Беседа с Ж. Диккером

Недавно наш друг, независимый журналист М. Михайлов, желая развлечься и отвлечься от разнообразных проблем и тревог, прочитал несколько современных детективных романов известного писателя, и ему захотелось мысленно вступить в беседу с их автором.

Жоэль Диккер (фр. Jo;l Dicker, род. 16 июня 1985, Женева, Швейцария) — современный швейцарский писатель, пишет на французском языке. Диккер получил широкую известность детективным романом «Правда о деле Гарри Квеберта», вышедшим в 2012 году. Роман был переведён более чем на 40 языков и издан более чем в 60 странах уже к 2017 году. За этот роман писатель получил целый ряд престижных международных литературных премий, включая Гран-при Французской академии и Гонкуровскую премию лицеистов. Книга была экранизирована для телевидения известным французским режиссёром Жан-Жаком Анно.

М. М. – Уважаемый господин Диккер, наш известный поэт А. Вознесенский почти полвека назад начал свое стихотворение такими строками:

Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему.

Конечно, имеет место игра словами и смыслами, но сегодня большинство людей испытывает ностальгию именно по прошлому: кто -- по социалистическому, кто –  по монархическому, и все – по времени, «когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли». Как Вы думаете, что является причиной этой тоски по прошедшим временам?

Ж. Д. – Ностальгия –  это способность убедить себя, что наше прошлое было в основном счастливым, а значит, мы все делали как надо. Всякий раз, когда мы что-нибудь вспоминаем, и говорим себе: "Как было хорошо", на самом деле наш больной мозг источает ностальгию и убеждает нас, что мы жили не напрасно и не теряли время даром. Потому что терять время – значит терять жизнь.

М. М. – Мне кажется, что жизнь теряют только раз, и бесповоротно. А время люди тратят на то, что сегодня им представляется важным, нужным или желанным, хотя завтра может оказаться, что они ошибались и занимались не тем, чем следовало, чтобы достичь успеха. И дружили не с теми, и любили не тех. Можно ли тогда считать, что они потеряли зря время и проиграли свою жизнь?

Ж. Д. – Кто вправе сказать, что вы проиграли, если вы сами считаете, что выиграли? Жизнь, она как бег: всегда найдутся те, кто бегает быстрее или медленнее вас. В конечном итоге важно, сколько сил вы вложили в то, чтобы пройти свой путь.

М. М. – А если человек не участвует в забеге и не рассчитывает на приз, а просто бредет по тропинке и собирает скромный букет полевых цветов, разве он не живет, а теряет время?

Ж. Д. – Жизнь — это роман, финал которого заранее известен: в конце герой умирает. Поэтому важно не то, как закончится наша история, а то, чем заполнятся ее страницы. Потому что жизнь, как роман, должна быть приключением. А приключения – это праздники жизни.

М. М. – Праздники на то и праздники, что выпадают изредка. Жизнь, в основном, состоит из будней. В этом чередовании праздников и будней есть какой-то смысл?

Ж. Д. – Жизни придают смысл две вещи: книги и любовь.

М. М. – Возможно, для писателя это так. Вот Вы написали, что «любовь — чрезвычайно сложная игра». Почему?

Ж. Д. – Потому что любви нет. Это мираж, умозрительная конструкция. Или, если угодно, любовь может потенциально существовать до тех пор, пока не воплотится в реальность. Это эманация духа, сотканная из надежд, ожиданий и прогнозов.

М. М. – Согласен, что влюбленный видит идеальный образ, а не реального человека со всеми слабостями и недостатками. Лишь потом приходит разочарование и горькое чувство, что тебя обманули, хоть ты сам пребывал в состоянии, прекрасно выраженном поэтом: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!»
 
Ж. Д. – Когда ты очень хочешь поверить во что-то, то видишь только то, что хочешь видеть.

М. М. – Это всем нам свойственно, но опасно, так как ведет к поражению. Все равно придется встретиться с неприглядной реальностью, и тогда его не избежать.

Ж. Д. – Научитесь любить свои поражения, ведь именно они выкуют вас. Только поражения дадут вам в полной мере почувствовать вкус победы.

М. М. – Поражение можно переносить достойно, но полюбить – это слишком! Ведь падать больно, можно и костей не собрать.

Ж. Д. – Главное не падение, потому что падение неизбежно, главное уметь подняться.

М. М. – А может, следует лучше продумывать свои действия и делать правильный выбор, чтобы избегать падений и поражений?

Ж. Д. – Жизнь — это череда выборов, с которыми потом приходится мириться.
М. М. – Наш известный поэт А. Галич однажды написал: «Я выбираю свободу/Быть просто самим собой». Это серьезный выбор, и за него приходится расплачиваться.

Ж. Д. – Свобода, жажда свободы — это война с самим с собой. Мы живём в обществе смиренных офисных служащих, и чтобы вытащить себя из этого болота, надо сражаться одновременно и с собой, и со всем миром. Свобода — это ежеминутная борьба, которую мы почти не осознаем.

М. М. – И эта борьба нередко приводит к одиночеству, которое не каждый умеет спокойно переносить.

Ж. Д. – Лучшее лекарство от одиночества, как известно, общение с тем, кто еще более одинок.

М. М. – Возможно, это неплохое средство, но как определить, кто – более, а кто - менее. Кроме того, я согласен с великой актрисой Ф. Раневской, считавшей, что «одиночество как состояние не поддается лечению». А скрасить его помогает любовь к чтению. Говорят, что страстные книгочеи никогда не одиноки в постели. Книги – лучшие друзья: не покинут, не предадут и всегда с нами. Недаром Вольтер писал: «Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу – значит вновь увидеть старого друга».

Ж. Д. – Книги — они как жизнь. На самом деле они никогда не кончаются.

М. М. – К сожалению, все кончается: и книги, и жизнь, и мы сами. Все уходит. А куда – неизвестно.

Ж. Д. – Куда уходят мертвые? Туда, где их вспоминают. И ещё — в звёзды. Потому что они неизменно следуют за нами, пляшут и сияют в ночи прямо у нас над головой.

М. М. – Звучит красиво. И правда, наши ушедшие близкие всегда живы в наших душах. Что бы Вы хотели сказать на прощание Вашим читателям?

Ж. Д. – Время так дорого, жизнь так коротка. Ее надо посвятить настоящей любви. И любить всем сердцем.


Рецензии