10 ИЮЛЯ. РИТА

                РИТА
                ЧТО В ИМЕНИ ТВОЁМ?

• Рита — термин на ведийском санскрите, в буквальном переводе означающий «естественный порядок вещей».
В индуизме рита представляет собой универсальный космический закон, в согласии с которым происходит «упорядочивание неупорядоченного», вращение Вселенной и существование всего сущего, включая космос, человечество и его нравственные устои.
Рита принимается как основа справедливости, праведности и морали. Она рассматривается как ист Различными проявлениями риты выступают невидимые для простых смертных людей дэвы и их деяния, управляемые ими процессы во Вселенной и природные явления на Земле. Индивид, отличающийся праведностью и благочестием, всегда действует в согласии с ритой. Рита определяется не извне, а из самой себя, она определяет всё, включая себя. Установленная дэвами, рита ими же охраняется и поддерживается в борьбе со своей полной противоположностью — анритой («неупорядоченностью», «отсутствием риты»).
Из ведийских дэвов наиболее тесно связаны с понятием риты Варуна и Митра.
ина в самом широком смысле этого слова.
      
В современном контексте вместо термина «рита» используется более развитый и в настоящее время являющийся стандартным термин «дхарма».

ru.wikipedia.org        Рита (индуизм) — Википедия Рита (Веды) — Wikimedia Foundation
В «Ригведе» вера в то, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведийской концепции риты, которая выступает как законы природы, как определённый установленный порядок вещей во Вселенной. Рита имеет определённое сходство с древнекитайским понятием дао и гераклической, или стоической концепцией логос. Этот порядок вещей во Вселенной, отражённый в ведийской религии, явился историческим предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в ведийских гимнах и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме. Дхарма упоминается в следующем стихе «Ригведы»:
О Индра, веди нас по пути риты — истинному пути, следуя которому мы сможем преодолеть зло[1].
Переход от риты к современной идее дхармы происходит в «Брихадараньяка-упанишаде». В Упанишадах дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной. Это сат — истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Ригведе». Сат выступает в Ведах как одно из качеств Брахмана — сат-чит-ананда (истина-знание-блаженство). Дхарма это не просто закон или устой — это изначальная истина. В «Брихадараньяка-упанишаде» это объясняется следующим образом:
Дхарма тождественна истине. Человек, который говорит истину, «говорит дхарму»[2].


Рецензии
Очень интересно и познавательно. Спасибо Вам.

Елисей Липатов   08.12.2024 19:24     Заявить о нарушении
Да, интересное инфо! Спасибо и Вам за прочтение!)))

Лея Ритта   24.01.2025 04:30   Заявить о нарушении