Баллада 5
Ты ускользаешь, как всегда,
Но я Тебя не забываю.
Безмолвно пусть поёт вода,
Вода небесная, живая.
Немолчны звуки, но без слов -
Они что капли дождевые.
Пусть молвит-плещется любовь,
Я лишь впитаю… не впервые -
Сидеть и знать: сказать могу.
Но не могу. Какие муки!
Пусть буду травкой на лугу,
Глазами, полными разлуки,
Объявленною пустотой,
Так успокоенной Тобою,
Что Музе вечное «постой!»
Не говорю… Летят гурьбою
Виденья-образы… слов нет!
Как я люблю Твои баллады!
И вижу боль, и рок, и свет,
Поток Любви, её услады,
Но обозначить не могу.
Прости меня! Пусть прочитавший
Придёт к Тебе. А на лугу
Цветочек мне кивнул увявший.
10.07.2024
___________________________
Вот, для желающих прийти:
4 баллады Шопена
https://www.youtube.com/watch?v=cV_xvsH_EDk
Или можете поискать те исполнения, что вам ближе.
Я люблю слушать их, как цикл. Много у меня о Шопене написано стихов, с названием "Шопен" - я нашла 5 стихотворений, циклы Этюдов и Прелюдий подробно разобраны мной. Но всё равно мне мало. Так я его люблю! Такой он мне родной, самый близкий и понятный, как воздух, которым дышу.
Но все пианисты знают какой он сложный и ускользающий, потому что божественное благородство и чистоту очень трудно передать, почти невозможно.
Я назвала этот стих "Баллада №5", потому что всё слушала подряд несколько дней эти истории - 4 баллады, пыталась описать, но вижу, что слова не приходят.
Поэтому - прозой.
Когда вы начнёте слушать Первую, вас встретит самая главная первая фраза - точка-опора, от которой расходится широкое движение души вверх и вширь. Как будто человек начал жить и раскрылся с надеждой и упованием. И тут же сникание, сомнение, предвестник падения. Неизбежность и невозможность. Вас унесёт прекрасный вальс главной темы и любовное упоение побочной ( в балладе - отголоски сонатной формы с двумя героями и разработка). Вы в коде увидите, как человек пытается сопротивляться, а Рок сметает всё на своём пути, как на все риторические вопрошания - только похоронные звуки.
Но дальше...
Дальше во Второй балладе вас будет нежить-колыхать на своих тёплых ладонях Бесконечность. Многие говорят, что эта баллада основана на сюжете "Свитезянки" Мицкевича. Нет, не так буквально и просто. Недаром сам Шопен уклонялся от программности своих произведений. Как истинно небесное божество, посланный нам Ангел, он понимал, что нужно давать слушателю шанс наделить музыку своим содержанием.
Я вот вижу, что если это и Свитезянка, то не любовная история, а само озеро Свитязь, в его духовном, может, и небесном выражении - оно и вечное в своём нежащем покое, и гневное в своих потоках. И всё это - благодатно для человека. Нет там бытовой истории, но есть стихийность. Переживая её, вы очищаетесь.
И, когда очиститесь, подойдёте к Третьей балладе, где от центра как бы круги расходятся. И всё равновесно. Высшее благородство, невыразимое.
Поэтому в Четвёртой уже нет ничего земного, и все её эпизоды - просто мелькания калейдоскопических состояний, абсолютно совершенных. Там нет никакого конфликта и противоречий. А на риторическое восклицание в коде ( как бы привет Первой балладе) уже не похоронные звуки, а прозрачные хоральные аккорды. То, что следует за ними - Вихрь - это любимое Шопеновское. Он любит сметать бытие одним потоком. Но это тоже мировое стихийное, и нет в этом никакой ни боли, ни разлада. Это просто конец времён. Что-то объективное и природное. Люди в этом не гибнут, ибо в духовном - смерти нет.
Вот это всё я так хотела сказать ритмично. Но поскольку любимый мой Фридерик решил ускользать, то и я с ним.
Я пыталась, писала, подходила много раз, но всё забраковала, ибо хорошо чувствую и понимаю - бессловесно - что может соответствовать.
Сейчас вот их взаимодействия с Жорж Санд изучаю. Но это отдельный разговор. И просто всё слушаю, читаю. Напитаться и впитать и просто жить - проверенный мною путь постижения и любви. Потом, бывает, приходит. В ответ на твою любовь. Если сочтут нужным. Не дай Бог насиловать Музу и что-то сочинять.
Вы же сразу чувствуете, читая стихи, веет там ветерок вдохновения или человек их сочинил? А если нет, то музыка очень поможет воспитать это ощущение.
Уверена, что сейчас Шопен как никогда необходим. Как необходима безусловная красота небесная, чистая вода - всегда.
Тот, кто его будет много слушать, душу свою сохранит от зла и очистится.
___________________________
Наброски к отношениям Жорж Санд – Шопен. Очень были непростые отношения. Соланж и Морис – взрослые дети Жорж Санд. Соланж – голодная в смысле любви, не прочь была завести роман с Шопеном. А Морис так вообще его ненавидел. Я что-нибудь напишу, когда дочитаю «Лукрецию Флориани», роман Жорж Санд, написанный ею в оправдание разрыва отношений. Уже и вначале видно, что в свою пользу. Посмотрю дальше насколько она объективна и милосердна, выводя Шопена в образе князя Кароля, или же просто хочет его обвинить, а себя оправдать? Всё шито белыми нитками. Но пишет она хорошо, живо, и мысли бывают глубокие.
Ты говоришь – любовь свободная?
Так что ж клонится вниз и вниз?
Мешают ей – Соланж голодная,
На всё обиженный Морис.
Писать роман, готовить снадобье.
А надобно – лишь одного:
Быть гению в трудах отрадою,
Во всём опорою его.
Он ведь один. Болезнь, особенность
И тело, будто не своё.
А мир даёт – восторг, озлобленность,
Земное, в общем, бытиё.
10.07.2024
Прочла "Лукрецию Флориани". Это, что называется, женское чтение - одни чувства. Ни одного пейзажа, мастерки и глубоко описанного, ни тени философии. Иногда проскальзывает морализаторство. А герои одномерны до пародийности.
Нет, женские романы не по мне. Разве что развлечения ради когда-то захочется... Но как же так можно? Героиня у неё такая идеальная, а герой - просто садист и вампир. Ну не бывает в жизни так одномерно. Всё всегда сложно, и в каждом человеке много и хорошего и дурного.
13.07.2024
Свидетельство о публикации №124071002646