Я часть той силы, что желает зла

«Я часть той силы, что желает зла, но делает лишь благо»(1).
 
В 1997 году разразился довольно солидный скандал вокруг одиозного фильма «Последнее искушение Христа». Фильм действительно оскорблял чувства православного человека, т.к. под видом Иисуса Христа, с некоторыми элементами портретного сходства, выведено было то, что с Ним не имеет ничего общего. Это, безусловно, являлось соблазном для людей, которые за семьдесят лет нашей безбожной истории здорово подзабыли чистоту и святость воплотившегося Господа, потеряли иммунитет к подобного рода карикатурам на Него и вполне могли обмануться, глядя на те плотские борения, которыми изобиловал фильм. Очень хорошо понимая, что запретительными мерами противостоять этой бесовщине невозможно, ибо целомудрие и чистота помыслов могут основываться только на табу, являющимся исключительно внутренним запретом, личным нежеланием пачкаться в грязи скабрёзности, было, однако, радостно видеть тот протест церковных людей, которые своим единодушием ясно дали понять, что сей фарс не имеет никакого отношения к нашей вере.
Помня о том, что, если что и происходит в жизни, то происходит исключительно по Божьему промыслу, приходится с горечью констатировать тот упадок святости, постигший наше отечество, который отождествил свободу со вседозволенностью, ибо и католический, и протестантский мир смогли отстоять в те годы свою правду и воспрепятствовали показу этого скандального фильма на широком экране. Однако локальные победы были и в нашей стране и удалось не допустить осквернения Пасхи, и планировавшаяся поначалу демонстрация сего «шедевра» в Светлое Христово Воскресение того же года не состоялась.
Но Промысл Божий есть Промысл Божий. Я давно заметил одну очень интересную деталь: во всех евангельских притчах действуют безымянные герои, и лишь в одной из них мы встречаемся с неким Лазарем (Лк.16:19—31), при этом второе действующее лицо этой евангельской истории — безымянный богач. В этой притче раскрывается тайна нашего посмертного бытия, та непреодолимая пропасть, которая пролегает между праведниками и грешниками. Но и в ней же нам показана бездна милосердия Божия: даже для находящихся в адских муках возможна молитва, и, более того, эта молитва может быть услышана. «Тогда сказал он (богач): так прошу тебя, отче [Аврааме], пошли его (Лазаря) в дом отца моего, ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения» (Лк.16:27—28).
Святоотеческая мысль никогда не отождествляла Лазаря Четверодневного с Лазарем притчи. Но в Евангелии нет ничего случайного. И сей «некоторый нищий» притчи не может не намекать на то сугубо таинственное, что произошло с праведным Лазарем в течение его пребывания в состоянии отнюдь не клинической смерти. И параллели тут очевидны: Лазарь притчи — нищий, но на языке притчи — это образ нищеты духовной, которая является образом глубокой праведности, указывающей на Лазаря Четверодневного. Тут очень важны стенания безымянного богача: ведь это же молитва из преисподней. И, несмотря на, по словам Авраама, непреодолимые расстояния: «между нами [праведниками] и вами [грешниками] утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:26), — эта молитва была услышана великим патриархом и основателем народа Божия.
Сама суть и протяжённость диалога говорит о том, что любой грешник дорог Христу, Который и оставил нам это назидание. Господь прекрасно понимает, бездну отпадения народа Божия от своего предназначения, однако даёт шанс ему услышать свидетельство вызванного от смерти праведника и властно повелевает: «Лазаре, гряди вон» (Ин.11:43), — дабы он поведал братьям своим о том, что их ожидает в случае отвержения Христа.
Но, как и было сказано в притче: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк.16:31), так и в жизни: «Первосвященники же положили убить и Лазаря» (Ин.12:10). Поразительное обнажение злобы и беззакония человеческого!
Так вот фильм-то этот вышел на наши голубые экраны 2 ноября, именно в то воскресенье, когда во всех наших православных храмах благовествовалось то самое недельное евангельское зачало, о котором я только что рассуждал. Оно всегда звучит в те дни, которые отстоят на небольшое расстояние от памяти праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского: 30 октября (17 октября по старому стилю) — день перенесения его мощей.
Я отказываюсь верить в простое совпадение этих событий: ведь именно сему праведнику доподлинно известно, к чему может привести наша духовная беспечность. И сей верный друг Христов, зримо присоединяя свой голос к голосу Церкви ныне живущих на Земле, открывает нам единство с Церковью небесной, и теперь свидетельствующей о том упадке веры, в котором пребывает наша страна. Не милость ли это Божия, что и наши беззакония Господь хочет обратить в наше спасение? От нас же требуется только опомниться и отвергнуться греха, повернувшись, наконец, лицом к Истинному Богу.

P.S. Буквально через две недели после того, как я записал эту историю, ко мне на исповедь подошёл некий раб Божий Георгий, который не так уж и часто, но всё же навещал меня в храме. Он был не из самых бедных прихожан нашей общины и вернулся из поломнической поездки, посетив в частности Кипр. Он привёз мне оттуда небольшой образ праведного Лазаря, епископа Китийского, который я храню до сих пор. Раньше мы с ним никогда не обсуждали моё отношение к этому другу Божию. Я воспринял этот дар, как знак одобрения самим святым тех умозаключений, которые меня настигли.

09.02.2002
_________________________

(1)И.-В.Гёте, «Фауст


Рецензии
Поэт Зиновьев писал Россия так же идёт к кресту,как все а некоторые наши Святые писали-только в России может и должен появится Антихрист. Но что такое Россия-это люди,Она состоит из людей среди которых немало грешников...Война нас встряхнула или так мы устроены живём беспечно пока петух не Клюнет. Что то стало меняться перед лицом опасности,но экранах продолжают крутить пустые западные фильмы а также пустые передачи.Десятилетиями у нас растут цены и конца этому не видно.Смотря на это спрошу-Любим ли мы друг друга?Недавно только мы молились на Запад,а где были наши глаза?Достаточно было одного толкового священника посадить в правительство и он бы сказал,что Запад извратил религию и человеческие ценности,не ходите туда и не верьте им...Верующий человек поостерегся бы иметь дела с ними. Деньги не все в этой жизни,и сейчас мы это только начинаем понимать
Одно я знаю-не будет России и мира,как такового не будет.
Спасибо батюшка за свет слов!С уважением и добрыми пожеланиями Валерий!

Валерий Шмарин   14.07.2024 22:20     Заявить о нарушении
Почему Ангелы должны подхватить нас и отвести в Царствие Небесное?

Валерий Шмарин   15.07.2024 07:31   Заявить о нарушении
А как же без Ангела-Хранителя мы дорогу-то туда найдём?
Тот, кто слева, точно не туда заведёт!

Где конкретно родится антихрист, судить не берусь, возможно и на территории России, но Церковь в своих размышлениях говорит, что он будет из колена Данова.

И в Россию я вслед за Тютчевым тоже верю!

Храни Вас Бог!

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   15.07.2024 16:22   Заявить о нарушении
И приведет нас Ангел Туда и,как в сказке скажет-Вот перед тобой три пути выбирай... Только ошибка здесь будет роковой на всю оставшуюся жизнь.И только духовное зрение поможет человеку найти дорогу в Царствие Небесное. А тому,кому Ад положен тоже возможно выбор будет-к ворам прийти или к убийцам. Вот подобное к подобному и получится

Валерий Шмарин   15.07.2024 21:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.