Сампсон Странноприимец
Согласно легенде, родился в Риме в семье богатых и знатных родителей; получил хорошее образование. Изучил врачебное искусство, чтобы помогать больным. Унаследовав после смерти родителей большое состояние, Сампсон подавал щедрую милостыню бедным и отпустил на волю своих рабов. Переселившись в Константинополь, он устроил дом для странников, нищих и больных, посвятив ему всё своё имение, время и знания: там он предоставлял им бесплатно кров, еду и медицинскую помощь. Патриарх рукоположил его в пресвитера.
Позднейшая византийская традиции сделала Сампсона современником императора Юстиниана, излечившим правителя Византии от недугов. В награду император построил по его просьбе странноприимный дом и бесплатную больницу, в которых поставил начальником Сампсона; это учреждение на сотни лет стало крупнейшей бесплатной больницей Константинополя.
Император Юстиниан[2] впал в сильный недуг и жестоко страдал лютою неисцельною болезнию. Призвали врачей, но они, осмотрев царя, по обыкновению своему начали спорить друг с другом, и долгое время только подавали царю напрасную надежду своими речами, но в действительности не могли уврачевать болезнь царя или даже облегчить его страдания. Призвали из всех областей Греко-Римской империи искусных врачей, но ни один не мог уврачевать царя от той жестокой болезни. Царь разгневался на них и повелел всех их прогнать с очей своих, а сам обратился к Источнику всяких исцелений и всей твари Создателю — Господу Богу: Ему одному он вручал жизнь свою и от Него одного со слезами стал искать помощи себе. И не презрел Бог прилежного и слезного моления царя. Уснув на короткое время, он увидел в видении множество врачей, пред[614]стоявших ему и облеченных в светлые одежды. Потом некий светозарный юноша, приступив к нему, начал показывать ему каждого из врачей, говоря, кто какого сана и сколько ему лет; среди них он показал царю одного, смиренного лицом и с седыми волосами, облеченного в священнические одежды; указывая на него, светоносный юноша говорил царю:
— Сей, а не иной кто, исцелит тебя, царь, от твоей смертельной болезни.
Воспрянув от сна, царь сильно обрадовался и возблагодарил Бога, Который подал ему благую надежду на выздоровление. Затем, припомнив образ виденного им во сне мужа, повелел снова призвать к себе всех врачей. Когда они предстали пред ним, он долго смотрел на них, ища среди них виденного во сне мужа, и, не найдя такового, снова впал в печаль и начал скорбеть. Потом, не переставая надеяться на помощь Божию, снова повелел искать такого врача, какого он узрел в сонном видении. При этом, описав черты лица виденного им мужа, царь обещал щедро наградить того, кто поможет ему разыскать этого мужа. Многие искали описанного царем врача и не находили. Наконец, один из царских слуг, который был известен самому царю и находился в дружбе с святым Сампсоном, вспомнил о святом, что он, будучи врачом немощных, по чертам своего лица совершенно подобен описанному царем целителю. Об этом он сказал царю, и царь повелел с почетом привести святаго к себе.
Когда святый вошел к царю, царь, узрев его, тотчас же познал, что сего мужа он действительно видел в сонном видении. Исполнившись радости, он быстро восстал с седалища своего и, подойдя к святому, обнял его и лобызал не только уста старца, но также главу и руки его, — говоря при этом:
— Ты воистину, отче, тот, коего во сне явил мне Господь Бог, обещая чрез тебя подать мне здравие.
Сказав это, он отвел его в спальный покой свой и, сев рядом с ним, наслаждался лицезрением его; при этом руки святаго он прилагал к глазам своим и со слезами лобызал их, надеясь получить от них исцеления.
Блаженный Сампсон при виде столь великого смирения царя опечалился и кротко сказал ему:
— Не делай сего, царь, не уничижай себя безмерным смирением, чтобы не ввести меня в грех гордости: тогда на тебя [615]ляжет вина моего осуждения Праведным Судиею. В чем превосхожу я людей, будучи нищим и грешным, нуждаясь сам в милостивом снисхождении Господнем ко исцелению грехов моих? Только твоя превеликая вера, обращенная к Господу, и твое теплое упование на Его милосердие приклонит Христа — Царя Небесного на милость, и Он исцелит тебя: ибо Он может сотворить все, что хочет.
