Милосердие - выборочное или Богоподражательное?

Меня попросили поразмышлять на тему о "выборочном милосердии". Сразу почудилось в этом сочетании слов некое "не сочетание", нестроение, что ли. А что здесь не так? Да вот как-то не могу понять и принять, что милосердие может быть выборочным. Ведь что получается? Вот сегодня я могу быть добр, а что завтра? Могу и не быть добрым, а стану злым? Сегодня буду щедр, а завтра жаден? Какое же это милосердие? Не звучит...

Задумалась. Почитала, что пишут об этом в интернете. Почитала и святых отцов. Немного прояснилось. Видимо в словосочетание "выборочное милосердие" закралась некая подмена понятий. Смотрите сами, в интернете чаще всего под "выборочным милосердием" понимают выборочную милостыню (в смысле благотворительность). Но милосердие и милостыня отличаются друг от друга по смыслу, хотя и имеют много общего. Милосердие в философском осмыслении  - это состояние (качество, добродетель) высокоразвитой чистой души. А милостыня -  дар, пожертвование. Может быть разовой, соответственно выборочной. А при определенных условиях может стать и постоянной деятельностью - благотворительностью. Но вот она - благотворительность как раз может быть выборочной, в зависимости от наличия средств и возможностей благотворителя. Благотворитель в одиночку не сможет осчастливить всех нуждающихся, всех до единого. Это вроде  всем понятно. Когда средства ограничены, приходится выбирать. И ничего здесь не поделаешь. Конечно, возможно, выбирать по каким-то критериям, кому помощь нужнее, или же по зову сердца. Что кому ближе и проще. Грустно, но понятно.

А вот милосердие всё же, что это такое? Как достичь этого состояния обычному человеку? Ведь даже святые отцы сокрушались по поводу того, что не могут исполнить эту заповедь («Будите убо милосерды, якоже и Отец ваш милосерд есть») в полной мере. Плакали, что кажутся людям милосердными, а в себе находили лишь "глупую личину милосердия". Потому что быть милосердным по заповеди Господней означает быть распятым. Не обязательно буквально, но распятым, отдавшим всего себя, всю свою жизнь служению Богу и людям. Мало кто на это способен, почти никто. Немногие достигали такого состояния, такой высоты духа. Поэтому мудрые и говорят, что истинно Милосерд лишь сам Господь. Милосердными становились и уподобившиеся, подражавшие Ему святые. Но их очень мало.

А что же делать нам обычным простым людям? Хотя бы как-то приблизиться к этой добродетели? Да всё просто на самом деле. Делать, что можешь. Подавать милостыню, если есть что; не тщеславиться, а по силам своим творить добро; не думать плохо о людях, в том числе выборочно; осуждать не человека, а грех; искать в своём сердце "милость" к ближнему; не требовать от других, чего сам не в силах исполнить. А в конкретных случаях не быть равнодушным, стараться не пройти мимо человека, который в беде, а ты можешь ему помочь. Или накормить уличных котика или собаку. Подобрать выпавшего из гнезда птенчика. И такая маленькая, но реальная помощь не будет "выборочной", а будет ситуативной. То есть "милость" нашу как бы всегда нужно держать наготове. Как денежку в кармане для первого встречного нищего. В таком случае помогаем, подаём мы не выбранному нами человеку, а Христу. И тогда это будет уже не выборочное, а как называли его мудрые: "благодатное Богоподражательное милосердие".

А выборочное? А оно пусть остаётся для благотворительности. Это тоже нужное дело, и весьма важное. А как и кому благотворить, пусть решает сам благотворитель. Если уж взялся за гуж, не говори, что не дюж. А продолжай творить добрые дела. И это будет первый малый шаг благотворителя на узком пути к Богоподражательному милосердию.

Наталья Лешукова.

Птенчик. Художник Генри Джеймс Джонстон (1835-1907).


Рецензии