Славой Зельским искренне любили и уважали (не меньше, чем Лиознову).
"Катя" - по-видимому, "собирательный образ" "двух (разных) Катерин", одна из которых - Катерина Сергеевна - моя коллега по музыкальной школе (где я работал преподавателем), с которой у нас сложились очень тёплые дружеские отношения. Она была талантливой пианисткой с профессиональной беглостью пальцев и красивым звуком, умела насыщать музыкальную ткань глубоким дыханием и замечательно интерпретировала классические произведения. 
___________________

СОДЕРЖАНИЕ:
1. СТЕРЖЕНЬ ЭКЗИСТЕНЦИИ (триптих): Где конец? Собачья преданность, Non-grata.
1. ПАСТЬ
2. ЖЕЗЛ
3. ДЕТСКОЕ
4. ЖЕРТВА
5. НЕВИДИМЫЕ
6. КОНЕЦ ЛЕНТЫ
7. ДО и ПОСЛЕ
8. ШРИФТ
9. БРАТСТВО ПИИТОВ
10. ИГРА СЛОВ
11. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
12. ВЫ
13. КАГАЛ
14. ЗЕМЛЯКАМ
15. ПАДЕНИЕ МИРАЖЕЙ (Славе Зельскому)
16. РОЗОВЫЕ ОЧКИ
17. РАСКОП (Рыльковой)
18. ЧЕТЫРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ (Катерине)
19. От соседа к соседу, от зав.складом к зав.магу

________________
++++++++++++++


--------------------------------

ИЗ НЕ ОПУБЛИКОВАННОГО: 1981-1989
циклы и сборники стихов - 17



               Лев Гунин

   ИЗ ПОЛЫНЬИ

         цикл стихов

           1983-1989
                Землякам


      СТЕРЖЕНЬ
   ЭКЗИСТЕНЦИИ
            в 3-х сценах
             (Триптих)

       1. ГДЕ КОНЕЦ?
Неужели никогда не будет
ни признанья, ни конца войны.
У других - покой. Живут же люди!
Никаким несчастьям не нужны.

Не окружены они врагами,
их не морят голодом, не бьют.
И у них не горечь за щеками,
а конфеты, и в домах уют.
 
Я ж умру, как псина, под забором,
не дождавшись милости судьбы.
Пропоют земные судьи хором
свой вердикт на песнь моей мольбы.

Нет земной неправедности выше
той, что ополчилась на меня.
Ведь когда никто тебя не слышит -
хуже, чем когда тебя гноят.

Страшно, если люди прячут взгляды,
и руки тебе не подают.
Мир - пустыня. Нет тебе пощады.

И в упор тебя не узнаЮт -
рады ли тебе, или не рады.
И не скажут, чей решил так суд.
   Сентябрь, 1983. Бобруйск.


  2. СОБАЧЬЯ ПРЕДАННОСТЬ
Жизнь ушла. Инструкции остались.
Сталина наследие в веках.
Граждане ни в чём не сомневались.
Сомневаться - это "сеять страх".

Выбор - это тяжкая обуза.
Без него обычным так легко.
Даже в пытке смертной меньше груза,
даже в смерти облегченья кол.

Сталин умер. Больше нет ответов
чётких и единственных на всё.
И возненавидели за это
власть миряне городов и сёл.

В сердце их любовь к своим убийцам.
Садомазохизм - их кровный брат.
Ненависть - к правителям-арийцам.
Пусть хазары правят - и гноят.

Пусть Кавказ осклизлою стопою,
вкрадчиво, коварно, горячо:
закатает в миллионы строек
миллионы жизней по плечо.

Пусть дерут, насилуют и грабят,
пусть друг друга режут и едят:
но зато инструкции без ряби,
но зато вся нация солдат.

Только бы избавил от решений
нас, простых, эмир и падишах.
Даже если будем все мы тени,
даже если весь народ в гробах.
     Октябрь, 1983.


       3. NON-GRATA
Нет орлов. И только вороньё
над полями одиноко кружит.
Это время как бы не моё.
Никому нигде я здесь не нужен.

