Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни
Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. Сборник памяти проф. Д. Е. Мелехова. – Москва: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2011.
Работа этого крупного психиатра с таким же называнием была просмотрена мной ради обобщенного подхода и оценки того явления, которое многие психиатры с торжеством называют «союзом психиатрии и православной церкви».
Удивительно то, что работа эта была написана профессором Мелеховым в 70-е годы, и теперь она необычайно свежа. Это говорит о том, что указанный союз был уже в семидесятые более актуален для психиатров, чем все из приводимых проблем духовной жизни.
Тем не менее, актуальность личностного подхода к лечению верующих нельзя недооценить. Душа и тело, слепляющиеся в собственном единстве, в психиатрии соответствуют психофизическому организму, наступающему, попирающему основы духа и духовности. Дух, религиозно окультуривающий душу в связи с телом, в лучших случаях должен призываться как нормализующий целитель в психиатрический процесс. Религия как сильный помощник у страждущей души – это красиво и правильно.
Но мы можем вспомнить и болезни «против духа». Это депрессивный психоз, это паранойя, это шизофрения в правильном понимании этого термина. Это уныние, страх и двоение мыслей (стр. 38). Конечно, дружить с кровожадными волками детям не стоит: «Духовник своим авторитетом должен помочь понять, что эти хульные идеи не являются результатом воздействия злого духа, бесоодержимости, а происходит от болезненного состояния центральной нервной системы, «от естества», «от природы». То же самое относится к галлюцинациям и к голосам ободряющего императивного характера или типа повторяющихся «озарений» и «откровений» (стр. 38).
Дети, не водитесь с волками!
Вы знаете, что голоса и видения - от духов, что легко доказывает любой здравомыслящий субъект христианской религии. Больная, соглашусь, душа открыта для духовного воздействия, и именно эта духовность является первоочередной проблемой для психиатрии, которая тщетно пытается надеть религиозную маску.
Так в чём выход?
Выход в сосредоточенной умной жизни разумно-верующего человека, правильно сориентированного в своей совести.
Интересно, психиатрам не кажется ли мучительным такое условие, которое называется «свободой совести»?
А главное подспорье для них - прозрачный, невидимый окружающий мир, наполненный духами, как Небесными, так и падшими, и открытость ему того, кому это дано Богом. Аминь!
А. Михаил. 11 июля 2024 года.
Свидетельство о публикации №124071200168