Сказав это, Сампсон коснулся рукою больного места на теле царя, делая вид, что он прилагает лекарства, и желая этим утаить данный ему от Бога дар чудесного исцеления. И лишь только он коснулся больного места рукою, вдруг царь почувствовал облегчение от болезни, а потом скоро наступило у него и совершенное исцеление.
Получив совершенное здравие, царь сильно обрадовался не только своему выздоровлению, но и тому, что он сподобился увидеть столь великого богоугодного мужа. Потом, желая достойно возблагодарить святаго, предлагал ему много золота и серебра. Но святый сказал царю:
— Я много, царь, имел золота, серебра и имений, но все это ради Христа оставил, чтобы получить вечные небесные блага. Но если хочешь оказать мне твое благоволение, то ради Бога и твоего спасения сделай вот что: устрой рядом с хижиной моей дом, где бы я мог упокоивать немощных и странников, которым я привык служить. Этим ты и себе исходатайствуешь от Бога вечное воздаяние, и мою старость утешишь.
Слушая такие слова святаго, царь вменил эту просьбу его скорее в дар себе, чем в прошение, и повелел создать странноприимницу и больницу, как хотел преподобный. Когда же здание было окончено строением, царь приписал к нему различные имения на нужды успокаиваемых там странников и врачуемых больных.
Будучи великим угодником Божиим, святый прославился чудесами, творимыми им не только при жизни своей, но и по смерти. Некоторые из его посмертных чудес мы здесь и припомним.
Однажды был в Царьграде пожар, который начался от церкви святой Софии. Пожар был столь силен, что никто из людей не мог ничего сделать, чтобы погасить его. Пламя быстро распространялось и уже горело большинство роскошных палат и зданий, украшавших город. Огонь достиг и до странноприимницы преподобного Сампсона. Но окружив ее со всех сторон, пламя совершенно не касалось ее, и она стояла среди огня, как купина неопалимая. При этом многие видели преподобного Сампсона, который быстро обходил ограду странноприимницы и гневно отстранял от нее пламя пожара — и огонь, как бы устрашившись пред лицом святаго и повинуясь его велению, отступил от странноприимницы в другое место. Потом внезапно загремел гром и появилось на небе облако; немедленно после того полил сильный дождь, который, по молитвам святаго, угасил весь пожар.
Случилось как-то, что один знатный муж — Феодорит, саном спафарий, сходя быстро ради некоей нужды по ступенькам лестницы своего дома, оступился и повредил сустав ноги своей. Нога неожиданно разболелась, и он слег в постель. В продолжение трех дней он не мог от сильных страданий ни вкушать пищу и питие, ни забыться сном, ни сказать что-либо, — и был как немой. Но сохранив при своих страданиях здравый ум, он мысленно прилежно молился Богу и угоднику Его, святому Сампсону, призывая его на помощь. По прошествии трех дней, при наступлении ночи, спафарий Феодорит увидел святаго Сампсона, стоявшего у его ног; касаясь поврежденной ноги его, святый говорил:
— Встань, ибо ты уже больше не будешь болеть.
И сказав это, святый сделался невидим. Феодорит тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым и радостно начал громко благодарить Бога и говорить:
— Воистину великий угодник Божий святый Сампсон!
Потом, осязав свою ногу и видя, что она стала совершенно здоровой, встал и начал ходить. А с наступлением утра пошел ко гробу преподобного и, сотворив пред ним благодарное поклонение, поведал всем бывшим там о дарованном ему исцелении.
Сампсон был похоронен в церкви святого мученика Мокия, которая находилась рядом с одноимённой цистерной в западной части города.
Церковь Святого Мокия в Константинополе, также известная как Мокион (др.-греч. ;;;;;;), являлась одной из важнейших в городе. Церковь была разрушена не позднее конца XIV века и её точно положение не известно. Считается, что она располагалась недалеко от одноимённой цистерны, развалины которой сохранились.
Имя Сампсона как целителя и чудотворца воспоминается при таинстве елеосвящения. Память 27 июня по старому стилю. В этот день произошла Полтавская битва, в ознаменование памяти которой построены Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге и Сампсониевская церковь на месте Полтавской битвы. Его имя также носят Большой и Малый Сампсониевские проспекты.
Житие преподобного отца нашего Сампсона странноприимца // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. X: Июнь, День 27.
Свидетельство о публикации №124071002740