Век глумленья, рабства, нибелунгов,
гордость растоптавший до конца.
Тонут даже лучшие из лучших
в низведенье моего лица,
в подлом грабеже моей персоны,
исключив её из бытия,
где non-grata всё же по закону,
но отчислен из законов я.

Судят меня тайно и закрыто,
масками от света заслонив
взоры птичьи беспредельно сытых,
беспредельно беспощадных див.
Судят, чтобы отлучить от мира,
навсегда анафеме предав.
Камера моя - моя квартира;
цепи - их невидимый устав.

Сплетнями, интригами опутав,
отделив от кровных и друзей.
За спиной мои связали руки,
и меня низвергли в мир теней.
Имя моё предали забвенью.
Называть его: навек табу.
И клеймо, тавро предназначенья -
синим светом выжжено на лбу.

Только месяц, выглянув сквозь тучи,
в тайниках души моей узрит
наслажденье и ковёр колючий,
коим сам от мира я укрыт.
     Октябрь, 1983.
----------------------------------



     ПАСТЬ

желанье женщины
голод гениталий
гроздь винограда в окне



   ЖЕЗЛ

до того перед тем -
белый
на свету на глазах -
дебелый
от работы внутри
красный
раскалённый
разящий
страстный
и в конце его
пирамидальность
переходит
в ивы овальность
приближается
к возрасту смерти
семя сбросив
земной круговерти



   ДЕТСКОЕ

друга я ношу в кармане
если он к побудке встанет
через дырку с ним общаюсь
глажу трогаю вращаю
я скажу соседке Тане:
угадай что там - в кармане
хочешь дам тебе потрогать
всунь ручонку хоть по локоть
и потрогала сказав:
у МЕНЯ карман в трусах



   ЖЕРТВА

На плаху искусства я жизнь положил.
Но жертва была бесполезной.
Парнас недоступен. Признанье - другим.
И быт мой врагами изрезан.

Терзанием стала для близких моих
моя безоглядная жертва.
Проклятием вызван был первый мой стих.
И солнце над нами померкло.

Под знаменем злобы и вечной вражды
идут ненавистники строем.
Искусство - отметина вечной беды,
когда оно вправду большое.



   НЕВИДИМЫЕ

войны затевают "третьи страны"
в битве гладиаторов столкнув
но за ними - как это ни странно -
тот стоит кто скрытен как эрув

всё ему позволено "законом":
и пытать и города бомбить
и апартеид крепить в двух зонах
и детей в концлагере гноить

и теракты совершать повсюду
прикрываясь лысиной властей
и цензуры мировой паскуду
превратить в дракона наших дней

и - на людях опыты поставив -
жуткие вакцины продавать
и банкирской сволочью как лавой
мир на всех широтах заливать

и секретари и президенты
у него в кармане как тузы
и на войны он берёт патенты
не снимая с их голов узды

и детей без страха убивает
тысячами - потому что мир
"жертвой" его до сих пор считает
не считая правду скрывших дыр

и европе он войну готовит
чтобы возродить свой каганат
в землях благодатных приазовья
где его сокровища лежат



    КОНЕЦ ЛЕНТЫ

азбукой морзе мигает сознание
вспышки дрожат
новое знание старое знание
в бездну спешат

цель не означена цель не поставлена
цель - самоцель
и самострела угроза проявлена
в мире людей

не катаклизмы не силы природные -
главный наш враг:
знанье для знания - вот где угроза нам
бездны кулак

не изучив постулат основания
чушь громоздят
башней гигантской опасного знания
сто чертенят

и запускают - как в "мозг" калькулятора -
знания вирус в людские мозги
и наблюдая шкалу индикатора
сквозь наслаждения бешеный визг…



   ДО И ПОСЛЕ

до того галантный разговор
и цветы и пузыри в хрустале
после сигарета или двор
и следы от пепла на рояле

ветер жёсткий в окнах шторы рвёт
воет в чутких раковин пустотах
и пустая улица встаёт
призрачным вечерним живоглотом



   ШРИФТ

разящее пламя и белый туман тоски
грядущее скрыто
разрез на немеющем сгибе руки
отбито

за каждую букву страданье и кровь берут
клокочущей данью
и даже воздушных дворцов не дают
в обмен за страданье



   БРАТСТВО ПИИТОВ

поэт поэту не поэт а враг
не почитатель дара а соперник
и зависть душит или чёрный страх
когда листают мой венок из терний

лишь я собрал коллег гранитный дождь
осколки сделав жемчугами
а для меня ни слова не нашлось
хотя бы для проформы между нами...

