Мне не хватает нежности в стихах
А потому что и лунный грунт, и кратеры и горы на Луне - были атрибутами чистейшего серебра поэзии серебряного века!"
(Эпиграф)
В ночи, в чужом автомобиле,
Почти бессмертен и крылат,
В каком-то допотопном стиле
Сижу, откинувшись назад.
С надменной лёгкостью водитель
Передвигает свой рычаг.
И желтоватый проявитель
Кусками оживляет мрак.
Встаёт Вселенная из мрака -
Мир, что построен и забыт.
Мелькнёт какой-нибудь бродяга
И снова в вечность улетит.
Почти летя, скользя по краю
В невразумительную даль,
Я вспоминаю, вспоминаю
И мне становится так жаль.
Я вспоминаю чьи-то лица,
Всё, что легко умел забыть,
Над чем не выпало склониться,
Кого не вышло полюбить.
И я жалею, я жалею,
Что раньше видел только дым,
Что не сумею, не сумею
Вернуться новым и другим.
В ночи, в чужом автомобиле
Я понимаю навсегда,
Что может только те и были,
В кого не верил никогда.
А что? Им тоже неизвестно,
Куда шофёр меня завёз .
Когда-нибудь заглянут в бездну
Глазами, светлыми от слёз.
(Борис Рыжий 1998 год)
Я давно уже утверждал и стану утверждать впредь, что центральный, стержневой вектор творчества Бориса Рыжего зиждется на преемственности творческих исканий и находок поэтических поколений русских поэтов и прежде всего - на отзвуках поэзии серебряного века и в частности - Блока...
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
(Александр Блок 1912 год)
Мне думается, что именно этот блоковский стих, который стал для Александра Александровича в его творчестве, точкой перегиба и перехода из области чистого символизма, к декадансу, пессимизму, унынию и погружению в ощущение обречённости бытия, для Бориса Рыжего явился толчком и путеводной "ариадновой нитью" в лабиринте совкового мрака!
...и эти два стиха, два гения, два мира, две поэтические обречённости, две свечи, сперва зажжённые, а потом и потухшие по божьей милости; два пытливых ума, пытавшихся заглянуть в будущее - отстояли друг от друга на ТРИ поколения (Блок родился в 1880 году, а Рыжий - в 1974-ом, разница - 106 лет, Блок умер в 1921 году, а Рыжий ушёл из жизни в 2001-ом, разница - 80 лет, а разница в написании приведённых стихов, составила 86 лет)
Разумеется, творческие коллизии, приёмы, стилистика и тематика поэзии Рыжего гораздо разнообразнее, шире и много современней (по атрибутике, мироощущению, языку, метафорам и аллюзиям), нежели опосредованная привязка к глыбе айсберга века серебряного русской поэзии (а во многом и мельче, и проще и вызывающе агрессивнее), но то , что Борис Рыжий - лучший поэт, писавший по-русски в России на рубеже 20-го и 21-го веков и по сей день!( разве что Бродский его условно говоря - "перещеголял"!?) - в этом у меня нет абсолютно никаких сомнений!
Свидетельство о публикации №124071102868