Стало скучно - я ушла...

Об отношении поэтов к музыке на их стихотворения и опытах написания "песен" в "соавторстве" с Искусственным Интеллектом.

Вам приходилось замечать, как во время концерта – спектакля и т.д. какой-нибудь человек тихонечко поднимается и пробирается к выходу? Бывает. На работу вызвали срочно, или дома сосед сверху заливает, или акция в супермаркете, да мало ли что… А бывает и так: скучно стало. Человек уходит.

…Когда перед вами текст, несущий необходимую вам информацию, вы к нему относитесь как к тексту информационного типа: новости, научная статья, реклама, словарь, статистика и пр. Но от произведения искусства мы ожидаем, в первую очередь, не научной информации, не его интеллектуальной составляющей, а ожидаем мы своих переживаний. Если произведение не направлено на получение удовольствия, и только. Если у него глубокое эмоциональное содержание, а автор умеет найти методы и средства передать это слушателю-зрителю-читателю, оно, это произведение искусства, состоялось, и к нему будут возвращаться люди разных поколений, живущие в разных культурных традициях, - возвращаться снова и снова, чтобы пережить всю гамму чувств, заложенных гением художника. Пережив ещё раз, узнать что-то новое о себе и мире, пережить то, что в искусстве называется словом «катарсис» - очищение. От бренного, мелкого, суетного… Возвыситься душой, устремиться к высокому, прекрасному, доброму. Моцарт, Бах – источники гармонии, высшего уровня гармонии человека и вселенной… Но я отвлекаюсь. Речь о вечном споре, сколько должно быть «души» и «ума», в каких пропорциях они сочетаются в гениальном творении? Или не гениальном, просто произведении творчества, к примеру, человека, увлекающегося искусством поэзии.

Мне понятно увлечение техникой и технологиями в творчестве или околотворческой сфере, все проходят через это. Но когда к музыке поэты относятся как к прислуге, простите, при вашем родимом «стихо», хочется спросить: а сами вы хотели бы, чтобы ваше произведение не вызвало никакого чувства? Никакого совсем. При том, что вы писали «кровью сердца», что это ваш опыт переживаний, драм, полётов и трагедий, что это кусок не ростбифа с кровью, а вашей единственной и неповторимой жизни? Как же так можно, ожидать сочувствия и соучастия, сопереживания и всего того, что только человек может дать человеку, по отношению к себе и своему творчеству, и при этом к музыке, которая призвана всё пережитое и заключённое в тесную рамку стихотворения достать и показать во всём трагизме или блеске великолепия? Ведь то, что вы и только вы заложили в своё стихотворение, может почувствовать тоже живой человек, а не машина – программа и пр. «железные консервы», как музыканты называют машины-оркестровые станции. Живые музыканты живут, когда исполняют. Они дышат, они испытывают все чувства, заложенные в музыку. Чем тоньше слух, чем тоньше музыкант, тем более живым будет его исполнение. Музыканты одной только технике игры на инструменте учатся долгие годы… всю жизнь. Слушать и слышать музыку не одно и то же. Этому нужно учиться, тоже всю жизнь, и поверьте, здесь есть чему учиться!

Если музыка для вашего стихотворения написана-скомпонована по принципу мозаики из более или менее логически сочетаемых элементов, можно себе представить, что какие-то моменты могут быть и эмоциональными «попаданиями», но переживать слушателя вряд ли заставят. Вы хотите, чтобы к вам относились формально? Ага, вот есть такой-то текст, на него обращают внимание при помощи звукового оформления… И это - всё? Или здесь главное обратить на себя внимание? Есть и другие способы. Крупными буквами на стенде, на заборе…
Музыка передаёт информацию, что называется, от сердца к сердцу и без слов, как это ни досадно). А многие стихи выигрывают от того, что их читают глазами, без подтасовок - искусство чтеца, музыкальный фон, картинки и прочая «косметика».

Музыка в песне не может быть «прикладной». И слова тоже. Техника замены одних слов другими в песне известна с первобытных времён. Вспомните, сколько песен-перевёртышей вы слышали в детстве, в анекдотах, в бытовой практике присобачивания одного к другому…

Не нами, как говорится, начато, и опыты с Искусственным Интеллектом то же самое, только моднее и называется солидно. Хотите потратить время впустую? Хотите засорить сети десятками-миллионами «напетых» консервами недо- и пере- стихов? Эти «занятия» типичное развлечение компьютерной игрой, и ничего оно не «развивает» - «композиторами» не станете, сколько ни старайся. Количество в качество не перейдёт.

Миф как миф, ничего нового, а сколько желающих прославиться покупаются на банан на верёвочке для обезьянки.

И последнее, больное или абстрактное, как для ИИ, обстоятельство, метка моего времени и моего пространства - моя музыкальная школа. Её полвека тому назад открывала в нашем городе моя мама. По-разному ей жилось в разные годы - счастливо и достойно в советские и нищебродски и попрошайнически в постсоветские, а последние три года она стоит пустует.
Окна без стёкол, стёкла в рояле, и - тишина. Но это другой разговор, о войне, и я о войне здесь не хочу говорить. И не буду. Музыку в этой школе прервали.

Да, убили, если до конца не врать, как это мы красиво умеем. Так, может быть, она и не нужна совсем? Напишет ИИ. Послушаем в сети, кому надо и что требуется. Было бы только электричество и интернет.

11.07.2024.


Рецензии