так и хожу среди ревнивых душ
одной на город белою вороной
так не ропщите если среди луж
накаркаю не сознавая что вам



   ИГРА СЛОВ

есть бесполезность в усталом труде пера
пряжи не свяжут собой идеальные строки
это ума игра

правила строгие стали предельно жестоки
пусть не сегодня но только ещё вчера
вот они сроки

в пищу словам надо тело своё скормить
счастье удачу скормить пустоты пираньям
вот они грани

только для них средь напастей жить
не выдавая миру своих желаний
и не скулить

слово "зачем" никогда не придёт на ум
раз одержимость диктует свои преданья
и всё равно ни за что не купить
преданностью
содержанья



   СПРАВЕДЛИВОСТЬ

раскаянье
покаянье
ничтожная трата дум
каркас
НЕ
наполняемый -
вот
идеалов шум
пустые слова
обмана
высокие принципы 
(ложь) -
есть только принцип
кармана
есть только в спину
нож

и тот
кто поверил
вракам:
толпой обречён
навсегда
скормили его
собакам
распяли его
до суда

другой
ничему не верит
но раз заявляет
о том -
мечен он
как истерик
и - как и тот -
обречён

и будет толпа
глумиться
над первым
и над вторым
пряча собачьи
лица
в общий
мерзости
дым... 



      ВЫ

вы
похотливы
скоты
явились вы
из пустоты
вас родила
не мать
а чумазая
мама-кровать
все ваши кланы -
грязь
слизь
нечистоты
мразь
вы - проказа
земли
зараза
лишай
нули
вы -
бактерии
зла -
захватили
святые места
забили
все поры
миров
заполнили
каждый шов
нет из-за вас
куда
прибиться
мужам
стыда
и нет из-за вас
вершин
горящим
глазам
святынь
и жизни нет
из-за вас
изгоям
в ужасный
час



    КАГАЛ

зло гонимое бежало
и убежище нашло
в пасти волчьего кагала
отбелившей это зло

и теперь оно надолго
стало чистым как стекло
но от чистки-то что толку -
зло и "чистое" - есть зло

все сердца ожесточило
заползая в них змеёй
души смертных источило
червоточиной гнилой

ложь предательство злословье
поселились в их сердцах
умножая поголовье
тварей наводящих страх

доля душ таких в кагале
поразительно растёт
разложения парами
отравляя весь народ

и - бывает - что глазами
обывателя глядит
то клыкастый волк в пижаме
то убийца то бандит



    ЗЕМЛЯКАМ

то ли религия предков - что против Христа
то ли среда: вас так бешено ожесточили -
что стали ядом злословия ваши уста
и ваши души в отстойниках зависти сгнили

нет кровожаднее в целой галактике вас
женщин детей стариков убивать вы готовы
деньги финансы торговля (вот звёздный ваш час)
дело банкирское - главные ваши основы

что бы ни делали - в вас побеждает банкир
как бы ни пыжились - в вас людоед побеждает
ваш идеал - махинаций коварный факир
что золотую змею танцевать заставляет

тут - в этом городе - каждый второй музыкант
и на гитарах на ёниках на барабанах "лабают"
но выдают ваши тени на стенах обман:
сотни факиров свистульками змей вызывают

счётных машинок без счёту у вас в головах
бегают в мутных глазах бессловесные цифры
золота блеск затмевает вам свет в ваших снах
приподнимая жгутом непослушные вихры

есть среди вас и немало сердечных мужей
начисто злобы и худших инстинктов лишённых
но (парадокс!) - чем их больше: тем злоба сильней
в вашей среде где всесильны Лукавого клоны

знаю: достанете даже в других городах
как только племя стяжателей в мир устремится
станут ветвится и на Марсианских полях
злобой и блеском монет искажённые лица…



     ПАДЕНИЕ МИРАЖЕЙ

                Славе Зельскому

Лишь отзвук правды сквозь стекло пройдёт,
и скажется, как с детства - скарлатина:
четвёртый вдох дли девятый ход,
или в земле замедленная мина.

И каждый пятый ждёт своей судьбы,
и маятник за каждой тенью длинной,
и ходит эхо в поисках дыбы,
незаменимой и неумолимой.

Всё лишь мираж, ума больного бред,
ведь и внутри высокой чести сильной
живут ловушки с кандалами бед,
живут соблазны с камерой плавильной.

И с праведником рядом ходит зло,
опутавшее истину коварно,
искусство заменяя ремеслом
и к чувствам применяя kodeks karny.

Опять встаёт над крышами рассвет.
В далёкой дымке рёбра их мерцают.
Пусть истиной в глаза ударит свет...
Но губы тают. Губы тихо тают...

До пирамиды надо дорасти.
Всё строишь стены, укрепляешь голос, -
но рухнет всё, когда конец пути,
и оборвется нас державший волос.

И рябь покроет весь мираж миров,
и сморщится защитная пластина.
И мы увидим вдаль идущий шов,
и кубики, как горы пластилина.
      12 апреля, 1989. Минск.



 РОЗОВЫЕ ОЧКИ

инопланетное утро
за рудиментом окна...
плавит набрякшая сутра
двойственность веретена

до горизонта нависла
синяя туча-туман
чем-то холодным и кислым
довоплощает обман

машут неслышные крылья
тихо угрозу неся
и отражает бессилье
берег забытого «я»



      РАСКОП

                Рыльковой Нине Алексеевне

Подсмотренная жизнь, увы, проста,
всё в ней так повторяемо-несложно,
но что-то ускользает непреложно,
и что-то в ней как схимна на уста.

Ты можешь всё увидеть просто так.
Но виденное грузом ляжет в душу:    
как, в гроб ложась, покойник не нарушит 
покоя на зелёных облаках.

Вот думаешь: всё так легко. Статист
на собственной попойке, шутки ради,
ты на себя взираешь сверху, сзади,
и кажется тебе, что ты артист.

Но вянут декорации, и сцена
тускнеет, а на ней - всё та же грязь.
Гниют подмостки, и сквозь дыры тлена
проглядывает мира ипостась.

А день лениво выплеснет себя
наружу сквозь услужливые створки,
все наслажденья отпустив не зорким,
как будто в этом смыслы все сидят.

Но это - та же ложь, и до конца
нащупать невозможно абсолютность,
и неподкупна только неподкупность,
а за лицом не разглядеть лица.

Всё обращаемо. Но и добро во зло
перетекая, слабо дует в уши,
как ветер моря, вторгнувшийся с суши,
несёт непостижимый нам разлом.

И кажется: за каждым ощущеньем
встаёт армад подвижная гряда,
и каждый жест, и каждый взгляд нацелен
на обретенье силы без вреда.

Но платит чем-то каждый за уроки
того, чью книгу выучить хотел,
и жизнь, перетекая в эти строки,
ущерб готовит на любой удел.

И постиженье, наполняя уши
своим волшебным звоном, отдаёт
взамен лишь тень, и слабый голос глушит,
и ничего за так не продаёт.
  15 апреля, 1989. Минск.



ЧЕТЫРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

                Кате С. (Катерине Сергеевне Бабицкой)

I.
без искренности не бывает грёз
без правды не бывает откровений
и без побед не будет поражений -
и жизнь тогда пресна как снега воз...
и вечность замирает без мгновений...

я бешеную цену заплатил
за право быть между двумя огнями
за право очутиться между нами
за меч тщеты и за любви тротил
(зашитый незаметно за углами)

мой третий путь не хоженый не знамый
в чащобе скрытый от людских зенков
спит вензелями тайными веков
и я меж левым берегом и правым
меж небом и землёй один таков

всё может быть... и много есть путей
есть множество возможностей крылатых
но - если губы сделаны из ваты -
не выдохнуть тогда своих страстей
не победить неловкости заклятой

и пусть он выше чем открытый путь
пусть этот путь и есть другая правда -
холодной глыбой внеземная суть
сидит со мной и борется на равных
и по ночам мне не даёт уснуть

трёх жизней разных в этой не прожить
и если бы не счастье роковое
я был бы мёртв уже не по покрою -
и всё-таки я из породы птиц
с летучими ступнями под собою

а близкие - что ходят по земле -
по векселям моим сполна заплатят
и не видать мне - грешному - удачи
и власть моя покоится во мгле...

вот потому меж небом и землёй
на половине - жизнь моя повисла
как на верёвке не добытых смыслов -
как альпинист над острою грядой

не зная - что к надёжной правде ближе:
небесная или земная твердь
и - может быть - за это мне пропишут
в одном небесном пламени гореть
  16-17 апреля, 1989. Минск.


II.
за каждым из несбывшихся желаний
за каждой из оборванных страстей
лежит косая бездна расстояний
и синий сгусток неземных теней

в просвете за ангаром прошлой жизни
откуда вылетают не спросив
мерещатся гримасы укоризны
и шёпот роговых прерогатив

за той из не достигнутых рукою
(что так хотелось снова ощутить) -
греховной и манящей пеленою -
таится то же "быть или не быть"

чуть не обжёгшись и отдёрнув руку
не знаешь что сильней внутри растёт:
досада или в прожитую муку
по воскресеньям этот крестный ход

но я не тот за кем людские страсти
я хищник разума я пожиратель душ
и сквозь мои зрачки глядят напасти
невидимых горгон с лицом кликуш

я буду тайно проникать за двери
твоей квартиры и в постель твою
лишь оттого что вечно эти звери
живут во мне как божество в раю

лишь потому что отыскав лазейку
в чужом лице - они в него бегут
и я остановить их не посмею
и не помогут ни вожжа ни кнут

и в сны твои невидимо влетая
и в них надолго овладев тобой
замечу что желанья исполняю
свои.. твои... под шалый сердца бой

и просыпаясь... вспомнив - что не сбЫлось
досаду ощутив своей душой
ты не отыщешь кем бы заменила
меня... себя... поднявшись над собой...

и я - из-за цены должник мгновенья
и собственного порожденья враг -
пересижу второе воскресенье
возмездия и встречи избежав
   16 апреля, 1989. Минск.


III.
скрыты за толстой стеною
судьбы народов и стран
и за моею судьбою
прячется ночи аркан

времени грубые глыбы
жизнь разделяют собой
и потому эти сгибы
веют безмерной тоской

лишь доброта преступает
мрак неприступных границ
тусклым огнём освещая
пятна расплывшихся лиц

лишь высота проникает
в космос других величин
и пустота это знает
не допуская причин
  16 апреля, 1989. Минск.


IV.
не пальцами ощупывая причастие
не дорогОй устилая лёд -
мы ищем кружение вместо счастия
или всезнания горький мёд

когда пересиливают двузначности
когда не заметишь полёт орла
на петлях тугих категорий всячины
повесят единство добра и зла

потом остаётся завеса холода
среди бесконечных жилых полей
не старость вечная и не молодость
не величавый крик журавлей

и лишь заката румянец вымученный
чуть проступающий и больной
за городов проклинаемых сущностью
за каждой полостью или стеной

и закрываются вехи венчальные
и открывает свой пасть оскал
и звоны слышатся погребальные
и в земь впивается смерти сталь 
   16-17 апреля, 1989. Минск.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

          *     *     *

От соседа к соседу, от зав.складом к зав.магу,
Как Сизиф, я таскаю на подпись бумагу.
Посетив (разумеется, без результата)
За двойными дверями сестру или брата,
Всех, что граждан не меченных опередив,
Заселили престижный кооператив,
И теперь, называя Петром или Зойкой,
От утра до утра занимаются дойкой.
Спелись, снюхались в этом сопливо
Без приказа из южного Тель-Авива.
Единицы покамест - туда повалили,
Чтобы там их самих без приказа доили.
В каждом десять стяжателей и садистов.
А в душе - затаённая тень мазохиста.
        Апрель, 1979 – май 1989.
__________________________
_____________________
+++++++++++++++++++++++
++++++++++++++++++++++++


Рецензии